Выставка художественного текстиля Натальи Мурадовой «Материя. Земная и небесная» читать ~4 мин.
с 18 Января
по 5 ФевраляРоссийская академия художеств
Пречистенка, 21
Москва
Российская академия художеств представляет выставку произведений признанного мастера текстиля, Народного художника РФ и академика РАХ Натальи Владимировны Мурадовой «Материя. Земная и небесная». Авторская художественная палитра технических приёмов безгранична – классическое ткачество, роспись, вышивка, объёмное шитьё, печать на холсте, имитация гобелена; так же разнообразен круг материалов – лоскутки тканей, кружево, стеклярус, фольга, фрагменты ткачества. Большую смысловую нагрузку несут тексты – цитаты из любимых работ поэтов автора, органично включённые в плоть материала, а также реальные предметы, использованные, как знаки памяти, символы событий.
Пережив разные периоды в поисках и экспериментах в общем стилевом потоке искусства, Мурадова явила нам свой индивидуальный стиль как художественный феномен. Это стиль со своими оригинальными идеями и декоративной системой образов, с особым поэтическим и философским мировидением, с фантазийной технической палитрой приёмов – от текстильной материи во всей красоте её живописных и текстурных качеств до использования авторской фотографии. Об этом говорят знаковые работы: «Можно жить и в придуманном мире» (1999), «Книга не умрёт. Роман будет прочитан». (2007), «Карнавал в Венеции», «Ужас и восторг великого города» (2010), «Непрочный памятник мгновенью» (2014), «Храм Вознесения» (2016), «Вариации на тему Боттичелли» (2017). В масштабных произведениях художника 2019-2022 года «Земля – Священная гора», «Дар небес – Святая Вода», «Небеса», «Воздух» прочитываются размышления мастера о гармонии мироздании и составляющих его элементах. «Русский занавес», «Летящие лепестки» вводят в атмосферу красоты и любования, ассоциаций, любимых образов. По сути, каждая работа – это живописное текстильное полотно, картина, как правило, внушительных размеров (до нескольких метров) со сложной образно – смысловой структурой.
Декоративный дар художника раскрывается в её акварелях, эскизах на картоне, которые являются самоценными художественными произведениями. Неповторимы букеты и ветки сирени, розы и хризантемы – излюбленные мотивы, в изображении которых происходит одушевление природы, её живое присутствие.
Творчество Мурадовой хорошо известно в культурном пространстве России и за рубежом. Наталья Владимировна родилась 10 октября 1946 года в Лодзи (Польша). В 1971 году окончила Московский текстильный институт. Она начинала свою деятельность в 1960-ые годы, когда перед искусством встали задачи создания эмоционально-образной среды в интерьерах больших общественных сооружений.
В начале 1970-х годов – обратилась к ручной росписи ткани. В период работы в системе Комбинатов Московского Союза художников ею были созданы десятки театральных занавесей, гобеленов и объёмно-пространственных композиций для интерьеров общественных зданий, сотни рисунков для художественного производства. Движение творческой мысли шло от плоскостной росписи к её пластической трансформации в объёмных текстильных панно.
С 1986 года начинается новый по значению и масштабу период, когда совместно с архитекторами и художниками по стеклу Т. Сажиным и Л. Фоминой Н. Мурадова участвует в оформлении пространственной среды таких крупных и общественно значимых сооружений, как Министерство иностранных дел и Государственная Третьяковская галерея, для которой в период её реконструкции она создала гобелены «Три века русской культуры», «Парк. ХVIII век», «Дворянское гнездо. ХIX век», «Окно поэта. ХХ век».
В 1995 году Наталья Владимировна принимает участие в грандиозном по значимости и объёму проекте оформления резиденции Президента России в Московском Кремле. Для Зала Совета Безопасности ею создан уникальный гобелен «Герб» в технике классического ткачества с золотой вышивкой, и гобелен «Сияние Москвы» (40кв. м. ), который выполнялся на знаменитой исторической мануфактуре в Обюссоне (Франция). Эскизы и картоны хранятся в музее фабрики наряду с рисунками знаменитых художников – А. Ватто, Ф. Буше, Ж. Люрса.
В 1999 году началась работа по художественному оформлению нового здания Верховного Суда России, успешно завершённая в 2007 году. Объем выполненных работ поистине грандиозен. Для разных помещений она создала ряд крупномасштабных произведений – текстильные панно, гобелены, росписи с применением золотого шитья для оформления сцены актового зала площадью 150 кв. м. Декоративной доминантой пространства библиотеки стали настенные и потолочные росписи. Целую стену украшает уникальный гобелен «Время».
Со всей полнотой раскрылся индивидуальный стиль Мурадовой в десятках уникальных произведений, созданных ею за прошедшее двадцатилетие и представленных в собраниях ведущих музеев России, музее «Arts and Design» в Нью-Йорке, частных коллекциях. Любовь к слову, владение им раскрылось в автобиографических книгах автора «Лепестки» (2016). «Лоскуты разорванного времени и живописные заплаты чувств» (2021), в которых со свойственным автору темпераментом так искромётно, ярко и с исповедальной откровенностью раскрывается цельность «художественности» её натуры в самых разных формах её проявления.
Заметное присутствие автора в контексте современного художественного процесса проявляется в постоянном участии в отечественных и международных выставках, крупнейших творческих акциях, таких как Российская триеннале современного гобелена в «Царицыно», Международная триеннале текстиля в Лодзи. Выставки последних лет, состоявшиеся на самых разных выставочных площадках – в музеях, галереях, театрах, во всей полноте раскрыли творческие ориентиры, когда реалии пережитого, увиденного переходят на уровень чистой красоты и гармонии.
«Счастье – уметь и мочь, и быть узнанным, приглашённым… Прекрасное чувство востребованности и опоры, правды происходящего» – написала Наталья Владимировна в одной книге о своём творчестве. Зритель видит, чувствует и разделяет устремлённость автора к общению на ноте эмоциональной взволнованности.
Текст подготовлен на основе статьи доктора искусствоведения, академика РАХ Л. В. Казаковой
- Выставка произведений Натальи Мурадовой. «Простые и вечные НИТИ тонкие и неразрывные»
- Выставка «РАЗ/АРХИВАЦИЯ»
- Не живопись. Декоративно-прикладное искусство из коллекции ГМИИ им. А.С. Пушкина