Выставка Юлии Агеносовой «Дежавю» читать ~7 мин.
с 9 по 23 Октября
PRO ARTS
ул.Театральная, д.9
Калуга
9 октября в галерее Pro Art`s откроется персональная выставка Юлии Агеносовой «Дежавю»* – следующая часть большого высказывания о фундаментальных категориях человеческого бытия, где философское мировоззрение художника приобретает художественную материю.
В своем творчестве Юлия Агеносова касается вопросов пересечения внутреннего и внешнего миров человека. Медитативный символический язык художника, на грани абстрактного и предметного, в каждой созданной серии затрагивает сферы глубоко личные, сокровенные, почти интимные и по-разному освещает стороны человеческой жизни.
Новый проект продолжает развитие темы метафизичности в искусстве и исследование репрезентативности в абстрактной живописи. Изысканно вовлекая бессознательное в восприятие, художник создает ситуацию неопределённости, когда на первый взгляд кажущаяся абстрактной композиция при ближайшем рассмотрении оказывается достоверно воспроизведенным образом реального объекта – человеческих волос. Здесь сила оптического воздействия художественной материи и цвета настолько велика, что происходящее ощущается на телесном уровне, содержание становится осязаемым, приобретает свою живую «плоть».
*Дежавю – (фр. deja vu) «уже́виденное» — психическое состояние, при котором человек ощущает, что когда-то уже был в подобной ситуации или в подобном месте, однако, испытывая такое чувство, обычно не может, несмотря на его силу, связать это «воспоминание» с конкретным моментом из прошлого. Поскольку дежавю не удаётся вызывать искусственно, его научные исследования затруднены.
Выставка объединяет в экспозиции две серии живописных работ и скульптуры, созданные в 2021 году – Травы райского сада и Реминисценции.
Серия «Травы райского сада». Всего одна фраза, принадлежащая главному герою романа Марселя Пруста «В поисках утраченного времени», в которой он так поэтично сравнивал образы райского сада и волосы любимой женщины, о которой грезил, вдохновила художника на создание серии. В этом неожиданном сравнении видится проявление «французской страсти» - мании и смелости поставить себя целиком на карту. Или то, что французы называют s’engager — ввязаться. Но ввязаться не умом, а ввязаться в смысле — поставить на карту свою жизнь, рисковать собой. Ты достоверно присутствуешь, поскольку поставил себя на карту. И только в свете этой достоверности — все, что можно с ней сопоставить, соотнести — может получить признак истинности.
Вторая тема серии, как и романа Пруста – тема радости и пути, который стоит проходить, хотя он несет на себе отпечаток смертного пути. Автор проекта делится со зрителем своим собственным ощущением, что без того, чтобы жить в тени символа смерти, ничего нельзя понять и ничего нельзя в действительности испытать.
Серия «Реминисценции». Авторство древнегреческого философского термина следует приписать Платону. Понятие использовалось в платоновском учении о природе человеческой души и учении об идеях. Платон полагал, что для души интуиция служит инструментом сбора информации об ином мире. Данный термин обнаруживается в трёх основных произведениях Платона. В «Меноне» Сократ рассуждает о всеобщей родственности предметов друг другу, благодаря чему можно в буквальном смысле слова всё вспомнить и всё найти. Платоновская концепция, вложенная в уста Сократа, состоит в том, что механизм припоминания открывает доступ к суждениям о причинах. В «Федоне» повторяется догмат о том, что на самом деле знание есть припоминание. А в «Федре» Платон постулирует реминисценцию (припоминание) как посвящение в таинства и приближение к духовному совершенству. Наиболее ранними реминисценциями следует признать силуэты, пропорции и сюжеты древних наскальных изображений – петроглифы.
Серия «Реминисценции», используя методы изображения древних художников, через мифологические образы и религиозные сюжеты, погружает зрителя в мир образов-реминисценций, припоминаний об ином мире, в котором, возможно, он никогда и не был. Эти источники вдохновляли художников прошлого, а сегодня связь этих архетипов с реальной жизнью современного человека – предмет рефлексии художника.
Техника живописи. Юлия Агеносова в основном работает в технике масляной живописи. Автор выбирает послойную технику выполнения изображения, стремясь к тому, чтобы через каждый слой, который является пастозным (не лессировочным), просвечивал предыдущий слой, тем самым влияя на «звучание» предыдущего. В одной работе таких слоев может быть от 3х до 10ти. Накапливаясь, они создают ощущение не нарисованной глубины, а настоящей, физической, вызванной просто механическим наращиванием красочного слоя. Художник считает это важным, поскольку это роднит картину с жизнью, которая также многослойна – день за днем, год за годом, и вчерашний день даёт о себе знать в сегодняшнем.
