Михаил Врубель Vrubel, Mikhail (1856-1910)
1856,1910Михаил Александрович Врубель – один из самых значимых и мистических художников XIX века. Врубель обладал неповторимым даром и обретался в своем вымышленном мире, совершенно непостижимом для других людей. Михаил Александрович воспроизводил свои измышления и фантазии с помощью живописи, и поэтому стал одним из значительных явлений искусства России тех лет.
Картины Михаила Врубеля в других альбомах
Михаил Александрович Врубель – один из самых значимых и мистических художников XIX века. Врубель обладал неповторимым даром и обретался в своем вымышленном мире, совершенно непостижимом для других людей. Михаил Александрович воспроизводил свои измышления и фантазии с помощью живописи, и поэтому стал одним из значительных явлений искусства России тех лет.
Творчество Врубеля является своего рода исповедью. И это не потому, что в его творчестве присутствует большое количество автопортретов. Почти каждая картина – это выражение мыслей и чувств художника. С другой стороны, картины Врубеля ярко отражают сущность тех лет. Можно сказать, что через его композиции «говорит» сущность той эпохи. Он представляет эпоху символизма, а сам предстает перед нами как некий провидец, а его жизнь – это символ, будто воплощение истории о Фаусте. Тема договора художника со злом проходит тонкой нитью через все художественного творчество Михаила Александровича. Образ Демона травит художника, вынуждает обращаться к своим внутренним демонам снова и снова, искать новые способы для их реализации. В итоге художник приобретает творческий дар, но у каждой сделки есть цена – кончина ребёнка, болезнь, сумасшествие, смерть. Наибольшему правдоподобию этой истории содействовала вина, мучавшая безумного Врубеля в предсмертные годы жизни.
Врубель появился на свет в 1856 году в Омске. Михаил Александрович поступил в Петербургскую Академию художеств в 1880 и закончил её в 1884 году. Первые произведения художника принадлежат к 1884-1885 годам, а последние к 1906 году. Поэтому период его творческой деятельности относительно мал – немногим больше 20 лет. Долгое время казалось, что Врубель появился из неоткуда. Его самобытный стиль было сложно определить. Сейчас же его стиль легко узнать: кубизированный объёмный орнамент и мазки в виде мозаики. Также, его картины отличаются необычным кристаллическим узором.
Особенное проявление врубелевского стиля письма можно наблюдать на полотне «Девочка на фоне персидского ковра» (1886). А такие сказочные холсты как «Царевна-Лебедь» (1900), «Пан» (1899) отображают ощущение трагизма и хаоса, так свойственного для этой эпохи символизма.
Венец трагизма можно проследить в таких картинах как «Демон» (1890) и «Демон поверженный» (1902), а также в зарисовках к произведению Лермонтова «Демон» (1890-1891).
КОММЕНТАРИИ: 7 Ответы
Михаил Врубель – это гений, на много десятилетий вперёд опередивший своё время. Будучи сыном военного, он не последовал карьере отца, а увлёкся живописью. Ранее поступление в Академию художеств предопределило его судьбу. Однако жизнь и общество благоволили Врубелю только в первые годы его творчества.
Удачный старт карьере художника обеспечила возможность заняться росписью Кирилловского храма в Киеве. Заказчик поражался академической манере художника, однако, чем больше Врубель занимался росписью, тем больше он приходил к выводу, что его не совсем устраивает традиционная подача линий и цвета, которую он использовал.
Он попытался использовать для передачи формы и цвета дробный стиль, при котором изображение словно распадалось на несколько фрагментов, а также попробовал отобразить в рисунках мятежного демона, прообразом которого стал библейский Люцифер. Однако все эти попытки реализоваться нашли отторжение публики.
Положение усугубилось тем, что к творческому кризису добавился кризис душевный: Врубель безответно влюбился и решил вернуться в Петербург. Врубель взялся оформлять панно к Всероссийской нижегородской выставке, где он начал рисовать иллюстрацию к былине «Микула Селянинович», но его фантасмагоричный стиль, полный необычных перепадов цветов, категорически не понравился государственным критикам.
Несмотря на неприятие общества, Врубель продолжал творить. Полотном его жизни стал «Демон» – художник всё-таки смог воплотить свою мечту и изобразить тёмного ангела в качестве иллюстрации к переизданию собрания сочинений Лермонтова. Многие восхищались найденными формами, беспокойным сочетанием синего и багрового, проступающими на фоне одеяния Демона каменными цветами, меланхоличным лицом ангела. Но находились те, кто считал Врубеля богохульником, что усугубляло начинающуюся депрессию художника.
Женитьба на певице Надежде Забеле на время подарило Врубелю новые силы. Он создал невероятно нежный портрет жены в образе царевны-лебедя, на котором женщина как будто утопает в мягких перьях, однако даже эта картина многим не понравилась.
В приступах депрессии, рождённой непонятостью, Врубель создаёт новое полотно – «Демон летящий». На нём отчётливо видно, как могуч был талант художника, сумевшего в особом мозаичном стиле передать потустороннюю мощь Люцифера.
Сильными, но дробными мазками создаёт Врубель третью часть своей художественной эпопеи – «Демона поверженного». В то время он уже страдает от глубокой депрессии и вынужден лечиться. Несмотря на приступы, Врубель продолжает работу над полотном «Шестикрылый Серафим». Именно на этой картине хорошо заметно, как искусно художник владеет цветом и формой, создавая мистический образ библейского существа с напряжённым взглядом пронзительных голубых глаз.
Несмотря на то, что тематика и цветопередача Врубеля гармонировали с эпохой модерна, в которую он жил, полностью поняли художника лишь спустя полвека. До сих пор его полотна, решённые во всём их цветном многообразии, заставляют вспомнить Врубеля с его непростой и трагической судьбой.
Комментирование недоступно Почему?