Одилон Редон Redon, Odilon (1840-1916)
1840,1916Одилон Редон родился в преуспевающей семье в Бордо, в семье Бертрана Жана Редона. Его прозвище было производным от имени его матери, Одиль, которая была французской креолкой из Луизианы. Из-за плохого здоровья, возможно, из-за эпилепсии, Редон был передан на попечение своего дяди и вырос в Пейрелебаде в регионе Медок во Франции в семейном винодельческом поместье. Его детство прошло в одиночестве, и он описывал дни, проведенные «наблюдая за проплывающими облаками, с бесконечным удовольствием следя за волшебной яркостью их мимолетных изменений». Однако Редон также характеризовал себя как «грустного и слабого ребёнка», который «искал тени». Он вспоминал: “Я помню, как мне доставляло глубокое и необычное удовольствие прятаться под большими шторами и в тёмных углах дома”. Эта нота меланхолии и пессимизма нашла своё выражение в его зрелом творчестве, особенно в нуарах и загадочных символистских работах.
Картины Одилона Редона в других альбомах
Одилон Редон родился в преуспевающей семье в Бордо, в семье Бертрана Жана Редона. Его прозвище было производным от имени его матери, Одиль, которая была французской креолкой из Луизианы. Из-за плохого здоровья, возможно, из-за эпилепсии, Редон был передан на попечение своего дяди и вырос в Пейрелебаде в регионе Медок во Франции в семейном винодельческом поместье. Его детство прошло в одиночестве, и он описывал дни, проведенные «наблюдая за проплывающими облаками, с бесконечным удовольствием следя за волшебной яркостью их мимолетных изменений». Однако Редон также характеризовал себя как «грустного и слабого ребёнка», который «искал тени». Он вспоминал: “Я помню, как мне доставляло глубокое и необычное удовольствие прятаться под большими шторами и в тёмных углах дома”. Эта нота меланхолии и пессимизма нашла своё выражение в его зрелом творчестве, особенно в нуарах и загадочных символистских работах.
В конце концов Редон вернулся к своей семье в Бордо, где в возрасте 11 лет он впервые пошел в школу. После того, как он получил приз за рисунок, родители устроили его на обучение к Станисласу Горину в 1855 году. Горин оказал глубокое влияние на начинающего художника, как вспоминал Редон: “Его первыми словами были советы о том, что я – это я, и что я никогда не должен делать ни одного знака карандашом, если в нём нет моего чувства и моего разума”. Будучи искусным акварелистом, Горин познакомил Редона с такими художниками-романтиками, как Эжен Делакруа и Франсиско Гойя, чьи работы Редон побуждал копировать. Он также познакомил молодого художника с творчеством их современников, включая Жана-Батиста-Камиля Коро и Гюстава Моро.
Раннее обучение и работа
Отец Редона убеждал его изучать архитектуру вместо искусства, но в 1857 году Редон провалил вступительные экзамены по архитектуре в Школу изящных искусств. В Париже Редон познакомился и завязал многолетнюю и очень влиятельную дружбу с ботаником Армандом Клаво, который познакомил его с научными теориями Чарльза Дарвина, литературными произведениями Шарля Бодлера, Гюстава Флобера и Эдгара Аллана По, а также священными текстами индуизма и буддизма. Редон продолжал писать акварели в стиле Горина, а в 1862 году создал свою первую крупную работу «Роланд в Ронсево», на которой изобразил романтического героя крестовых походов в стиле, напоминающем Делакруа. В 1864 году Редон поступил в ателье знаменитого академического художника Жана-Леона Жерома, обучение у которого Редон назвал «мучительным» из-за того, что Жером делал чрезмерный акцент на подражательном изображении.
В 1865 году, в поисках более благоприятной среды, Редон с радостью вернулся в свой семейный дом в Бордо и занялся скульптурой. Именно в это время Редон познакомился с Родольфом Брезденом, обедневшим, но весьма оригинальным и эксцентричным художником, чье сочетание высокодетализированных изображений мира природы и визионерских сюжетов окажет глубокое влияние на молодого художника. Действительно, Брезден стал наставником Редона, научив его делать офорты и гравюры и побудив его обратиться к миру духа и тайн, к которому Редона уже тянуло.
