Клеопатра испытывает действие яда на своих рабах Александр Кабанель (1823-1889)
Александр Кабанель – Клеопатра испытывает действие яда на своих рабах
1887. Масло на холсте. Клеопатра VII Филопатор, египетская царица, 69-30 гг. до н.э.
Редактирование атрибуции
Скачать: 4106×2342 px (1,7 Mb)
Художник: Александр Кабанель
Где находится оригинал: Королевский музей изящных искусств, Антверпен (Koninklijk Museum Voor Schone Kunsten, KMSKA, Antwerpen).
Царица Клеопатра – популярная тема сегодня, как и в конце XIX века. Картина Александра Кабанеля «Клеопатра» исследует один момент из её легендарной жизни. В картине использован чрезвычайно популярный стиль Французской академии 1880-х годов для изображения этой фигуры I века до нашей эры. Хотя сюжет и стиль могут быть признаны традиционными для истории западного искусства, Кабанель придаёт им новую жизненную силу благодаря драматическим краскам и экзотическим пейзажам. Это не реалистическая картина, но она написана в реалистической, отточенной манере.
Царица Клеопатра – популярная тема сегодня, как и в конце XIX века. Картина Александра Кабанеля «Клеопатра» исследует один момент из её легендарной жизни. В картине использован чрезвычайно популярный стиль Французской академии 1880-х годов для изображения этой фигуры I века до нашей эры. Хотя сюжет и стиль могут быть признаны традиционными для истории западного искусства, Кабанель придаёт им новую жизненную силу благодаря драматическим краскам и экзотическим пейзажам.
Исторический фон
Франция конца XIX века была периодом процветания, прогресса и элегантности. Он был известен как Belle Époque («Прекрасная эпоха») и длился с момента окончания франко-прусской войны в 1871 году до начала Первой мировой войны в 1914 году. В период Belle Époque в художественном мире доминировали одобренные правительством академии. В Великобритании это была Королевская академия художеств, основанная в 1768 году, а во Франции – Академия живописи и скульптуры, основанная в 1648 году. Французская академия установила художественные стандарты: что принималось, а что отвергалось. Так родился академизм.
Академический стиль
Александр Кабанель (1823-1889) был художником-академистом. Он следовал академическому стилю благодаря изящной моделировке, шелковистой кисти и совершенным формам. Общая манера представляла собой отполированную иллюзию мифологического или исторического сюжета. Картина Кабанеля «Клеопатра» - прекрасный пример академического стиля.
Общая композиция
Картина была создана в 1887 году. Ее размеры составляют 287,6 см в ширину и 162,6 см в высоту. Пропорции картины напоминают современный широкоформатный экран 16:9, что придаёт ей современный вид. Клеопатра и её сопровождающие расположились в правой части сцены, в то время как пять фигур занимают левую часть сцены.
Исторический пересказ
На картине изображена знаменитая Клеопатра, а именно царица Египта Клеопатра VII. Её жизнь легендарна, поскольку в ней сочетаются все элементы великой истории: деньги, власть, секс и смерть. Многие моменты её жизни, некоторые реальные и некоторые вымышленные, были изображены на различных носителях с момента её смерти 10 августа 31 года до н.э. Она фигурировала в мемуарах, книгах, пьесах, операх, фильмах, телешоу, музыке и, конечно, картинах. Клеопатра Кабанеля – это просто ещё один пример давней традиции исторических пересказов.
Художественная ксенофилия
Художественный мир Франции XIX века был одержим культурами Восточного Средиземноморья. Эжен Делакруа, Жан-Огюст-Доминик Ингр и Жан-Леон Жером – самые ярые последователи романтизма и ориентализма. Они любили исследовать далекие культуры с пышными интерьерами, обнажёнными женщинами и экзотическими животными. Это была художественная ксенофилия. Александр Кабанель тоже участвовал в этих двух художественных течениях, и самым ярким его примером была «Клеопатра».
Роковая женщина
«Клеопатра» исследует экзотику и эротику. На картине изображены женщины, одетые не так строго, как западные женщины 1887 года. Здесь нет и намека на английскую викторианскую эпоху, французскую Troisième République (Третью республику) или американскую скромность позолоченного века. Царица Клеопатра гордо демонстрирует свои прелести в роскошной декадентской обстановке. Ее грудь полна, упруга и неприкрыта. Она носит яркие ткани и сверкающие драгоценности. Ее косметика – это насыщенные красные губы и подведенные чёрным глаза. Для западного общества 1880-х годов, да и для многих людей сегодня, царица Клеопатра представляет собой абсолютную femme fatale (смертельно опасную женщину).
Отравленные узники
Что делают фигуры в левой части картины? Кажется, что одна фигура лежит на земле, а над ней кто-то скрючился, и ещё одна фигура обмякла в объятиях двух других. Мы видим мёртвых и умирающих пленников Клеопатры. Она травит их, чтобы оценить симптомы и эффективность своего яда. Умирающий на земле мужчина держит пустую серебряную чашу, брошенную у его ног. Закутанная фигура над ним держит бутылку из зеленого стекла. Здесь изображено небольшое повествование. Фигура в саване налила яд в серебряный потир, человек выпил яд, уронил потир и теперь рухнул на землю, умирая от боли. Три фигуры за его спиной показывают последние мгновения. Мёртвого уносят два санитара.
Мысли самоубийцы
Почему царица Клеопатра отравляет своих пленников? Многие историки считают, что история об использовании Клеопатрой аспида для самоубийства не имеет под собой оснований. Клеопатра происходила из длинного рода династических убийц, которые использовали различные средства, включая яд, для устранения своих врагов. Многие историки считают более вероятным, что Клеопатра покончила с собой, приняв яд, поэтому создание безболезненного, но эффективного яда было бы важно для нее в последние дни жизни. Таким образом, Клеопатра могла использовать осужденных заключенных в качестве подопытных для своих ядов. Если заключенные были обречены на смерть, они могли помочь Клеопатре усовершенствовать рецепт яда для её собственного последнего использования. Это были крайне прагматичные времена, когда жизнь была дешевой и безвозвратной.
Академическое союзничество
Это не реалистическая картина, но она написана в реалистической, отточенной манере. Это не радикальное авангардное искусство импрессионизма, но не все должно быть радикальным, чтобы иметь художественные достоинства и ценность. В традиционности есть своя красота. Возможно, это чувство связи с прошлым, ощущение комфорта и знакомости? Это похоже на те чувства, которые вызывают традиции государственных праздников и фестивалей. Во всем этом есть рутинный элемент хорошего настроения.
Картина «Клеопатра» не радикальна, но она сияет. Она излучает цвет, уверенность и сложность. Академический стиль «Клеопатры» нуждается в переоценке современным обществом. То, что импрессионизм пришел на смену академизму, не означает, что академизм был неполноценным. Он был другим, но не разочаровывающим. Академическое искусство нуждается в союзниках среди художественного сообщества. Это забытое антикварное кольцо, прикрытое слоями современных дешевых ожерелий в шкатулке истории искусства. В некоторых традициях есть своя красота и ценность. Академическое искусство – одна из них.
получил степень бакалавра по истории искусств в Университете Флориды.
Позже он переехал в Париж, Франция.
Кому понравилось
Пожалуйста, подождите
На эту операцию может потребоваться несколько секунд.
Информация появится в новом окне,
если открытие новых окон не запрещено в настройках вашего браузера.
Нужно авторизоваться на сайте
Для работы с коллекциями – пожалуйста, войдите в аккаунт (откроется в новом окне).
Комментирование недоступно Почему?