Геррит Доу Dou, Gerrit (1613-1675)
1613,1675Геррит Доу (также известный как Герард Доу) родился 7 апреля 1613 года в Лейдене, Нидерланды. Он был младшим сыном Дуве Янса де Вриса ван Аренсвельта, стекольщика из Харлингена, и Марритге Янсдр ван Розенбург.
Геррит Доу (также известный как Герард Доу) родился 7 апреля 1613 года в Лейдене, Нидерланды. Он был младшим сыном Дуве Янса де Вриса ван Аренсвельта, стекольщика из Харлингена, и Марритге Янсдр ван Розенбург. Его отец занимался изготовлением витражей, что повлияло на раннее знакомство Доу с искусством и ремеслами. С ранних лет Доу проявлял сильную склонность к живописи.
Формальное художественное образование Доу началось в 1622 году, когда отец отправил его учиться гравированию у Бартоломеуса Долендо. После этого он два с половиной года занимался с Питером Кувенхорном, искусным художником по стеклу. Однако из-за опасений за его безопасность при работе со стеклом отец решил отдать его в ученики к художнику.
В возрасте 14 лет, 14 февраля 1628 года, Геррит Доу стал учеником Рембрандта ван Рейна, одного из самых влиятельных живописцев Золотого века Нидерландов. Рембрандт жил всего в 100 метрах от дома семьи Доу в Лейдене. Под руководством Рембрандта в течение трех лет (до 1631 года) Доу учился таким техникам, как импасто (толстое нанесение краски), драматическое кьяроскуро (контрасты света и тени) и тщательная прорисовка. Эти навыки сильно повлияли на его ранние работы.
Художественная карьера
После переезда Рембрандта в Амстердам в 1631 году Геррит Доу разработал свой собственный отличительный стиль, который значительно отличался от подхода его учителя. В то время как Рембрандт сосредоточился на масштабных исторических и библейских сценах с эмоциональной глубиной, Доу специализировался на небольших жанровых картинах, отличающихся тщательной детализацией и полированными поверхностями.
Доу стал одной из ведущих фигур среди Лейденских финшильдеров («тонких художников»), группы, известной своими высокодетализированными и изысканными работами. На его картинах часто изображались домашние интерьеры, натюрморты, портреты и ночные сцены при свечах, выполненные с необычайной точностью. Говорят, что он тратил дни на отработку даже таких мелких деталей, как отдельная рука или предмет в композиции.
Доу использовал инновационные техники, чтобы добиться непревзойденного реализма в своих работах:
- Он использовал такие инструменты, как вогнутые линзы в сочетании с выпуклыми зеркалами, чтобы обострить восприятие.
- Он даже изготавливал собственные тонкие кисти для проработки деталей.
Его работы, как правило, были небольшого размера, но богаты деталями, такими как овощи, посуда или мебель, которые придавали сценам реалистичность.
Знаменитые работы
К числу наиболее известных картин Геррита Доу относятся:
- Капельная женщина (1663) - считается одним из его шедевров; хранится в музее Лувр.
- Голландская домохозяйка (1650) - еще одна значительная работа, находящаяся в Лувре.
- Вечерняя школа - яркий пример его сцен при свечах; является частью коллекции Рейксмузеума в Амстердаме.
- Мастерская паяльщика (1672) - выставлена в Национальной галерее в Лондоне.
- Самостоятельные портреты - несколько автопортретов находятся в крупнейших коллекциях по всему миру.
Ду часто использовал эффект trompe-l"œil («обман зрения»), создавая «рамы в рамах», когда зрители смотрят через каменные окна в домашние интерьеры или другие пространства. Этот прием можно увидеть в таких работах, как Мужчина, курящий трубку (ок. 1650).
Покровительство и признание
Геррит Доу добился значительной известности еще при жизни. Его картины стоили дорого благодаря их ювелирному качеству и трудоемкому исполнению:
- Питер Спиринг Сильверкрун, шведский посол в Гааге в середине 1630-х годов, выплачивал ему ежегодное пособие в размере 500 гульденов просто за право первого отказа на новые работы.
- Королева Швеции Кристина владела одиннадцатью его картинами.
Несмотря на успех за рубежом среди таких коллекционеров, как члены королевской семьи и дипломаты, голландские меценаты склонялись к более классическим стилям, чем те, которые предлагали финшильды, подобные Доу.
Позднее творчество
Доу продолжал писать картины на протяжении всей своей карьеры, но после 1650 года постепенно сместил акцент на ночные сцены при свечах. Эти работы демонстрировали исключительное мастерство в работе со световыми эффектами, используя технику кьяроскуро, которой он научился во время своего ученичества у Рембрандта.
Он также обучал нескольких известных учеников, которые передали аспекты его стиля:
- Франс ван Мирис Старший
- Габриэль Метсю
- Годфрид Шалькен Среди других учеников были Карел де Мур и Питер Корнелиш ван Слинголандт.
Геррит Доу скончался 9 февраля 1675 года в возрасте 61 года в Лейдене.
Использованные источники:
Рейксмузеум, Амстердам
- В Рейксмузеуме хранится несколько ключевых работ Геррита Доу (Вечерняя школа, автопортреты), которые дают подробное представление о жизни и технике голландских живописцев Золотого века.
Национальная галерея Лондона
- В Национальной галерее хранятся такие образцы, как Лавка паяльщика, которые подчеркивают методы тромпеля Геррита Доу и опыт жанровой живописи, а также предлагают научный анализ значения этих произведений.
Музей Лувр в Париже
- В Лувре хранятся такие шедевры, как «Каплевидная женщина» и «Голландская домохозяйка». Лувр предоставляет важную информацию о творческой эволюции Геррита Доу в рамках традиций искусства барокко, а также биографический контекст, касающийся системы меценатства в эту эпоху.
КОММЕНТАРИИ: 2 Ответы
Комментирование недоступно Почему?