Чимабуэ (Ченни ди Пепо) Cimabue (Cenni Di Pepo) (1240-1302)
1240,1302Гигантский поток всевозможных бед и несчастий, практически затопил и, можно даже сказать, низверг в глубокую бездну Италию, разрушил красивейшие памятники архитектуры, но практически уничтожил и живопись. В это время во Флоренции около 1240 г. появился на свет ребёнок, чтобы «зажечь первый свет живописи», Бенинченни (или как его чаще называли Джованни) Чимабуэ.
Флорентийский живописец XIII в. Джованни Чимабуэ
О родителях, известного впоследствии живописца, известно до обидного мало. Сведения о нём в некоторых источниках появляются только когда мальчику исполнилось семь-восемь лет. Именно тогда, когда он немного подрос, родители и даже некоторые соседи заметили у него необыкновенные способности ума и для дальнейшего обучения мальчика отослали в ближайшую обитель Санта Мариа к дальнему родственнику его отца, который в монастыре обучал послушников грамматике и другим предметам.
Но Бенинченни, почувствовав безудержное влечение к живописи, практически перестал заниматься наукой, а проводил все своё свободное время за рисованием людей, коней, окружающего обитель пейзажа и всего, что только попадалось ему на глаза. Этому увлечению способствовала и сама судьба, поскольку именно в эти годы правителями Флоренции были приглашены живописцы (возможно из соседней Греции), чтобы вернуть городу, когда-то его прославленную живопись, которая, можно сказать, сбилась с пути праведного, но ещё не погибла окончательно. В числе других работ, которые они заказали, был и проект росписи капеллы святого Луки, которая претерпела значительные повреждения от прошедших веков. Сейчас роспись можно увидеть непосредственно в Санта Мариа Новелла, где расположена капелла святого Луки.
Чимабуэ долгое время увлекался рисованием, часто сбегал из монастыря и много времени проводил наблюдая за работой прославленных живописцев. В результате, поглядев на некоторые рисунки, мастера признали его очень способным. Все это послужило тому, что отец заключил с мастерами соглашение об учебе молодого дарования. Мастера с большим удовольствием взяли себе в подмастерья способного мальчика.
Постоянно упражняясь, юноша за сравнительно небольшой срок превзошел в технике рисования своих наставников: они делали работу не в древнегреческой манере, а в свойственной тому времени новой, довольно неуклюжей. Юноша, конечно, подражал своим учителям, но многое делал по-своему, отказываясь от их манеры, и впоследствии прославил Флоренция своими произведениями. Он создал замечательные фрески. Например, написанный им образ в Санта Чечилиа, а в Санта Кроче доска с Девой Марией. (Многие исследователи отрицают её авторство Чимабуэ).
Позднее, с натуры он изобразил на маленькой дощечке святого Франциска. И это было для того времени новшеством. Вокруг изображения двадцать клейм с миниатюрными фигурами. (Некоторые исследователи приписывают авторство луккскому живописцу Бонавентуре Берлингъери).
В это же время заказали живописцу для флорентийского аббатства Санта Тринита роспись доски. И особенно постаравшись, дабы подтвердить лишний раз своё искусство, мастер изобрел некоторые ранее не известные приемы в изображении Девы Марии, написав её с младенцем, окруженной преклоненными ангелами. (Произведение представлено в Уффици). Законченное произведение было размещено на алтаре, а позже его заменили доской Алессо Бальдовенетти (так называемая «Троица», Уффици).
Позже Чимабуэ создавал неповторимые фрески в госпитале Порчеллана, вблизи Оньиасанти. На них изображены: Дева Мария, которая слушала благую весть о будущем рождении у нее божественного младенца, Иисус Христос, Клеофа и Лука. Все изображения были в человеческий рост и даже немного больше. (Фрески не сохранилась). На фресках все предметы более естественны и выполнены в так называемой мягкой манере. Способы письма Чимабуэ резко отличалась от письма греческих художников, которые выписывали множество лишних замысловатых линий. Они переняли эти манеры от обычая изображения святых, передававшегося мастерами из поколения в поколение многие годы без улучшения и применения каких-либо новшеств.
