«Женщина в моем представлении» читать ~7 мин.
с 16 Ноября
по 24 ДекабряЦентр дизайна ARTPLAY
ул. Нижняя Сыромятническая, д.10
Москва
С 16 ноября по 24 декабря 2017 года в Центре дизайна ARTPLAY EAST MEETS WEST GALLERY показывает последнюю выставку из серии «Обнажённая натура: Ню, Nude, Nudo, Nu, Desnudo (конец ХХ – начало XXI века)», которая получила специальное название «Женщина в моем представлении».
На выставке представлена станковая живопись, графика и скульптура известных московских художников и скульпторов, наших современников: Сурена Айвазяна, Максима Аксенова, Хаджи-Мурада Алиханова, Умит Бек, Клару Голицину, Виктора Корнеева, Андрея Коровина, Алексея Ланцева, Ольгу Муравину, Владимира Панкратова и Бориса Черствого.
История взаимоотношений художника с обнажённой натурой довольно изменчива. Со второй половины и до конца XX века во всем мире уже превалируют постмодернистские тенденции разрушения тела человеческого, создание культуры симулякров1 и так называемый «кризис антропологизма». В искусстве главным действующим «лицом» становится артефакт, а не человек.
В последнее десятилетие есть ощущение некоей «усталости» от негатива постмодернизма, которая отразилась в том числе в реабилитации телесности, причем уже не только через интерес к сексуальности, боли, смерти, которые особенно утвердились на Западе, благодаря Ф. Ницше и З. Фрейду, а именно в отношении более духовного и гуманистического отношения как к человеку, так и к его телу. Эти тенденции прослеживаются в количественном и качественном разнообразии выставок на тему обнажённой натуры, включивших за последнее десятилетие российские музеи первого ранга, такие как Государственный Эрмитаж, ГМИ им. А. С. Пушкина, Государственная Третьяковская галерея. «Тело – главный индикатор процессов, происходящих в обществе, в восприятии человека социумом и самого себя» М. А. Чекмарева (2015).
Клара Голицына продолжает традиции русского авангарда, «… где игра линий отождествляется с динамикой звука и его «топографией» (В. Пацюков, 2011), и одновременно создает на этом фоне пластические фигуративные образы. Они свободно «плавают» в диагоналях и пересечениях, создавая каждый раз новую «игру» и новую композицию. Точное название одной из её работ «Женщина в моем представлении» стало названием нашей последней выставки из цикла «Обнажённая натура».
Клара Голицына. За рамой, 2012. Ткань, акрил, 140х150 Courtesy of the East Meets West Gallery
Сурен Айвазян предложил на выставку работы из своего раннего цикла «Жрецы и гурии» (1991-1993), написанного в период его увлечения творчеством Врубеля, византийским и ассирийским искусством, которые так часто цитировались в русском модернизме начала XX века. Его более поздние графические листы несут отпечаток дзен-буддийского спокойствия и некоторой отстраненности автора.
Сурен Айвазян. Ню 1, 2009. Бумага, темпера, 85х60 Courtesy of the East Meets West Gallery
Сурен Айвазян. Триптих Сирин-2, 1992. Холст, масло, 150х93 Courtesy of the East Meets West Gallery
Хаджи-Мурада Алиханова отличает интерес ко многим стилям искусства. Представленные на выставку новые работы характеризует монументализм, атлетизм и плотная структура образа, сближающая его со скульптурой. Одна из его работ так и называется «Бронза» (2017). Эти атлетические фигуры «живут» в мерцающем, цветовом пространстве, которое то фосфоресцирует в вихревом движении, то успокаиваясь в палитре, гармонично сочетается с отдыхающей обнажённой, например, в работе «Рябина» (2017).
Хаджи-Мурад Алиханов. У озера, 2017. Холст, масло, 100х120 Courtesy of the East Meets West Gallery
В серии графических работ «Художники вокруг модели» Андрей Коровин продолжает традиции своего отца Ювеналия Коровина, особенно в вопросах воздействия цвета, света и лиризма художественного образа. «И свет – здесь один из главных действующих лиц пьесы создания мира художников, которых много в студийной мастерской. Кажется, что через свет идет постижение сути вещей, создается предчувствие сакрального действа, и сознательный уход автора в тень отнюдь не случаен». Г. Мажейкина (2017)
Андрей Коровин. Художники вокруг модели 5, 2010. Бумага, карандаш, темпера, 49х63 Courtesy of the East Meets West Gallery
Черты монументализма характеризуют также станковые работы Владимира Панкратова и Умит Бек. Однако в акварелях художницы жанровые сценки с обнажённой натурой и цветовая композиция листа являются равноправными партнерами.
