Томас Гейнсборо Gainsborough, Thomas (1727-1788)
1727,1788Томас Гейнсборо, (крещен 14 мая 1727 года в Садбери, Саффолк, Англия, умер 2 августа 1788 года в Лондоне), портретист и пейзажист, самый разносторонний английский художник XVIII века. Некоторые из его ранних портретов изображают натурщиков, сгруппированных в пейзаже (мистер и миссис Эндрюс, ок. 1750 г. ). По мере того, как он становился знаменитым, а его натурщики – модными, он перешёл к более формальной манере, которая чем-то обязана Антонису Ван Дейку («Голубой мальчик», ок. 1770 г. ). Его пейзажи – это идиллические сцены. В последние годы жизни он также писал морские пейзажи и идеализированные картины деревенских жителей и деревенских детей в натуральную величину.
Картины Томас Гейнсборо в других альбомах
Томас Гейнсборо, (крещен 14 мая 1727 года в Садбери, Саффолк, Англия, умер 2 августа 1788 года в Лондоне), портретист и пейзажист, самый разносторонний английский художник XVIII века. Некоторые из его ранних портретов изображают натурщиков, сгруппированных в пейзаже (мистер и миссис Эндрюс, ок. 1750 г. ). По мере того, как он становился знаменитым, а его натурщики – модными, он перешёл к более формальной манере, которая чем-то обязана Антонису Ван Дейку («Голубой мальчик», ок. 1770 г. ). Его пейзажи – это идиллические сцены. В последние годы жизни он также писал морские пейзажи и идеализированные картины деревенских жителей и деревенских детей в натуральную величину.
Ранняя жизнь и Саффолкский период
Гейнсборо был младшим сыном Джона Гейнсборо, производителя шерстяных изделий. Когда ему было 13 лет, он убедил отца отправить его учиться в Лондон, так как ему хорошо удавались пейзажи. Он работал ассистентом у Юбера Гравело, французского живописца и гравера, важной фигуры в лондонских художественных кругах того времени. От него Гейнсборо узнал кое-что о французском стиле рококо, который оказал значительное влияние на развитие его стиля. В 1746 году в Лондоне он женился на Маргарет Бурр, незаконнорожденной дочери герцога Бофора. Вскоре после этого он вернулся в Саффолк и поселился в Ипсвиче в 1752 году; его дочери Мэри и Маргарет родились в 1748 и 1752 годах соответственно. В Ипсвиче Гейнсборо познакомился со своим первым биографом, Филипом Тикнессом. Он рано приобрёл определённую репутацию как портретист и пейзажист и зарабатывал на жизнь.
Гейнсборо заявил, что его первой любовью был пейзаж, и начал изучать язык этого искусства у голландских пейзажистов XVII века, которые к 1740 году стали популярны среди английских коллекционеров; его первые пейзажи были написаны под влиянием Яна Винантса. Самой ранней датированной картиной с пейзажным фоном является этюд бультерьера «Бампер – бультерьер» (1745), в котором многие детали взяты прямо у Винантса. Но к 1748 году, когда он написал картину «Корнардский лес», преобладающим влиянием стал Якоб ван Рейсдал; хотя картина полна натуралистических деталей, Гейнсборо, вероятно, никогда не писал непосредственно с натуры. Чартерхаус», один из немногих его топографических видов, датируется тем же годом, что и «Корнард Вуд», и в тонком воздействии света на различные поверхности прослеживается голландское влияние. В фоне «Мистера и миссис Эндрюс» он предвосхищает реализм великого английского пейзажиста следующего века Джона Констебла, но в основном фантазия оставалась в силе.
Во многих ранних пейзажах заметно влияние дизайна рококо, усвоенного от Гравелота, а также чувство французской пасторальной традиции. Дровосек, ухаживающий за молочницей, – англизированная версия французской темы, которая напоминает композиции Жана-Оноре Фрагонара. Хотя Гейнсборо предпочитал пейзажи, он знал, что должен писать портреты по экономическим причинам. Небольшие головы, написанные в Саффолке, хотя иногда и довольно жесткие, представляют собой проницательные исследования характера, тонко и свободно написанные карандашом, особенно бойкий автопортрет в шляпе с кокардой в Хоутоне. Гейнсборо написал в Саффолке лишь несколько портретов в полный рост. Мистер Уильям Вулластон, несмотря на амбициозную композицию, носит интимный и неформальный характер. Картина «Дочери художника, гоняющиеся за бабочкой», написанная в последние годы жизни в Ипсвиче, по своему легкому натурализму и сочувственному пониманию является одним из лучших английских детских портретов.
