ВЫСТАВОЧНЫЙ ПРОЕКТ «КОРАБЛЬ. ПУТЕШЕСТВИЕ СКВОЗЬ ВРЕМЯ И ОБРАЗ» читать ~3 мин.
Российская академия художеств 30 января 2015 года представит в залах музейно-выставочного комплекса РАХ (улица Пречистенка, 19) проект "Корабль. Путешествие сквозь время и образ".
Выставка будет проходить с 30 января по 29 марта 2015 года.
АЛЕКСАНДР БЫСТРОВ. Основание Адмиралтейства
Основой экспозиции стали работы из фондов Научно-исследовательского музея Академии художеств, СПБ. Участники проекта – Крокин_галерея, Научная библиотека РАХ, СПБ, Московский музей современного искусства, Рыбинский Государственный историко-художественный музей-заповедник, Стелла Арт Фонд, ГМИИ им. А.С. Пушкина, фонд МГАХИ им. В.И. Сурикова, частные собрания художников и коллекционеров России.
Академическая программа. 19 в. Харон перевозит души умерших через реку Стикс. НИМРАХ
Образ или сакральный смысл Корабля, Ковчега, Лодки, Парусника неразрывно связаны со всеми эпохами и стилями изобразительного искусства. Для Российской академии художеств эта тема в искусстве особенно интересна – Российский Флот и Императорская академия художеств были созданы Петром Ι. Экспозиция символически открывается картиной академика Льва Лагорио "Вид на Академию художеств с Невы" (1880, НИМ РАХ, СПБ) – корабль, как метафора бесконечного путешествия и поисков в континууме искусства.
Экспозиция объединяет площади музейно-выставочного комплекса в символический "Корабль". Все пространства, включая постоянную экспозицию, задействованы в проекте – каждый зал станет одним из этапов Путешествия, раскрывающим грани метафоричности этого образа.
МОНИГЕТТИ. ЯХТА ДЕРЖАВА 3. НАЧ. ХХ вв.
Корабль – центральный смысловой узел человеческих культур. Человек таков, каковы его корабли. Его стремления, его подсознательные драйвы, его идеологические завихрения материализуются в кораблях.
Корабль знаменует собою мечту, которая, быть может, однажды приблизится к сонному приморскому городу, осененная алыми парусами. Уже сил нет надеяться, а не надеяться тоже нельзя.
Корабль обозначает саму жизнь. Она движется к далекой и вряд ли понятной цели над темными безднами инобытия, под вечными звездами. И корабль идет. Именно идет, слышите. La nave va. (А. Якимович)
ДМИТРИЙ БЕЛЮКИН. Белая Россия. Исход
«Корабль" как наполненная смыслами система – идея вневременная и адекватная любому историческому и художественному периоду, известному человечеству. Строение экспозиции основывается на этом принципе – смешение и нарушение всех возможных временных и стилистических границ, традиционных для "академической выставки". В разных залах комплекса произведения искусства ХVΙΙΙ, XΙX, XX веков и нашего времени объединятся для рассказа о историях, связанных с водой и кораблем – о путешествии, о легенде, о трагедии, опасности и спасении, о героях и романтике мореплавания и далеких горизонтах. Различие стилистического языка и формальных приемов, свойственных искусству того или иного времени, для работ находящихся в едином пространстве и объединенных лишь тонким намеком на общность темы или ситуации, не только не мешает визуальному восприятию конкретного произведения, а подчас открывает, "вытягивает на поверхность" скрытые смыслы и культурологические пласты художественного произведения, порождает едва уловимые ассоциации и исторические диалоги.
ИВАНОВА А.М. НАХИМОВЦЫ В ВОЕННО-МОРСКОМ МУЗЕЕ. 1951.
Известные выражения – Navigare necesse est vivere non est necesse (Жить не обязательно, плавать по морю – необходимо) и Vita brévis, ars lónga (Жизнь коротка, искусство – вечно) – лейтмотив проекта "Корабль. Путешествие сквозь образ и время", объединившего произведения знаменитых и неизвестных художников – иконопись, живопись, графику, скульптуру, объекты, видео, архитектурную графику, модели, фотографию. В экспозиции – около 150 работ, среди которых произведения Ивана Айвазовского и Леонида Тишкова, Олега Вуколова и Франциско Инфанте/Нонны Горюновой, Юлия Клевера и Льва Кербеля, Алексея Маркова и Зураба Церетели, Ипполита Монигетти и Юрия Аввакумова, Алексея Зубова и Константина Батынкова, Александра Быстрова и Неизвестного художника ХУШ века, Владимира Корбакова и Гюстава Ле Грэ, Александра Пономарева и Освальда Уолтерса Брайерли, Андрея Сигсона и Константина Худякова, Дмитрия Белюкина и Константина Круговихина, Василия Нестеренко и Светланы Конеген, Александра Литовченко и Захара Коловского, Александра Рукавишникова и Льва Лагорио, Федора Конюхова и Альберта Додда, Алексея Боголюбова и Владимира Цигаля, Тома де Томона и Ивана Чуйкова, и многих других……