Зрелый период
1870-е годы стали десятилетием глубоких перемен в жизни и художественной практике Редона. В 1870 году он был призван на франко-прусскую войну, которая закончилась унизительным поражением Франции и Коммуной год спустя. Этот опыт прервал его жизнь и работу как художника, усугубив его природную склонность к меланхолии. В то же время бурные события 1870-71 годов привели к художественному прорыву. Вернувшись в Париж, он начал работать над тем, что он называл «нуар»: монохроматическими рисунками углем, в которых использовалась присущая этому средству насыщенная чернота. Необычайный диапазон тонов, текстур и оттенков, достигнутый Редоном в этих работах, поражает воображение и может соперничать только с рисунками Жоржа Сёрата, выполненными мелками Конте в тот же период. Черный цвет стал для Редона идеальным средством для выражения своего воображения. Как сказал Редон: «Черный цвет следует уважать. Ничто не проституирует его. Он не радует глаз и не пробуждает чувственность. Он является проводником духа гораздо больше, чем великолепный цвет палитры или призмы».
В 1872 году Редон познакомился с Анри Фантен-Латуром, у которого он научился трансферному методу литографии. Когда отец Редона умер без гроша в 1874 году, Редон обратился к литографии как к способу заработать на жизнь, поскольку эти отпечатки можно было производить и продавать в относительно больших количествах, что позволяло ему продавать свои работы широкой публике. По его словам, «я раньше тщетно пытался показаться в официальных салонах с многочисленными рисунками, которые я уже закончил... Поэтому я сделал свои первые литографии (в 1878 году), чтобы умножить мои рисунки».
В 1876 году он познакомился с поэтом и художественным критиком Стефаном Малларме и участвовал в регулярных встречах в доме Малларме, где познакомился со многими писателями и художниками из его символистского круга. Редон начал привлекать внимание критиков в конце 1870-х годов, когда появилась его картина «Дух-хранитель вод» (1878). В 1879 году он создал свою первую литографическую серию «Во сне».
В 1880 году он женился на Камилле Фальте, креолке, похожей на его мать, и сказал: «Я считаю, что «да», которое я произнес в день нашего союза, было выражением самой полной и беспримесной уверенности, которую я когда-либо испытывал. Уверенности более полной, чем мое призвание». Однако счастье его брака было омрачено потерей первенца, сына, который умер в возрасте шести месяцев. Эта трагедия повергла Редона в глубокую депрессию, которую он поэтически описал как «меланхоличный обморок».
В этот период Редон работал в основном над литографиями, создав несколько портфелей, задуманных как сопровождение к литературным произведениям. Например, «К Эдгару По» появилась в 1882 году (стихи По были переведены на французский десятилетием ранее Малларме), а «Искушение святого Антония», вдохновленное романом Флобера, – в 1896 году. В салонах Малларме Редон познакомился с критиком и романистом Жорисом-Карлом Гюисмансом, который стал большим поклонником художника. Декадентский роман Гюисманса «Против природы» (1884) повествует о денди Дез Эссенте, который скрывается от общества в своем особняке на окраине Парижа. Среди его художественной коллекции есть несколько работ Редона, в том числе рисунки углем. Роман помог Редону стать знаменитым. Примерно в то же время Редон подружился с Полем Гогеном, который ясно понимал визионерское искусство своего друга: «Я не понимаю, почему говорят, что Одилон Редон рисует чудовищ. Это воображаемые существа. Он мечтатель, дух воображения».
Редон участвовал вместе с импрессионистами в их последней групповой выставке в 1886 году. Его работы свидетельствовали о смене направлений современного искусства: от импрессионизма к символизму и от сосредоточения на наблюдении за мимолетными эффектами природы к акцентированию внимания на субъективности и внутреннем видении.
