Выставка «Художники Татарстана:
образ Сююмбике – последней царицы Казанского ханства в канун 500-летия со дня рождения» читать ~3 мин.
с 26 Августа
по 26 СентябряНациональная художественная галерея «Хазинэ»
Кремль, проезд Шейнкмана, 12, 3-й подъезд
Казань
Выставка «Художники Татарстана: образ Сююмбике – последней царицы Казанского ханства в канун 500-летия со дня рождения», посвященная Дню Республики Татарстан из собрания Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан и произведений живописи художников Татарстана, впервые представляет легендарный образ Сююмбике в едином выставочном пространстве. Дата рождения царицы доподлинно неизвестна, по некоторым сведениям она родилась около 1516 года. Сююмбике – дочь Ногайского хана Юсуф бея, праправнучка основателя Ногайской Орды Идегея.
Время её жизни в ханской Казани – 1535 – 1551 годы. Судьба царицы стала символом золотого века исторического прошлого татарского народа. Ее образ овеян символикой, легендами, мифами и преданиями, с ним связаны представления об истинной красоте татарской женщины, о материнстве и любви к отечеству.
Образ Сююмбике – та тема, которая в эпоху, как царской России, так и в советское время, была тесно переплетена с идеологией. Рубежным для истории татарского народа стал 1552 год, время крушения Казанского ханства, которое повлекло за собой на многие столетия и забвение духовных ценностей. Тем не менее, в русском искусстве на волне интереса к российской истории, возникали полотна, посвященные страницам походов и завоеваний, ярким личностям некогда существовавших на территории России ханств и государств (В. Г. Худяков «Плененная царица Сююмбике, покидающая Казань», 1870, Ульяновский художественный музей). В 1920 – 1930-е годы в казанском искусстве вновь возник интерес к национальной истории (И. И. Князьков «Въезд Ивана Грозного в Казанский кремль»).
ХХ век диктовал иные ценности и приоритеты: вплоть до конца 1960-х годов в произведениях художников Татарстана национальная тема и национальная история были завуалированы на уровне этнографизма и типажа. Изображения башни Сююмбике – архитектурного символа Казани, городские пейзажи Касимова (последнего пристанища низвергнутой повелительницы) – находили своё место в живописных произведениях А. И. Трапицына, С. О. Лывина, В. В. Анютина, Р. А. Гилазова, Г. Л. Эйдинова.
В панораме исторической живописи Татарстана 1970 – 1980-х годов появились новаторские для времени работы Ч. Ахмарова, Б. И. Урманче, И. К. Зарипова, А. И. Тумашева, К. А. Нафикова, Р. М. Вахитова. Для этих мастеров сама атмосфера пиетета перед историей стали определяющими в избрании своего пути в искусстве. Открытие в мир ханской Казани через образ Сююмбике было сделано Баки Урманче в немеркнущем скульптурном портрете царицы, или в его графическом произведении (коллекция ГМИИ РТ).
Среднеазиатский Восток наложил отпечаток на искусство Р. М. Вахитова. Приемы художественной стилизации под архаику восточной миниатюры проявляются в плоскостности композиции, локальности и открытости цветовых пятен, отсутствии линии горизонта. Новый этап в осмыслении национальной темы наступает на рубеже 1980 – 1990-х годов. Творчество Ф. Г. Халикова начинается с изучения древностей, татарской истории. Произведениям художника характерна достоверность, детальная разработка темы, а в стилистике он близок традициям русской исторической живописи (И. Репин, В. Суриков).
Современное обращение к образу Сююмбике устремлено сквозь призму условного, постмодернистского языка так называемого «мусульманского авангарда», абстракционизма, концептуализма, приемов примитива, эстетики искусства шамаиля. В этом ключе работают такие мастера, как Е. Г. Голубцов, Ш. М. Шайдуллин, Р. А. Кильдибеков, А. Р. Ильясова, Р. А. Кильдибеков, Ф. Р. Валиуллин, М. Ш. Хазиев, В. П. Аршинов, Р. Г. Шамсутдинов, Н. Наккаш, З. Бикташева.
Выставка продлится до 26 сентября 2016 года.