Волосы. Материал для изображения новый, сложный, вызывающий противоречивые чувства: от отвращения до чувства глубокой интимности и сопричастности чему-то очень личному. Для художника этот материал наделен особыми свойствами – он хранит тайну, связанную с памятью. Этому есть и научное обоснование – днк человека, и МИСТИЧЕСКОЕ – во всех культурах мира именно волосы человека задействованы в различных культах и ритуалах. С ними связаны поверия и суеверия. Для художника такая содержательная сторона материала делает его совершенно уникальным и наделенным дополнительной энергией. Волосы Юлия рисует с натуры, помещая пучок волос в файл на лист белой бумаги, чтобы он стал плоским. Это принципиальный момент: художнику важно срисовать их именно так, как они легли, исследовать форму, которую создала природа. Часть работ выполнена на светлом фоне – оттенки, близкие к цвету кожи. Другая часть – на темном – идея внутреннего света. Как день и ночь. Художник рисует волосы, которые уже не являются частью образа человека. В обычной жизни это то, что немедленно отправляется в мусор, сопровождаемое чувствами отвращения, особенно если это чужие волосы. Художник предполагает, что это связано с тем, что человек обычно не думает о моменте своей кончины – эти мысли невыносимы ему, он их избегает. Тут же совершенно очевидно, что, видя прядь своих выпавших волос, он воочию сталкивается с неизбежностью неминуемостью своей смерти. Они выпадают навсегда, их уже не вернуть назад, как не вернуть назад время, ни одной минуты нашей жизни.
Петроглифы. Художник называет свои работы петроглифами, (в современном лексиконе – граттаж, скретч), поскольку они выполнены в технике процарапывания по сырой краске, так похожей на то, что делали древние художники, процарапывая на камне изображение, и на то, что нам известно, как наскальная живопись. Этот способ изображения позволяет показать всю необыкновенную выразительность волос как материала, не в массе своей, как обычно изображают волосы «копной», а сосредоточиться на пластике каждого отдельного волоса, демонстрируя его изящество, пластицизм и динамичность.
Скульптура. С недавних пор Юлия Агеносова занимается скульптурой, используя в основном проволоку, камень (бетон) и дерево. Непосредственно объект выполнен из проволоки, отдаленно напоминающей пучок, моток волос. Таким образом, живопись последних лет приобретает трехмерность. Выбор материала не случаен – художника завораживает неожиданная простота этого материала и его выразительность. Являясь до определённой степени мягкой и пластичной, проволока способна держать форму. При этом она обладает качеством живого – способностью меняться. В этом есть отличительная черта произведения – оно всегда остается незавершенным, всегда есть риск, что какой-то элемент изменит форму, а значит и содержание.
О художнике
Юлия Агеносова родилась в Калуге. Окончила художественно-графический факультет и факультет практической психологии Смоленского государственного педагогического университета.
Член Творческого Союза Художников России и Международной Федерации Художников с 2010 года. Действительный член Академии аналитического искусства (АКАНИС) с 2012 года. Преподаватель абстрактного искусства в Tantum Art`s Foundation и Инновационном культурном центре (Калуга, Россия).
Участник и лауреат городских, областных, региональных и международных выставок и конкурсов.
В 2019 году вошла в список лучших современных художников России (Arteex). Работы находятся в частных и государственных коллекциях в России и за рубежом. Живет и работает в Калуге.
Получив художественное педагогическое образование, Юлия Агеносова увлекается психологией, получает специальность практического психолога и работает 7 лет в психиатрической клинике в качестве клинического психолога. Это оказало огромное влияние на развитие личности художника, обогатило его уникальным опытом погружения в самые недра психики человека, со всеми её страстями и противоречиями. Это непосредственное соприкосновение с неподдельным проявлением человеческой души в самый тяжелый её момент- момент страдания, научил художника не бояться касаться самых сложных тем в искусстве: автор размышляет о страхе потерь, смысле и бессмысленности жизни, боли от близости с другим человеком, одиночестве, борьбе с ощущением собственного несовершенства и несовершенства мира, недостатке в любви и понимании…
Все это находит непосредственное отражение в работах Юлии Агеносовой – каждая серия наполнена очень личным содержанием и одновременно касается того, что беспокоит всех людей, независимо от их социального статуса, национальности, и гендерной принадлежности. Это общее «коллективное бессознательное» - предмет рефлексии автора.
- Финишная прямая «Национального бестселлера»
- Выставка Юлии Агеносовой «Обет молчания»
- Светопись из Голландии в Нижнем Новгороде