Помимо прямых портретов, он написал в Саффолке ряд восхитительных спонтанных групп маленьких фигур в пейзажах, близких к разговорным. Картина «Мистер и миссис Эндрюс», которую назвали самой английской из английских картин, написана в типичном суффолкском пейзаже. Картина «Леди и джентльмен в пейзаже» более француженка, с её живыми ритмами рококо, а «Хенидж Ллойд и его сестра» более стилизована, очаровательные маленькие фигурки позируют на обычном фоне ступеней и декоративных урн.
Банный период
Чтобы получить более широкую публику, Гейнсборо в 1759 году переехал в Бат, где его студию вскоре заполонили модные натурщики. Он вращался в музыкальных и театральных кругах, а среди его друзей были члены семьи Линли, чьи портреты он написал. В Бате он также познакомился с актером Дэвидом Гарриком, которым глубоко восхищался и которого неоднократно рисовал. Его страсть к музыке и сцене продолжалась всю его жизнь. В западной части страны он посетил многие великие дома, а в Уилтоне попал под чары Энтони Ван Дейка, который оказал преобладающее влияние на его последующие работы. Несмотря на спрос на портреты, он продолжал писать пейзажи.
В 1761 году он отправил портрет графа Ньюджента в Общество художников, а в следующем году в лондонской прессе появилось первое упоминание о его работе. На протяжении 1760-х годов он регулярно выставлялся в Лондоне, а в 1768 году был избран членом-учредителем Королевской академии. Характерно, что он никогда не принимал большого участия в обсуждениях.
После переезда в Бат у Гейнсборо стало меньше времени на пейзажи, и он много работал по памяти, часто рисуя при свечах с маленьких моделей пейзажей, установленных в его студии. Около 1760 года Питер Пауль Рубенс вытеснил голландских художников как главную любовь Гейнсборо. Это особенно заметно в картине «Крестьяне, возвращающиеся с рынка» с её насыщенным цветом и прекрасными кремовыми пастельными тонами. Влияние Рубенса также очевидно в «Повозке с урожаем» в плавности рисунка и масштабе больших буковых деревьев, так отличающихся от корявых дубов Саффолка. Идиллическая сцена представляет собой идеальное сочетание реального и идеального. Группа в повозке основана на картине Рубенса «Сошествие с креста» (1611-14) в соборе Антверпена, которую Гейнсборо скопировал.
В Бате Гейнсборо должен был удовлетворять запросы более искушенных клиентов и принял более формальный и элегантный портретный стиль, основанный в основном на изучении Ван Дейка в Уилтоне, где он сделал бесплатную копию картины Ван Дейка с изображением семьи Пембрук. К 1769 году, когда он написал картину «Изабелла, графиня Сефтон», в достойной простоте замысла и тонких приглушенных тонах легко заметить утончающее влияние Ван Дейка. Одна из самых известных картин Гейнсборо, «Голубой мальчик», была написана, вероятно, в 1770 году. Написав эту картину в костюме Ван Дейка, он следовал моде 18 века в живописи, а также отдавал дань уважения своему герою.
Влияние Ван Дейка наиболее отчетливо прослеживается в более официальных портретах. Джон, 4-й герцог Аргайл в своих великолепных одеждах написан в величественной манере, а Август Джон, третий граф Бристольский, соперничает с подобными портретами Рейнольдса. Гейнсборо предпочитал рисовать своих друзей, а не общественных деятелей, и группа портретов 1760-х годов – Увдейл Прайс, сэр Уильям Сент-Квинтон и Томас Кауард, все пожилые люди с сильным характером – демонстрируют чувство юмора Гейнсборо и его индивидуальный подход к симпатичным натурщикам.
Лондонский период жизни Томаса Гейнсборо
В 1774 году он переехал в Лондон и поселился в части дома Шомберг Хаус в Пэлл Мэлл. Довольно скоро его начали замечать члены королевской семьи, и отчасти из-за его неформальности и торизма Георг III предпочел его официальному придворному художнику сэру Джошуа Рейнольдсу. В 1781 году ему было поручено нарисовать короля и королеву.
Гейнсборо продолжал работать над пейзажами. Гораций Уолпол, английский литератор, описал «Водопой» как выполненный в стиле Рубенса, но в нём также много классического спокойствия Клода Лоррена, офорты которого принадлежали Гейнсборо. В 1783 году он совершил экспедицию в Озерный край, чтобы своими глазами увидеть «дикие» пейзажи, восхваляемые поклонниками живописности. По возвращении он написал ряд горных сцен, которые имеют аналогии с работами Гаспара Дюге, чьи произведения были широко распространены в английских загородных домах. Некоторые морские работы, датируемые 1780-ми годами, демонстрируют новый вид реализма, восходящий к голландской традиции морских пейзажей.
