Выставка произведений Руслана Цримова читать ~3 мин.
с 4 по 22 Сентября
Российская академия художеств
Пречистенка, 21
Москва
Российская академия художеств представляет выставку произведений члена-корреспондента РАХ Руслана Наурбиевича Цримова (Кабардино-Балкария). В экспозиции представлено около ста живописных произведений автора в том числе работы из серий «Материнство», «Распятие», «Музыкант», «Женщина», «Адам и Ева», «Цветы», «Древний танец».
Руслан Цримов родился в 1952 году. В 1975 году окончил художественно-графический факультет Карачаево-Черкесского педагогического института. С 1980-х активно выставляется – в 1986 году участвует в выставке советского искусства в Иордании. В период интенсивного становления галерейного бизнеса в России, поиска новых необычных имён и творческих индивидуальностей художник привлекает внимание галереи «Станбет» (зал выставок и аукционов Московского фонда культуры), которая проводит в 1992 году его персональную выставку в Москве, а затем ещё одну в Финляндии.
Руслан Цримов – художник ярко выраженного философского направления, глубокий и самобытный мыслитель. Его поиски формы неотделимы от первоначальной идеи, духовного импульса, мнемонического посыла.
В искусстве Цримова много трагичного – как не может быть бесконечно радостным взгляд неравнодушного к миру и людям человека. «Мои существа несчастны и несчастливы», – говорит художник. Изобразительные поиски тесно смыкаются в его искусстве с изысканиями в области истории, философии, культурологии, филологии и этимологии. Художник отмечает, что в языке адыгов слово «счастье» несет в себе иную смысловую нагрузку, нежели в русском языке. Так художник постоянно отмечает, что язык, на котором говорит человек, оказывает огромное влияние на его мышление и видение мира.
Творческой личности Руслана Цримова присуще острое ощущение пребывания художника на грани двух миров – зримого и незримого, которые становятся для мастера полноправными источниками образов для его произведений. Художник является своего рода путешественником в двух мирах, принося зрителю дары своего «потустороннего» опыта как сувениры-подсказки истинного бытия.
Цримов мыслит цветом и линией. Его колористические декларации отчетливы как лазурь небес или переменчивые цвета моря. Цветовидение художника обращает зрителя к абсолюту чистоты, задуманного Создателем при сотворении. Эмоциональная составляющая образов неизменно подчиняет себе формальные решения, наполняя их звучанием похожим на то, что древние называли «музыкой сфер».
«Феномен Цримова» – появление самобытного мастера абстрактного искусства в глубоко укорененном национальном контексте. Вместе с тем, сам художник считает, что понятие «национальная живопись» не вполне корректно. «Сколько солнца выпил художник – проявляется в его работах», – напоминает мастер.
Что же касается прихода художника к абстракции, то именно на ней зиждется народное исконное творчество. В данном случае абстракция является своего рода возвращением к истокам на очередном этапе развития художественной формы, открывающим новый цикл в эволюции творческого сознания. Отсюда и присутствие в большинстве работ Цримова знаков, символов как основы образного строя многих его произведений.
Искусство Руслана Цримова проникнуто движением. Художнику знакомо состояние необходимого перехода к новому этапу, когда все актуальное будто теряет свою значимость, навсегда оставаясь в прошлом. Это и является признаком эволюции, которая неизменно должна присутствовать в течение жизни человека, без которого его дальнейший рост будет невозможен, где кризис является началом нового. «Движение по кругу не для художника, – говорит мастер, – нужно уметь освобождаться от накопленного».
Утраченное единство духа и материи – основная тема произведений Руслана Цримова. Серия «Материнство» демонстрирует метаморфозы извечного и традиционного образа матери с младенцем, будто прохождение сигнала через пласты времени, своего рода звуковые, пространственные, цветовые аберрации. Несмотря на причудливые изменения, основа остается узнаваемой и считывается сознанием. Таким образом, художник будто сообщает некий код неизменного, который является для зрителя своеобразным ключом к вечности – сферы, которая является началом и концом всего, что нас окружает, включая и самого человека.
Текст подготовлен академиком РАХ Марией Вяжевич.