часть 6 Музей Прадо – Босх, Иероним -- Удаление камня безумия
1490, 48,5 смx34,5 см, панель, масло. Иероним Босх (ван Акен) (Хертогенбос ок1450-1516)
На эту операцию может потребоваться несколько секунд.
Информация появится в новом окне,
если открытие новых окон не запрещено в настройках вашего браузера.
Для работы с коллекциями – пожалуйста, войдите в аккаунт (откроется в новом окне).
Поделиться ссылкой в соцсетях:
Комментирование недоступно Почему?
Центральная фигура – мужчина, распростёртый на скамье или подставке. Его поза выражает беспомощность и уязвимость. Он лежит с полуоткрытыми глазами, словно в состоянии между бодрствованием и сном, или же находится в состоянии слабоумия.
Вокруг него собрались трое: женщина в монашеском одеянии, мужчина в академическом облачении и человек в странной шляпе, напоминающей колпак. Женщина склонилась над мужчиной, держа в руках некий предмет, возможно, инструмент для извлечения чего-либо. Мужчина в академическом облачении внимательно наблюдает за происходящим, а фигура в шляпе что-то шепчет или комментирует ситуацию.
Композиция картины построена вокруг центральной фигуры и акцентирует внимание на ритуальном характере происходящего. Пейзаж за аркой создаёт ощущение отстранённости и подчёркивает замкнутость сцены.
Символизм изображения многослоен. Положение лежащего человека может указывать на его состояние душевной или физической болезни, а также на потерю рассудка. Ритуал извлечения некоего предмета (возможно, камня) предполагает попытку исцеления или освобождения от бремени безумия. Фигуры, окружающие пациента, могут представлять собой врачей, священников или просто наблюдателей, каждый из которых играет свою роль в этом процессе. Шляпа на голове одного из персонажей может указывать на его связь с магией или оккультными знаниями.
На мой взгляд, картина создаёт атмосферу таинственности и тревоги, затрагивая темы болезни, исцеления, веры и человеческой природы. Она предлагает зрителю задуматься о границах разума и безумия, а также о роли ритуалов в процессе преодоления страданий.