Джорджоне Giorgione (Giorgio Barbarelli) (c.1478-1510)
1478,1510Когда в 1772 году в составе парижской коллекции Кроза картина Джорджо Барбарелли «Юдифь» была приобретена для Эрмитажа, считалось, что создал её Рафаэль. Кому же ещё, как не самому знаменитому художнику Возрождения, можно приписать столь прекрасное творение. До сих пор творчество создателя «Юдифи» не полностью изучено.
Джорджоне в Энциклопедии искусств
Когда в 1772 году в составе парижской коллекции Кроза картина Джорджо Барбарелли «Юдифь» была приобретена для Эрмитажа, считалось, что создал её Рафаэль. Кому же ещё, как не самому знаменитому художнику Возрождения, можно приписать столь прекрасное творение. До сих пор творчество создателя «Юдифи» не полностью изучено.
Женщина, изображённая на картине Джорджоне, похожа на античную Венеру. От средневековой статуи легкий наклон тела, напоминающий латинскую букву S. Так же, чуть улыбаясь, держа в руке атрибуты, которые должны раскрыть смысл изображения, стояли у стен и порталов готических соборов каменные скульптуры, олицетворяющие добродетели или пороки. Но её безупречная красота напоминает богиню Олимпа.
По сведениям Д. Вазари, он умер в 1510 г, во время очередной эпидемии чумы, в возрасте 32-33 лет. Кто обучал его живописи, как складывалась судьба художника – неизвестно. Не известно и точное количество его работ. Некоторые учёные считают, что он написал не менее 60 картин, другие, что не более четырёх-шести. Но исследователи уже не сомневаются в том, что «Юдифь» принадлежит кисти Джорджоне.
Трудно установить год создания картины столь рано умершего художника, творческая зрелость которого длилась около десяти лет.
Венеция, которую называли «Жемчужиной Адриатики» в конце XV – начале XVI века, была могущественной республикой. Она имела большой флот и вела оживленную торговлю. Выгодное географическое положение способствовало усилению её могущества и богатства.
Жители Венеции не возлагали слишком больших надежд на «царствие божье», обещанное церковью после смерти. Они ценили своё пребывание на земле и заботились о процветании родного города.
Героический сюжет «Юдифи» созвучен тому времени. Обычно художники и скульпторы изображали Юдифь в момент убийства Олоферна, или когда она возвращалась из лагеря врагов, а девушка, следовавшая поодаль, несла голову. Но у Джорджоне она совершенно спокойна и пребывает в задумчивости.
Некоторые известные учёные-реставраторы утверждают, что Джорджоне придал свои черты Олоферну.
Кажется естественным, что в природе с таким неповторимо радостным обликом должны были рождаться художники, у которых чувство цвета было в крови. Венеция подарила миру величайших живописцев: Тициана, Веронезе, Тинторетто, Тьеполо, но первым среди них по времени был Джорджоне. Именно он осознал тесное взаимодействие цвета и света.
Красное – не всегда красное. В зависимости от того, как распределяется свет на платье Юдифи, оно кажется то нежно-розовым, то винно-вишневым там, где в складках залегают глубокие тени. Полированная сталь меча также неоднородна по цвету: на ней вспыхивают розовые отсветы от соприкосновения с тканью платья или ложатся зеленовато-серые отблески там, где острие меча, воткнутое в землю, соседствует с травой и гравием. Увидеть и передать цветные тени – великое завоевание живописи!
Складки одежды Юдифи напоминают высеченные в камне одеяния средневековых статуй. Детали не мешают воспринимать главное, но переданы они с тщательностью, свойственной ещё мастерам XV века. Каждая травинка, камень, трещины в складке стены, вьющийся плющ изображены подробно с любовным вниманием к разнообразным проявлениям форм природы.
Поэтическая недосказанность произведений Джоржоне будоражит фантазию, настраивает на эмоциональный лад, который часто достигается музыкой или поэзией.
Ещё Вазари упоминал, что современники ценили Джорджоне не только как художника, но и как музыканта. Музыка постоянно присутствует в картинах Джорджоне. Он любил изображать концерты. Но даже там, где в руках персонажей нет ни нот, ни инструментов, живет музыка. В «Юдифи» мелодичность создается красотой форм, цвета пейзажа.
В 1972 году была окончена реставрация «Юдифи». Под старым лаком открылась первоначальная цветовая гамма. Выявились детали, скрытые поздними записями, плющ на стене, кустики растений. Оказалось, что на втором плане изображён не голубой залив, а зеленая равнина. Удалось установить первоначальное назначение произведения. Основой «Юдифи» служила когда-то деревянная доска. В XIX веке картину перевели с дерева на холст. Сбоку на доске имелись петли, значит, картина являлась створкой алтаря. Рентген показал, что на поверхности картины есть квадратная вставка, сделанная на месте старой замочной скважины. Узкий формат картины (144 х 65, 5), петли говорят о том, что изображение украшало дверцу шкафа. Во времена Джорджоне живопись перестает быть достоянием только церквей и становится частью светского интерьера. В этом тоже проявляются новые веяния эпохи Возрождения.
Только в конце XIX в. удалось установить имя подлинного создателя «Юдифи» – Джорджоне. И Эрмитаж стал одним из немногих музеев мира, которые обладают двумя произведениями замечательного венецианского мастера: кроме «Юдифи» в Эрмитаже находится ещё одна небольшая работа Джорджоне «Мадонна с младенцем».
КОММЕНТАРИИ: 2 Ответы
Комментирование недоступно Почему?