В последние годы жизни Гейнсборо преследовала ностальгия по Аркадии в английской сельской местности, и он написал ряд картин крестьянской жизни, скорее идеальных, чем реальных, например, «Дверь коттеджа». Но один из последних пейзажей, «Рыночная телега», менее идеализирован и более верен природе, и в своей трактовке света, пробивающегося сквозь массивную листву, он предвосхищает Констебла.
Гейнсборо был единственным важным английским художником-портретистом, посвятившим много времени рисованию пейзажей. Он создал множество рисунков различными средствами, включая мел, перо и смывку, акварель, некоторые из них были покрыты лаком. Он всегда стремился найти новую бумагу и новые техники. Он изготовил волшебный фонарь для получения поразительных световых эффектов; ящик до сих пор хранится в Музее Виктории и Альберта вместе с некоторыми слайдами. Кроме того, Гейнсборо сделал серию офортов и акватинт с мягким фоном. Он никогда не продавал свои рисунки, и, хотя многие из них тесно связаны с картинами, это не этюды в обычном смысле слова, а самостоятельные произведения искусства.
Гейнсборо не был методичен в ведении книг натурщиков, и сравнительно немногие из портретов, написанных в первые годы работы в Лондоне, датированы. В 1777 году он выставил в Королевской академии хорошо известные миссис Грэм, К. Ф. Абель, Уильяма Генри, герцога Глостера, и Марию, герцогиню Глостерскую, все они нарочито гламурны и написаны в насыщенном цвете. Королева Шарлотта более сдержанна; роспись воланов белого платья, украшенного лентами и кружевами, придает ей особенно царственный вид.
Примечательно, что Гейнсборо, в отличие от большинства своих современников, обычно не пользовался услугами художников по драпировкам. В 1784 году он поссорился с Академией, потому что они настаивали на том, чтобы повесить «Трех старших принцесс» на обычной высоте от пола, что, по мнению Гейнсборо, было слишком высоко, чтобы оценить легкость его прикосновений и тонкость карандаша. В знак протеста он отозвал картины, предназначенные для выставки, и больше никогда не выставлялся в Академии.
В некоторых более поздних женских портретах Гейнсборо отказался от точной отделки и, не жертвуя сходством, сосредоточился на общем эффекте. Миссис Шеридан растворяется в пейзаже, а леди Бейт Дадли, симфония в голубых и зеленых тонах, представляет собой беспредметную форму, почти абстракцию. Миссис Сиддонс, с другой стороны, показывает, что Гейнсборо все ещё мог писать великолепные объективные исследования. Немногие из поздних мужских портретов имеют ярко выраженный характер, но исключение составляют два особенно хороших изображения музыкантов, Иоганна Кристиана Фишера и незаконченного лорда Абингдона.
Новым начинанием в 1783 году стал «Молл» в Сент-Джеймсском парке, парковая сцена, описанная Горацием Уолполом как «вся трепещущая, как дамский веер». Картина «Утренняя прогулка» (см. выше) с романтизированными фигурами, прогуливающимися среди пейзажа, написана в том же духе. Особое удовольствие Гейнсборо доставляли «фантазийные картины», написанные в 1780-х годах. Это идеализированные портреты деревенских детей и крестьян в натуральную величину, написанные с моделей – например, «Коттеджная девочка с миской молока». Идея появилась в незрелой форме в маленьких деревенских фигурках из Саффолка, и, возможно, его подтолкнуло к её дальнейшему использованию знакомство с картиной испанского художника XVII века Бартоломе Мурильо «Святой Иоанн», которую он скопировал.
Он умер в 1788 году и был похоронен в церковном дворе Кью.
Наследие
Из всех английских живописцев XVIII века Томас Гейнсборо был самым изобретательным и оригинальным, всегда готовым экспериментировать с новыми идеями и техниками, и все же он жаловался на своего современника сэра Джошуа Рейнольдса: «Черт бы его побрал, как он разнообразен». Гейнсборо, единственный среди великих портретистов эпохи, также уделял серьёзное внимание пейзажам. В отличие от Рейнольдса, он не был приверженцем академических традиций и смеялся над модой на историческую живопись; инстинктивный художник, он наслаждался поэзией красок. В своих письмах Гейнсборо демонстрирует сердечный и щедрый характер и независимый ум. Его замечания о собственной работе и методах, а также о некоторых старых мастерах очень показательны и проливают свет на современные взгляды на искусство.
Mary Woodall
КОММЕНТАРИИ: 5 Ответы
Комментирование недоступно Почему?