Выставочно-лекционный проект «Восток Рувима Мазеля» читать ~2 мин.
Выставочно-лекционный проект «Восток Рувима Мазеля» посвящен 130-летию со дня рождения выдающегося художника-ориенталиста Ильи (Рувима) Моисеевича Мазеля (1890-1967).
Выходец из черты оседлости, сын витебского скрипача, окончивший хедер и художественную школу Ю. М. Пэна (1854-1937), Рувим Мазель прошел через художественные мастерские Германии, однако раскрылся как подлинный художник, соприкоснувшись именно с Востоком. Пустыни и краски Туркмении, а позднее и Кавказа возбудили в его генетической памяти образы Святой Земли и Иерусалима, запечатленные художником в библейских сюжетах на холсте, в графике, акварели и переданные иносказательно в образах обычных людей, через уклад их жизни, художественные традиции, включающие ковроткачество и музыку.
На протяжении сложной истории двадцатого века Восток был прибежищем для гонимых от войн, погромов, насилия и голода и остается благодатной житницей, принимающей и согревающей теплом своей земли, дарящей любовь всем, кто может почувствовать её и принять. Сердце художника, наполненное радостью и счастьем от соприкосновения с природой, образами и искусством восточного края родной страны щедро откликнулось благодарным чувством: «Тут у меня проснулась давняя страсть к Востоку, и мне показалось, что я нашёл то, что давно искал…» (Р. Мазель. Записки. Рукопись).
«Восток Рувима Мазеля» — это нарицательный образ вечной памяти, помогающей выстоять сквозь века, собирая настоящее из рассыпанных атомов прошлого, прикладывая камень к камню, жердочку к жердочке в восстановлении утраченной гармонии вещей. Наталья Апчинская (1937—2014) — первый исследователь творчества Рувима Мазеля, назвала его ярким примером «еврейского художника, сохраняющего национальную идентичность и при этом влюбленного в иную, хотя и родственную культуру» (Н. Апчинская, 2004). В этом сохраняется гармоничное единение Запада и Востока, подарившее миру добрые, светлые и по-своему уникальные образцы мазелевского искусства — искусства видеть своё сквозь чужое и любить чужое как своё.
Центральная тема экспозиции — память о Иерусалиме и Святой Земле — укорененная в творчестве художника, пронизывает все события «Недели еврейского искусства в ГИИ» (17-21 мая) — от выставки и лекций ведущих российских и зарубежных искусствоведов, концертов классической и традиционной еврейской музыки, до Первой Международной междисциплинарной сессии по Еврейскому искусству (20-21 мая).
Второй конкурс грантов Российского еврейского конгресса на развитие музейных и выставочных проектов в области еврейской культуры, лауреатом которого стал проект, определил победителей в 2020 году. На рассмотрение экспертного совета поступили 64 заявки из 36 городов, а в составленный экспертами шорт-лист, который рассматривало жюри, вошли 20 проектов. В апреле этого года РЕК объявил прием заявок на свой Третий конкурс музейно-выставочных грантов. По традиции участвовать в нём смогут любые некоммерческие, бюджетные и общественные организации: театры, музеи, общинные центры, научно-исследовательские институты, имеющие презентационные площадки в онлайн- или в офлайн-формате. Последний срок приема заявок – 15 июня 2021 года).
- Выставка «Образ Востока в русском искусстве первой половины XX века»
- Лекция на жестовом языке «Экзотические мотивы в картинах русских художников»
- Междисциплинарная «Платформа»
- В Красноярский театр им. Пушкина на церемонию открытия после реконструкции пришли первые зрители
- Фестиваль «Веков связующая нить»: нескучный фольклор в шоу-формате
- «Дни современного искусства» международный фестиваль современного искусства
- «3D-VR Путешествие внутри картины»
- Преимущества обучения у Сергея Хохлова: отзывы учеников о качестве образования в сфере отношений