Выставка Розмари Трокель читать ~3 мин.
с 18 Сентября
по 24 НоябряМультимедиа Арт Музей
ул. Остоженка, 16
Москва
Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет выставку выдающейся немецкой художницы Розмари Трокель. Соорганизаторами выступают Институт связей с зарубежными странами (ifa) и Гёте-Институт.
Выставка Розмари Трокель является частью программы монографических выставок Института внешних культурных связей в Штутгарте, куда также были включены проекты, посвященные Зигмару Польке, Георгу Базелицу и Герхарду Рихтеру. Это говорит не только о положении, которое занимает творчество Трокель в истории современного искусства. В определённом смысле, взгляды её старших коллег стали отправной точкой для развития идей художницы.
На художественной сцене 1980-х мужчины занимали доминирующее положение, и с этой ситуацией Розмари Трокель не могла согласиться. Она уверенно формирует собственную позицию, противопоставляя фигуре художника-гения женские ролевые модели и смыслы. Ее работы отражают исключительно женский характер художественного творчества и настаивают на фундаментальной критике господствующей системы искусства.
Наряду с критическим запалом, произведения Трокель насыщены живыми образами и яркими, убедительными концептуальными конструкциями. Она находит ироничную и юмористическую форму для самого серьёзного интеллектуального наполнения, не обозначая при этом конфликт напрямую и не впадая в догматику. Юмор и ирония позволяют ей дистанцироваться от содержания — возникает ощущение, что во время работы Трокель будто наблюдает за собой со стороны, всегда сохраняя самокритичность. Ей удается высветить предрассудки, с которыми женщины сталкиваются как в социальном пространстве, так и сфере искусства. Художница воссоздает эти стереотипы, остроумно расставляя тематические акценты и мастерски подчеркивая их противоречия. В одном из своих ранних шедевров, «Рисовальной машине» (1990), которая представлена на нашей выставке, Трокель со всей виртуозностью доводит до абсурда клише о связи женского искусства с тихими ремесленными практиками и машинальным трудом. Благодаря механическому производству авторского мазка живописца «Рисовальная машина» считывается как пародия на клише «художника-гения».
В начале 1990-х годов эту же стратегию Трокель применила при создании «вязаных картин», напоминающих помещенные на стену минималистские скульптуры. Художница избавила вещи, взятые из повседневной жизни женщин, от их традиционных функций. Подобно использованной в «вязаных картинах» шерстяной пряже — идеологически заклейменной как «типично женский» материал, — электрические конфорки теряют свою связь с банальностью быта или техники. Будто женские эквиваленты «мужского» писсуара Марселя Дюшана — изначально произведенного промышленным способом без участия художника — вязаные картины и конфорки тоже проникли в музей в качестве предметов искусства.
В своих произведениях Розмари Трокель старается избегать прямолинейного высказывания и намеренно выбирает окольные художественные пути. Последовательно придерживаясь метода деконструкции, она ставит под сомнение каждый найденный ответ либо вообще отвергает его. Поэтому непосвященному наблюдателю её работы могут показаться противоречивыми и сложными для понимания. Но, на первый взгляд разнородные произведения и серии работ Трокель являются элементами исследования, основанного на естественнонаучном (Розмари Трокель уделяет особое внимание антропологии) и эстетическом принципах. При этом каждая такая серия работ словно опутана тонкой сетью ассоциаций, в которой изначальные смыслы и мотивы, будучи однажды сформулированными, в течение многих лет получают многочисленные воплощения в различных медиа и таким образом постепенно объясняют сами себя.
Использование традиционных и новейших выразительных средств в её произведениях позволяет установить самые глубокие связи. Это особенно характерно для рисунков тушью, углем и карандашом, коллажей и компьютерных изображений, занимающих важное место в творчестве художницы. Трокель создает рисунки на всех этапах работы — это эскизы, наброски, а также записи наблюдений и идей. Но, как хорошо видно в недавних крупноформатных работах, рисунок представляет собой отдельное направление в её искусстве. Поэтому графике Розмари Трокель, наряду с видео, на нашей выставке отведено особое место.
- Портреты и пейзажи из французского города Нант теперь в Москве
- «Ребёнок Розмари» Айры Левина, краткое содержание
- «Девятый орел» Розмари Сатклифф, краткое содержание
- «Наполовину сломанные лошади» Жаннетт Уоллс, краткое содержание
- «Держи аспидистру в полёте» Джорджа Оруэлла, краткое содержание
- «Ночь нежна» Фрэнсиса Фицджеральда, краткое содержание