Чимабуэ был приглашен настоятелем Санта Кроче и написал распятие, сохранившееся до настоящего времени. Настоятель, довольный сделанной работой пригласил Чимабуэ в один из монастырей в Пизе – написать образ святого Франциска. Это произведение живописца впоследствии было признано прихожанами уникальным. В этом же монастыре живописец создал образ Девы Марии с божественным младенцем, окруженную ангелами. На этом месте воздвигли мраморный алтарь, сохранившийся до нашего времени. Образ монахи поместили внутри монастыря, а Чимабуэ получил от жителей Пизы награду. Здесь же по заказу аббата д"Арно он изобразил святую Агнессу, окруженную сценками из её праведной жизни с маленькими фигурками. (Дощечка не сохранилась).
Благодаря своим творениям имя Мастера стало известным далеко за пределами Флоренции и его пригласили в Ассизи. Там он с живописцами из Греции работал над росписями сводов в храме св. Франциска, а на стене изобразил жизненный путь Христа и святого Франциска. В этих замечательных произведениях искусства значительно превзошел именитых греков по мастерству изображения.
Затем Чимабуэ расписал церковь фресками из жизни благословенной Девы Марии. Особенно примечательна была фреска об Успении Богоматери и её вознесении на небо, и там Христос венчает её. Внизу располагаются святые. На сводах были также изображены различные истории из жития святых. На одном своде изображены евангелисты в полный рост. Другой свод украшен звездами на лиловом фоне. На следующем изображены: Иисус Христос, Дева Мария, святые Иоанн Креститель и Франциск. Два свода были словно бы отражением друг друга. На последнем из сводов изображены четыре отца церкви. Задача, архисложная, но выполнена очень усердно.
После росписи сводов, живописец приступает к росписи фресок поверху, занимая пустое пространство между проемами окон. Здесь он изображает 8 наиболее известных сцен из Ветхого завета. А на противоположной стороне ещё шестнадцать историй о жизни Девы Марии и Иисуса Христа. Над входом – фреска с изображением Успения. Этот огромный труд, поразил всех, так как до этого казалось, что живопись давно была слепой. Современники, ознакомившись с этими работами, говорили, что живопись, благодаря его трудам совершила небывалые успехи, особенно в росписи фресок. Из этих талантливейших работ лучше сохранились, написанные на церковных сводах. Окончив фрески Чимабуэ стал расписывать по низу стен. Однако он был отозван на родину и работу не продолжил. Окончил её, один из его способнейших учеников Джотто, спустя несколько лет.
Во Флоренции существует монастырь Санто Спирито, где художник великолепно написал житие Христа. Эта фреска казалась несомненным чудом его современникам, которые не видели до этого и не могли предполагать ничего подобного. От жилища живописца её несли, чтобы установить в монастыре, в торжественной процессии, ликуя. музыканты играли на трубах. Чимабуэ вновь был осыпан многочисленными наградами и почестями. (Стоит отметить, что многие исследователи считают, что автором «Богоматери», находящейся и в наши дни в Санта Мариа Новелла, т. н. «Мадонна Ручеллаи», является Дуччо).
В письмах современников сказано, что Чимабуэ работал над этим образом, через город проезжал Карл Анжуйский, которому показали ещё незаконченную работу живописца. Все население Флоренции было охвачено таким ликованием, что впоследствии это место назвали Веселым предместьем (Борго Аллегро). Название сохранилось до наших дней.
В одной из церквей Пизы Чимабуэ выполнил темперой образ Христа на кресте. Его окружают несколько плачущих ангелов, держащих слова, написанные, наподобие нимба у головы Христа, и подносят их к Деве Марии и святому Иоанну евангелисту. Именно Чимабуэ был изобретателем такого способа, которое помогало словами, более полно донося смысл произведения, что было вещью в те годы довольно удивительной.
Мастер заслужил уже широкую известность и его назначили одним из архитекторов Санта Мариа дель Фьоре.
В 1303 или 1304 г. в возрасте 60 лет Чимабуэ отошел в мир иной, можно сказать за свою жизнь премного способствуя возрождению живописи. Он оставил после себя способных учеников, в их числе был и Джотто, ставший неподражаемым мастером живописи. Кстати, он проживал после кончины Учителя в его доме. Похоронен Чимабуэ в Санта Мария дель Фьоре.
Вполне возможно, что, если бы славу Чимабуэ не затмевало величие Джотто, одного из его самых одаренных от природы учеников, о нём знали бы намного больше людей, неравнодушных к подлинному искусству.
