Выставка «Защитники Отечества. Военно-историческая тема в лаковой миниатюрной живописи» читать ~4 мин.
с 17 Апреля
по 31 МаяВыставочный зал РВИО
Лаврушинский пер., 17, стр. 1
Москва
Русское искусство всегда чутко отзывалось на события отечественной истории. Не стало исключением и творчество мастеров художественных промыслов. Посвященная юбилею Великой Победы выставка «Защитники Отечества» призвана показать, как военно-историческая тема отразилась в продукции знаменитых промыслов Центральной России – Мстеры, Палеха, Холуя и Федоскина, где на протяжении ХХ века успешно и своеобразно развивалась лаковая миниатюра.
Н.А. Любомудрова. Шкатулка «Герой давно отгремевшей войны». Мстёра. 1985. Папье-маше, лак, темпера. 6х20,5х14
Выставка знакомит с самыми яркими произведениями миниатюрной лаковой живописи в собрании декоративно-прикладного и народного искусства России, которое хранит Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО». Для проекта в память о Великой Отечественной войне выбрано больше 60 экспонатов -- ларцы и шкатулки, украшенные росписью на сюжеты былинных сражений и реальных воинских побед. В числе их героев и полководцы от Александра Невского до Георгия Жукова, и воины из «Слова о полку Игореве», и персонажи древнерусского эпоса – сказов о богатырях, подобных Илье Муромцу.
Н.П.Лопатин. Пластина «Добрыня Никитич». Палех, 1980. Папье-маше, лак, темпера. 33,5х25.
Неразрывно связаны с темой славы Отечества и сцены мирной жизни, которой посвящены многие изделия лаковой живописи. В традиционный мир старинной росписи, генетически связанной с канонами и пластикой русской иконы, мастера помещают образы как выдающихся современников, так и рядовых людей, будь то воины Красной армии, отдыхающие в перерыве между боями, убеленные сединами ветераны Великой Отечественной войны, которые делятся воспоминаниями, или участники Парада Победы. Мы видим на гранях и крышках шкатулок колхозников на современной технике, строителей, геологов, горожан.
В.Д. Липицкий. Панно «Маршал Г.К. Жуков». Федоскино, 1985. Папье-маше, лак, масло. 31х23х1
Лаковая миниатюра завоевала наибольшую популярность среди изделий русских художественных промыслов. И в нашей стране, и за рубежом широко известны названия древних владимирских сел Мстёра, Палех и Холуй, где с допетровских времен жили целые династии иконописцев. К декоративной росписи по лакам они перешли в 1920-30-е гг. и быстро добились международного признания. Образцом послужили мастерские в подмосковном селе Федоскино, где художники-миниатюристы изначально, с конца XVIII века, разрабатывали светские сюжеты в декоративно-прикладном искусстве.
Г.Н. Кочетов. Коробочка «Звездный час». Палех, 1987. Папье-маше, лак, твореное золото, темпера. Высота 6,5,; диаметр 9.
В экспозиции изделия разных фабрик собраны воедино, без разделения по местным школам, это позволяет зрителю самостоятельно разобраться в нюансах индивидуальной манеры, заметить сходство и различие в стилистике. Выставкой охвачен небольшой отрезок истории «русских лаков» – с 1970-х по 1990-е гг., однако, изделия этого позднего периода дают яркое представление об особенностях каждого из художественных центров. Порой парадоксально сочетание канонической для лаковых промыслов «сказочной» (а на самом деле, «иконной») эстетики с сюжетами из повседневной жизни в работах исконных владимирских иконописцев – палешан, мстёрцев и холуйцев. (Сейчас села Палех и Холуй включены в состав Ивановской области). В федоскинских же изделиях и в XIX, и в XX веках миниатюрная живопись изначально взаимодействовала с преобладавшим в светском станковом искусстве «большим стилем» -- реалистическим.
О.А. Платонов. Пластина «Наш час настал». Палех, 1985. Папье-маше, лак, темпера. 32х21х0,7
Изящество рисунка и прихотливость линии, певучие ритмы, стройность пропорций удлиненных фигур, сложная гармония колорита и орнаментальная разработка всей поверхности предмета остаются неизменными в изделиях лаковой миниатюры независимо от эпохи, к которой обращается автор. Как прежде древнерусским живописцам 17 века, так и современным мастерам «русских лаков» присущи лирическое отношение к человеку и родной природе, эмоциональная глубина и безудержная фантазия. Динамизм повествования, причудливые приемы письма, благородство общего стиля, созвучного порой не только русской иконе, но и творениям раннего итальянского Возрождения, превращают знакомство с русской миниатюрной живописью в увлекательное путешествие в глубины народного сознания и пласты отечественной истории.
Б.И. Киселев. Ларец «Фронт и тыл». Холуй, 1985. Папье-маше, золото, лак, темпера. 8х7х5,5
Для собрания декоративно-прикладного искусства ГМВЦ «РОСИЗО» авторские изделия знаменитых исторических промыслов 1970-90-х гг. закупались Министерствами культуры СССР и РСФСР. Сегодня эта коллекция насчитывает 410 единиц хранения.
Адрес Выставочного зала РВИО: Лаврушинский пер., 17, стр. 1
Выставка работает с 17 апреля по 31 мая 2015 года, ежедневно, кроме понедельника с 11.00 до 20.00.
- «Палехские сказки»
- Персональная выставка «Магия символа»
- Выставка «Народные художественные промыслы России»
- Выставка «Художественные лаки. Где живут сказки»
- Живопись потомственного армянского художника Мгера Чатиняна 12+