Выставка произведений Игоря Пчельникова «Объем изображения» читать ~3 мин.
с 12 по 31 Июля
Российская академия художеств
Пречистенка, 21
Москва
12 июля 2016 г. в 16.00 в залах Российской академии художеств (ул. Пречистенка, 21) открывается выставка произведений народного художника РФ, члена-корреспондента Российской академии художеств Игоря Пчельникова «Объем изображения».
И.В. Пчельников (род 1931 г.) принадлежит к плеяде крупнейших мастеров отечественного монументального искусства. В 1956 году он окончил Ленинградское высшее художественно-промышленное училище имени В. И. Мухиной. В составе творческой группы молодых художников участвовал в художественном оформлении Дворца пионеров на Ленинских горах. В 1970-е годы создал такие яркие и значительные произведения как цветные рельефы в Посольстве СССР в Париже и в интерьерах санатория «Южный Форос» в Крыму, объёмно-пространственную композицию в ресторане гостиницы «Москва» (в соавторстве с И. Лавровой) и др. Своей изобретательной фантазией и элементами игры художники преображали интерьеры общественных зданий. Среди известных монументальных работ И. Пчельникова – витраж в фойе театра «Модернъ», пространственная композиция из металла на фасаде Центра Мейерхольда. В 2007 г. в соавторстве с М. Красильниковой выполнил фонтан на площади у Рижского вокзала в Москве.
В станковом творчестве, представленном в экспозиции, художник поражает глубиной и силой создаваемых образов, искренностью, обостренным чувством цвета и пространства.
Абилин в гостях у Пчельникова. 2004. Бум. темп
Грязный снег,грязная дорога. 2012
С конца 1980-х годов Пчельников обращается к евангельской теме. Его полотна, исполненные драматизма, истового сопереживания, передают накал страстей современного мира. Художник трактует их в философском контексте, видит в них возможность более глубоко и остро поднять темы человеческого бытия.
В своих станковых работах Пчельников продолжает оставаться монументалистом. Для него важны конструкция произведения, рельефность живописной формы, столкновение контрастных цветовых масс, стремление к трехмерности самого произведения как предмета.
Искусство И. Пчельникова требует от зрителя ответной работы, заставляет размышлять, анализировать. Художник драматически переживает значительные или только ему заметные события, «дающие толчки для пластических рассуждений», в которых он выходит за рамки сугубо личных взаимоотношений с действительностью, поднимаясь на метафизические уровни. Как пишет искусствовед Т. Нечаева, «для него компромиссы неприемлемы, всякая искусственность – непереносима, как ложь, он бежит от нее к простоте, натуральной огрубленности, шершавости, ломкости, о которую можно пораниться, занозить душу».
Мотивы «повседневной» живописи И. Пчельникова просты – сад, деревня, калитка, пес возле будки, крыши домов («Сумерки», «Ночная терраса», «Старые деревья», «Сад зимой», «Тени на снегу»). Кажется, в них ничего не происходит, но они вызывают ощущение событийной значимости. Он пишет сущностные признаки предметов и состояний, сводя к минимуму и концентрируя средства выражения – «земля, пространство, человек, проходящий в нём свой путь». Напряженный нерв живописно-пластических и пространственных взаимодействий, конфликт противоположных начал задевает зрителя за живое.
Ночная терраса. Оборотная сторона. 2012
В творчестве художника постоянно возникает емкий образ дороги, несущий в себе много смыслов. «Дороги» Пчельникова дают образ живой земли, родины, образ пространства, в котором человек ощущает свой масштаб.
В ретроспективную экспозицию вошли произведения живописи и графики, созданные в 1970-е – 2016 годы.
Выставка открыта по 31 июля 2016 года.
- Выставка Игоря Пчельникова
- «Секунды. Минуты. Часы. Дни»
- Игорь Дрёмин: «Объём изображения». Выставка произведений Игоря Пчельникова