Наталья Абдуллаева
Гигантский поток всевозможных бед и несчастий, практически затопил и, можно даже сказать, низверг в глубокую бездну Италию, разрушил красивейшие памятники архитектуры, но практически уничтожил и живопись. В это время во Флоренции около 1240 г. появился на свет ребёнок, чтобы «зажечь первый свет живописи», Бенинченни (или как его чаще называли Джованни) Чимабуэ.
Флорентийский живописец XIII в. Джованни Чимабуэ
О родителях, известного впоследствии живописца, известно до обидного мало. Сведения о нём в некоторых источниках появляются только когда мальчику исполнилось семь-восемь лет. Именно тогда, когда он немного подрос, родители и даже некоторые соседи заметили у него необыкновенные способности ума и для дальнейшего обучения мальчика отослали в ближайшую обитель Санта Мариа к дальнему родственнику его отца, который в монастыре обучал послушников грамматике и другим предметам.
Но Бенинченни, почувствовав безудержное влечение к живописи, практически перестал заниматься наукой, а проводил все своё свободное время за рисованием людей, коней, окружающего обитель пейзажа и всего, что только попадалось ему на глаза. Этому увлечению способствовала и сама судьба, поскольку именно в эти годы правителями Флоренции были приглашены живописцы (возможно из соседней Греции), чтобы вернуть городу, когда-то его прославленную живопись, которая, можно сказать, сбилась с пути праведного, но ещё не погибла окончательно. В числе других работ, которые они заказали, был и проект росписи капеллы святого Луки, которая претерпела значительные повреждения от прошедших веков. Сейчас роспись можно увидеть непосредственно в Санта Мариа Новелла, где расположена капелла святого Луки.
Чимабуэ долгое время увлекался рисованием, часто сбегал из монастыря и много времени проводил наблюдая за работой прославленных живописцев. В результате, поглядев на некоторые рисунки, мастера признали его очень способным. Все это послужило тому, что отец заключил с мастерами соглашение об учебе молодого дарования. Мастера с большим удовольствием взяли себе в подмастерья способного мальчика.
Постоянно упражняясь, юноша за сравнительно небольшой срок превзошел в технике рисования своих наставников: они делали работу не в древнегреческой манере, а в свойственной тому времени новой, довольно неуклюжей. Юноша, конечно, подражал своим учителям, но многое делал по-своему, отказываясь от их манеры, и впоследствии прославил Флоренция своими произведениями. Он создал замечательные фрески. Например, написанный им образ в Санта Чечилиа, а в Санта Кроче доска с Девой Марией. (Многие исследователи отрицают её авторство Чимабуэ).
Позднее, с натуры он изобразил на маленькой дощечке святого Франциска. И это было для того времени новшеством. Вокруг изображения двадцать клейм с миниатюрными фигурами. (Некоторые исследователи приписывают авторство луккскому живописцу Бонавентуре Берлингъери).
В это же время заказали живописцу для флорентийского аббатства Санта Тринита роспись доски. И особенно постаравшись, дабы подтвердить лишний раз своё искусство, мастер изобрел некоторые ранее не известные приемы в изображении Девы Марии, написав её с младенцем, окруженной преклоненными ангелами. (Произведение представлено в Уффици). Законченное произведение было размещено на алтаре, а позже его заменили доской Алессо Бальдовенетти (так называемая «Троица», Уффици).
Позже Чимабуэ создавал неповторимые фрески в госпитале Порчеллана, вблизи Оньиасанти. На них изображены: Дева Мария, которая слушала благую весть о будущем рождении у нее божественного младенца, Иисус Христос, Клеофа и Лука. Все изображения были в человеческий рост и даже немного больше. (Фрески не сохранилась). На фресках все предметы более естественны и выполнены в так называемой мягкой манере. Способы письма Чимабуэ резко отличалась от письма греческих художников, которые выписывали множество лишних замысловатых линий. Они переняли эти манеры от обычая изображения святых, передававшегося мастерами из поколения в поколение многие годы без улучшения и применения каких-либо новшеств.
