Лукас ван Лейден Lucas Van Leyden (1494-1533)
1494,1533Лукас ван Лейден (настоящее имя Лукас Хейгенс, Lucas Huyghensz или Huyghenszoon) – художник северного ренессанса и один из величайших гравёров своего времени.
Гравюры
Лукас ван Лейден (настоящее имя Лукас Хейгенс, Lucas Huyghensz или Huyghenszoon) – художник северного ренессанса и один из величайших гравёров своего времени.
Лукас начала обучаться в раннем возрасте у своего отца, Гуйга Якобсуна. Позже он поступил в мастерскую Корнелиса Энгельбрехца, художника из Лейдена. Его картины, так же как и его отпечатки, раскрывают его уникальный подход к предмету и стилю, хотя сегодя Лукас более высоко ценится как гравёр, чем как художник.
Даже такие ранние гравюры, как «Мухаммед и Преподобный Сергий» (1508), композиционно понятны и показывают мастерское техническое исполнение. Такие гравюры, как «Сусанна и старейшины» (1508), «Георгий, освобождающий принцессу» (около 1508-09) и его знаменитая серия «Страсть» (1510) отличаются точным отображением пространства и тонко сложенными пейзажами. В 1510 году под влиянием Альбрехта Дюрера, Лукас выпустил два шедевра: гравюры «Молочница» и «Эссе-хомо», которыми очень восхищался Рембрандт. Их плотность линий и моделирование дополняют прочные, простые композиции и ставят их среди самых сильных гравюр своего времени. Но гравюры, такие как «Поклонение волхвов» (ок. 1512), загромождённые неловкими цифрами и заполняющим архитектурным фоном, указывают на снижение концептуальной силы, что продолжалось примерно до 1519 года, когда он выгравировал «Танец Магдалины». Эта работа также имеет большое количество цифр, но они спокойны и чётко составлены в небольших группах.
В 1521 году Лукас встретил Дюрера в Антверпене и снова попал под его влияние, как видно из серии «Страстей» того же года. Лукас, возможно, обучался у Дюрера технике офорта, поскольку он произвёл несколько гравюр после их встречи. Но сам Лукас, как полагают, разработал технологию травления на меди, а не на железе. Мягкость меди позволила объединить травление и гравировку тонких линий в одной и той же печати. Его известный портрет императора Максимилиана (1521) является одним из самых ранних примеров использования этой техники.
Лукас также был одним из первых, кто использовал в гравюрах высокую перспективу. Впечатлённый итальянским стилем Яна Госсарта, Лукас изготовил гравюры, такие как «Поэт Вергилий, подвешенный в корзине» (1521 г. ), характеризующиеся надуманной монументальностью. Такие поздние отпечатки, часто показывающие влияние итальянского гравёра Маркантонио Раймонди, обычно считаются его наименее успешными.
Количество картин, приписываемых Лукасу ван Лейдену, значительно уменьшилось с конца 19 века. Число работ исчислялось, когда-то, в сотнях, но теперь считается, что их менее 25. Такие ранние работы, как «Шахматные игроки» (1508 г. ), показывают склонность к сюжетной живописи, в которой он часто использовал композиционное объединение. Это было в значительной степени преодолено в его картине «Моисей, высекающий скалу» (1527), «Поклонение золотому телёнку» и, прежде всего, в его шедевре «Страшный суд» (был готов в 1526), в котором состав объединён чётким доминирующим ритмом фигур и логически созданным пространством.
Комментирование недоступно Почему?