Владимир Панкратов. Обнаженная 2, 2012. Холст, масло, 100х70 Courtesy of the East Meets West Gallery
Умит Бек. Дуэт 15, 2017. Бумага, акварель, 41,5х59 Courtesy of the East Meets West Gallery
Умит Бек. Подруги, 2013. Холст, масло, 90х100 Courtesy of the East Meets West Gallery
В творчестве Алексея Ланцева обнажённая натура никогда не была обделена вниманием. На этой выставке собраны самые яркие и праздничные, с аксессуарами этнической принадлежности, графические работы автора. Это почти жанровые картины с центральным персонажем, с разлюбезной авторской палитрой яркого желтого, синего, красного, четкой линией контура тела и мягким авторским юмором. Матиссовские цитаты ярко видны в его работах «Музыка» (2013), «Танцовщица» (2014), «Натурщица из Марокко» (2014), «Девушка с цветком» (2015).
Алексей Ланцев. Натурщица из Марокко, 2014. Бумага, акрил, 50х65 Courtesy of the East Meets West Gallery
Современную скульптуру представляют на выставке четыре автора.
Виктор Корнеев исповедует принципы традиционной пластики, совмещающей новое современное прочтение образа и композиции. Отчетливая любовь к архаике и традиции прослеживаются в работах Корнеева «Объект» (1995) и «В состоянии относительного покоя» (1997), которые и сейчас поражают зрителя свободой и изобретательностью поз его образов, а также мастерским владением таким сложным материалом, как дерево.
Виктор Корнеев. Объект, 1995. Дерево, 100х55х37 Courtesy of the East Meets West Gallery
«Мне … хочется оставаться в русле скульптурной традиции. В своих работах я использую этот контраст – классические методы моделировки формы с сопоставлением новых взглядов на тело, как объект, пропагандируемых масс-медиа. Использую самый традиционный материал – бронзу, работаю с моделями, делаю этюды с натуры. Для меня интересно решить как пластическую задачу, так и создать образ современницы, глядящей на нас с экранов и биллбордов, затронуть актуальные темы, запечатлеть в вечных материалах сиюминутное». Максим Аксенов
Скульптор Ольга Муравина имеет прекрасную академическую подготовку, которая помогла ей выработать свой личный стиль лепки и отливки. «Этот стиль можно было бы назвать простодушным или наивным, если бы он не был по-своему изощренным в трактовке материала и понимании элементарных пластических форм». А. Якимович (2010). Из необычной и разнообразной галереи её образов мы представляем «Нимфу» (2003), которая легко может входить в известную «Галерею детей» автора.
Ольга Муравина. Нимфа, 2003. Стеклопластик, газотермическое напыление медью, 110х75х75 Courtesy of the East Meets West Gallery
«Искусство Черствого непублично и непублицистично, не расчитано на большие выставочные залы и толпу; оно интимно и по-настоящему элитарно и завораживающе красиво. Истовая любовь к живой натуре и благородным скульптурным материалам, сливаясь воедино в произведениях Бориса Черствого, создают особое ощущение пространства, которое и есть полное одухотворение среды». О.В. Костина
Представленные авторы работают в разных стилях, но часто находясь в русле постмодернистских принципов, знают меру, и женщина в их представлении остается современной богиней, достойной восхищения.
1 Симулякр (фр. simulacres, от simulation — симуляция) — термин философии постмодернизма для обозначения внепонятийного средства фиксации опыта. Генетически восходит к термину «С. « («симулакрум»), обозначавшему у Платона «копию копии».
Выставка работает ежедневно с 12:00 до 20:00
Вход свободный.
- Выставка Ольги Муравиной «Лёгкое забытьё»
- Экспозиционный проект “Escape”
- ВОКАЛЬНЫЙ КОНЦЕРТ ЧЕРНОГЛАЗАЯ КАЗАЧКА
- «От начала», к 30-летию мастерской Николая Андронова, Павла Никонова и Юрия Шишкова
- «В поисках Aurea mediocritas.»
- Выставка Алексея Ланцева «Модули памяти»
- Игорь Дрёмин: Алексей Ланцев. Три путешествия
- Организованный оптимизм. Выставка Алексея Ланцева