Чимабуэ был приглашен настоятелем Санта Кроче и написал распятие, сохранившееся до настоящего времени. Настоятель, довольный сделанной работой пригласил Чимабуэ в один из монастырей в Пизе – написать образ святого Франциска. Это произведение живописца впоследствии было признано прихожанами уникальным. В этом же монастыре живописец создал образ Девы Марии с божественным младенцем, окруженную ангелами. На этом месте воздвигли мраморный алтарь, сохранившийся до нашего времени. Образ монахи поместили внутри монастыря, а Чимабуэ получил от жителей Пизы награду. Здесь же по заказу аббата д"Арно он изобразил святую Агнессу, окруженную сценками из её праведной жизни с маленькими фигурками. (Дощечка не сохранилась).
Благодаря своим творениям имя Мастера стало известным далеко за пределами Флоренции и его пригласили в Ассизи. Там он с живописцами из Греции работал над росписями сводов в храме св. Франциска, а на стене изобразил жизненный путь Христа и святого Франциска. В этих замечательных произведениях искусства значительно превзошел именитых греков по мастерству изображения.
Затем Чимабуэ расписал церковь фресками из жизни благословенной Девы Марии. Особенно примечательна была фреска об Успении Богоматери и её вознесении на небо, и там Христос венчает её. Внизу располагаются святые. На сводах были также изображены различные истории из жития святых. На одном своде изображены евангелисты в полный рост. Другой свод украшен звездами на лиловом фоне. На следующем изображены: Иисус Христос, Дева Мария, святые Иоанн Креститель и Франциск. Два свода были словно бы отражением друг друга. На последнем из сводов изображены четыре отца церкви. Задача, архисложная, но выполнена очень усердно.
После росписи сводов, живописец приступает к росписи фресок поверху, занимая пустое пространство между проемами окон. Здесь он изображает 8 наиболее известных сцен из Ветхого завета. А на противоположной стороне ещё шестнадцать историй о жизни Девы Марии и Иисуса Христа. Над входом – фреска с изображением Успения. Этот огромный труд, поразил всех, так как до этого казалось, что живопись давно была слепой. Современники, ознакомившись с этими работами, говорили, что живопись, благодаря его трудам совершила небывалые успехи, особенно в росписи фресок. Из этих талантливейших работ лучше сохранились, написанные на церковных сводах. Окончив фрески Чимабуэ стал расписывать по низу стен. Однако он был отозван на родину и работу не продолжил. Окончил её, один из его способнейших учеников Джотто, спустя несколько лет.
Во Флоренции существует монастырь Санто Спирито, где художник великолепно написал житие Христа. Эта фреска казалась несомненным чудом его современникам, которые не видели до этого и не могли предполагать ничего подобного. От жилища живописца её несли, чтобы установить в монастыре, в торжественной процессии, ликуя. музыканты играли на трубах. Чимабуэ вновь был осыпан многочисленными наградами и почестями. (Стоит отметить, что многие исследователи считают, что автором «Богоматери», находящейся и в наши дни в Санта Мариа Новелла, т. н. «Мадонна Ручеллаи», является Дуччо).
В письмах современников сказано, что Чимабуэ работал над этим образом, через город проезжал Карл Анжуйский, которому показали ещё незаконченную работу живописца. Все население Флоренции было охвачено таким ликованием, что впоследствии это место назвали Веселым предместьем (Борго Аллегро). Название сохранилось до наших дней.
В одной из церквей Пизы Чимабуэ выполнил темперой образ Христа на кресте. Его окружают несколько плачущих ангелов, держащих слова, написанные, наподобие нимба у головы Христа, и подносят их к Деве Марии и святому Иоанну евангелисту. Именно Чимабуэ был изобретателем такого способа, которое помогало словами, более полно донося смысл произведения, что было вещью в те годы довольно удивительной.
Мастер заслужил уже широкую известность и его назначили одним из архитекторов Санта Мариа дель Фьоре.
В 1303 или 1304 г. в возрасте 60 лет Чимабуэ отошел в мир иной, можно сказать за свою жизнь премного способствуя возрождению живописи. Он оставил после себя способных учеников, в их числе был и Джотто, ставший неподражаемым мастером живописи. Кстати, он проживал после кончины Учителя в его доме. Похоронен Чимабуэ в Санта Мария дель Фьоре.
Вполне возможно, что, если бы славу Чимабуэ не затмевало величие Джотто, одного из его самых одаренных от природы учеников, о нём знали бы намного больше людей, неравнодушных к подлинному искусству.
Наталья Абдуллаева
Комментирование недоступно Почему?