Поздний период
В 1890-х годах творчество Редона претерпело радикальные изменения: он начал работать преимущественно пастелью, наконец-то используя цвет после многих лет работы только черной краской. Некоторые исследователи связывают это изменение с религиозным пробуждением, о чем свидетельствует растущий интерес художника к сюжетам, взятым из буддизма или христианства, но многие из его черно-белых литографий также были посвящены религиозной тематике. Независимо от средства, Редона в первую очередь интересовал субъективный опыт духовности, а не иллюстрирование литургических текстов. Цвет просто стал ещё одним средством, с помощью которого он мог исследовать царства за пределами видимого, используя его в выразительных, а не миметических целях. Другие исследователи объясняют увлечение Редона цветом его личным счастьем, поскольку в 1889 году родился его второй сын, Ари. В 1913 году художник размышлял о своем переходе к цвету: «Если искусство художника – это песня его жизни, торжественная или печальная мелодия, то я, должно быть, услышал в цвете ноту веселья».
В 1890-х годах продолжающаяся дружба Редона с Гогеном привела к его знакомству с молодыми художниками Наби. Морис Дени увидел в Редоне пример состоявшегося художника, который также использовал формальные средства своего искусства для выражения личных чувств, или того, что он называл «состоянием души художника». Редон также учился у молодых художников и начал перенимать их японизм, экспрессивное использование цвета и акцент на декоре. Многие из наби, включая Эдуара Вюйара и Пьера Боннара, создавали масштабные декоративные проекты, такие как складные ширмы и фрески, и Редон также делал это ближе к концу своей карьеры, особенно в настенных росписях для замка барона Робера де Домеси и аббатства Фонфруа.
После 1900 года Редон начал фокусироваться на портретах, многие из которых были выполнены на заказ, а также на мифологических и литературных сюжетах, цветочных натюрмортах и вышеупомянутых декоративных работах. Все его работы с этого момента были наполнены яркими красками, в которых проявилось то, что художник-сюрреалист ХХ века Андре Массон назвал «лирической хроматикой».
Слава Редона росла до конца его жизни; в 1903 году французское правительство наградило его орденом Почетного легиона. В 1913 году издатель Андре Меллерио выпустил каталог его гравюр; в том же году он был включён в знаменитую выставку Armory Show в Нью-Йорке, представив больше работ, чем любой другой художник на выставке. Редон умер в 1916 году. Возможно, его смерть ускорили тревога и страх за сына, который служил солдатом на фронте Первой мировой войны.
Наследие Одилона Редона
Далеко идущее влияние Редона делится на две категории, соответствующие двум основным нитям его творчества: его необычайно яркие и красочные поздние картины и пастели и его ранние нуары. На набистов наибольшее влияние оказало свободное и экспрессивное использование цвета Редоном. Морис Дени считал, что Редон способствовал духовной эволюции его собственного искусства, а Пьер Боннар сказал о Редоне: «Все наше поколение попало под его обаяние и получало его советы». Позже Анри Матисс признал влияние пастелей Редона на свою собственную красочную палитру фовистов.
Но влияние нуаров Редона на современное искусство было, пожалуй, ещё более глубоким, поскольку в них мы находим его величайшую оригинальность и изобретательность. Сюрреалисты были особенно захвачены мечтательным качеством этих углей и литографий, а Андре Бретон, их фактический лидер, был особенно большим поклонником. Ключевой составляющей влияния Редона была суггестивность его искусства – вместо того, чтобы описывать вещи за нас, зритель активно участвует в интерпретации произведения. Изобретатель «readymade» Марсель Дюшан отмечал: «Если я должен сказать, в чем заключался мой собственный уход, я должен сказать, что это было искусство Одилона Редона». Влияние Редона распространяется даже за пределы изобразительного искусства, включая творчество композитора Тору Такемицу.
КОММЕНТАРИИ: 1 Ответы
Комментирование недоступно Почему?