Бернардо Беллотто Bellotto, Bernardo (1722-1780)
1722,1780Картины Бернардо Беллотто в других альбомах
Бернардо Беллотто в Энциклопедии искусств
Считается, что Бернардо Беллотто родился в Венеции 20 мая 1722 года у Фьоренцы Доменики Каналь и Лоренцо Беллотто. Традиционно считавшееся датой рождения художника 30 января 1721 года, по-видимому, является днём рождения его старшего брата Михеля Бернардо Антонио Эухенио (согласно информации, приведённой Боженой Анной Ковальчик в книге «Il Bellotto veneziano nei documenti», Arte Veneta 47 (1995). Имя художника указанное в крестиционном документе в Archivio della Curia Patriacale в Венеции – Бернардо Франческо Паоло Эрнесто.
Мать Беллотто была старшей из трёх сестёр венецианского ведутиста Антонио Каналетто и Беллотто вошёл в венецианскую студию своего дяди для обучения в качестве живописца в 1735 году. Во время этого ученичества, которое продолжалось до начала 1740-х годов, он настолько тщательно ассимилировал манеру, методы и стиль Каналетто – явление, отмеченное их современниками, – что проблема атрибуции произведений от этого периода одному художнику или другому продолжается до наших дней.
Беллотто был зарегистрирован ещё в 1738 году в реестре гильдии венецианского художника Фраглии деи Питтори, который предполагает, что к тому времени он превратился в самостоятельного живописца, рисовальщика и т.д. К 1740 году он был способен к безупречному рисованию перспективы, и он создал несколько независимых картин маслом по венецианским мотивам. В 1740-1741 годах Беллотто сопровождал своего дядю с визитом на соседнем материке вдоль Бренты до Падуи и в этой поездке он, как художник, достиг большого мастерства. В течение нескольких месяцев в 1742 году Беллотто путешествовал по центральной Италии, посетив Флоренцию, Лукку и Рим. Картины, созданные в это время, предвосхищают его характерный зрелый стиль и возможное расхождение с манерой Каналетто.
Беллотто, вернулся в Венецию, вероятно, в конце 1742 года и пробыл там в течение всего 1743-го. С 1744 года, до своего отъезда в Дрезден летом 1747-го, он провёл несколько месяцев в Ломбардии, Пьемонте и Вероне, где он исполнил большое количество картин. В этот период он начал интересоваться окрестностями городов и пейзажами, которые ранее играли второстепенную роль в его работах. Самыми важными из итальянских работ Беллотто считаются два вида на деревню Гаццада около Варезе (Pinacoteca di Brera, Милан). В 1745 году Беллотто исполнил два вида на Турин для Чарльза Эммануила III, короля Сардинии и герцога Савойского. Это были его первые королевские комиссии и он подписал их как своим христианским именем и фамилией, так и именем «Il Canaletto», без сомнения, чтобы привлечь внимание к его отношениям со своим знаменитым дядей.
В июле 1747 года, в ответ на призыв к Дрезденскому двору, он навсегда покинул Венецию. С момента его прибытия в Дрезден и до начала Семилетней войны в 1756 году, Беллотто был занят службой у Августа II, курфюрста Саксонии (также Августа III, короля Польши) и его могущественного премьер-министра, графа Генриха фон Брюль. В 1748 году ему был официально присвоен титул Придворного художника и его годовое жалование стало самым высоким из когда-либо оплачиваемых художникам Августом II. Между 1747 и первыми месяцами 1753 года Беллотто написал четырнадцать больших панорамных видов Дрездена, а между 1753 и 1756 годами – одиннадцать видов пригорода Пирны. Эти двадцать пять картин относятся к числу наиболее значительных произведений художника. В этих картинах Беллотто разработал совершенно оригинальный стиль, который невозможно спутать со стилем его дяди.
Новый этап начался с переезда Бернардо Беллотто в Вену зимой 1758-1759 годов, где он оставался до начала 1761-го. Тринадцать больших полотен, в которых были записаны основные достопримечательности Вены, написанные по заказу императрицы Марии Терезии для украшения её дворцов и домов построенных по её воле, представляет собой свою вторую великую серию, посвящённую изображению города и его непосредственной окружающей среды. После отъезда из Вены в начале 1761 года, Беллотто посетил курфюрста Максимилиана III Иосифа Баварского в Мюнхене, прежде чем вернуться в Дрезден незадолго до конца года.
Второй период проживания Беллотто в Дрездене, 1761-1766, был отмечен финансовыми трудностями, вызванными разрушением его дома в Пирне во время войны, гибелью Августа III и графа Брюля в течение нескольких месяцев в 1763 году и изменение художественных предпочтений саксонского двора в пользу отечественных художников. Для того, чтобы выжить, Беллотто служил преподавателем в Дрезденской Академии изящных искусств, созданной в 1764 году, а также занимался изготовлением и продажей гравюр. Он также изготовил большое количество реплик своих ранних видов Пирны, Кёнингстайна, Вены и Мюнхена, большинство в сокращённых форматах. Высокий технический уровень некоторых из них указывает на то, что они были полностью написаны рукой Бернардо. Многие другие были завершены при содействии членов его студии, в частности, его сына Лоренцо. Беллотто также воспроизвел два необычных вида Дрездена, раздираемого войной, и большое количество каприччио и ведутских идей.
В декабре 1766 года Беллотто и его сын покинули Дрезден с намерением отправиться в Санкт-Петербург и работать на императрицу России Екатерину II. К концу января 1767 года он прибыл в Варшаву и ему немедленно предложили работу при дворе короля Польши Станислава II Августа Понятовского. В 1768 году он был назначен придворным художником и провёл последние четырнадцать лет своей жизни, работая на короля в относительном комфорте и безопасности. Его самая важная работа этого периода – серия из двадцати шести видов Варшавы, предназначенная для так называемого «Зала Каналетто», в Королевском замке. Эти картины с их необычайной топографической точностью и тщательным вниманием к деталям сыграли важную роль в восстановлении Варшавы после Второй мировой войны. Беллотто также вместе со своим сыном написал необыкновенную работу для королевских резиденций в Уяздуве и Лазенки, на окраине города.
Он умер в Варшаве 17 ноября 1780 года в возрасте 58 лет.
Комментирование недоступно Почему?