Хусепе де Рибера Ribera, Jusepe de (1591-1652)
1591,1652Великий художник-реалист Хусепе де Рибера, родившийся в Испании 12 января 1591 г.
недалеко от Валенсии, жил и творил в Италии до конца жизненного пути. До 13-летнего возраста Хусепе получил свои первые уроки живописи у художника Рибальты, по словам его первого биографа Антонио Паломино.
Картины Хусепе Де Рибера в других альбомах
Хусепе де Рибера – загадка испанской души
Начало творческого пути
Великий художник-реалист Хусепе де Рибера, родившийся в Испании 12 января 1591 г. недалеко от Валенсии, жил и творил в Италии до конца жизненного пути. До 13-летнего возраста Хусепе получил свои первые уроки живописи у художника Рибальты, по словам его первого биографа Антонио Паломино. Так сложилось, что юноше прочили карьеру учёного, но его призвание оказалось иным: он решительно хотел стать художником и после нескольких лет странствий поселился в Неаполе в 1613 году. В то время городом владели испанцы, что помогло Хусепе чувствовать себя в нём не таким одиноким. При дворе герцога Осуна Рибера успешно работал в качестве живописца. Через несколько лет, когда власть сменилась, картины Хусепе потеряли свою былую востребованность, и он изменил направление своего творчества, стал активно работать в технике офорта. Много лет создавал Рибера гравюры, которые и сегодня поражают зрителей своей реалистичностью.
Игра света и тени в зрелом творчестве художника
Начиная с 1620-х годов, Хусепе де Рибера начинает творить в духе Караваждо, используя контраст света и тени (приём «тенебросо»). В Санкт-Петербургском «Эрмитаже» можно увидеть его по праву известные картины в этой технике: «Святой Себастьян» и «Святой Иероним». С этого времени творчество живописца расцветает во всей своей силе и суровости. Библейские герои становятся излюбленной темой мастера, а религиозные темы раскрываются с драматизмом и жизненной достоверностью.
На картинах Риберы аскеты, стойко переносящие свои страдания, отважные люди, отшельники, лица которых благородны, а взгляд – пламенен. Несмотря на драматизм многих сюжетов, герои Риберы – борцы за свои идеалы, страданием очищающие и возвышающие души. Большие массы света и тени, умело выдвигающие главную фигуру композиции на передний план, создают ощущение монументальности.
В некоторых картинах художника изображены поистине чудовищные страдания («Наказание Марсия»). На лицах героев его картин вся гамма отчаяния и боли, которая не властна над стоической силой духа борцов за правду.
В однофигурных, типичных для Риберы, этюдах с натуры преобладают представители простого народа: рыбаки, бродяги, разнорабочие, лица которых обожжены солнцем и сохранили в себе следы невзгод и трудностей жизни. Силу этих грозных фигур в лохмотьях передают энергичные мазки.
В это же время Хусепе становится известен как автор карикатур и гротескных рисунков. Он создаёт этюды, на которых изображены части человеческого лица – носы, рты, уши – в гротескной форме, а также лица людей и сатиров.
Рибера стал богат и известен. Слава достигла его родной Испании, и Хусепе стал заказывать работы сам король Филипп IV. В 1626 году мастер женился на дочери неаполитанского художника Катарине Аццолино, которая родила ему пятерых детей.
Смягчение испанской свирепости
C 1630-х годов изменилась манера живописи Хусепе де Риберы: смягчились краски, исчезли тяжёлые красные оттенки, а также непроницаемость и темнота фона. На смену им пришли воздушность и лёгкость, золотистые оттенки, величественные и одухотворённые образы. Мелкие мазки создали эффект мерцания, исчезла контрастность светотени. Рибера стал писать жанровые портреты, появились лирические темы. Душевные переживания героев вышли на первый план («Святой Онуфрий», «Оплакивание Христа»).
В этот период Хусепе продолжал выполнять заказы. Художественная композиция «Святая троица», созданная для монастыря Сан-Мартино, состоит из нескольких полотен, посвященных 12-ти пророкам, изображает не недосягаемый идеал, а живых, конкретных людей.
Вершина творчества и несчастье отца
Наивысшим достижением мастерства Риберы стала картина «Св. Инесса», написанная в 1640-е годы. На ней изображена девушка-христианка, не пожелавшая выйти замуж на язычника и брошенная в темницу на поругание. Но ангел сжалился над ней и прикрыл наготу покрывалом. Контуры фигуры мягки, а образ – одухотворён. Прообразом Инессы стала дочь художника, красавица Мария-Роза, которую постигла несчастная судьба: девушка была похищена испанским принцем, сыном Филиппа IV, а потом брошена им. Родившаяся внучка художника была отдана в монастырь и умерла в возрасте 36 лет.
В 1639 году великий художник Веласкес был потрясён горем Риберы и написал картину, изображающую убогого шута-принца, для которого не существует понятия чести.
Заключительный период творчества Хусепе отмечен особым мастерством портретиста («Портрет иезуита»). Рибера реалистично передаёт и уродства человека («Хромоножка»).
Конец жизни мастер провёл близ Неаполя, всеми забытый, в нужде и болезнях. Хусепе де Рибера ушёл из жизни в возрасте 61 года, не потеряв веру в будущее человека, страны и культуры.
Елена Кравченко
КОММЕНТАРИИ: 1 Ответы
Комментирование недоступно Почему?