Фёдор Степанович Рокотов Rokotov, Fyodor (1735-1808)
1735,1808Федор Степанович Рокотов (родился в 1735/36 году, Москва, Россия - умер 12 декабря – 24 декабря по новому стилю, 1808 года, Москва) - русский художник, выдающийся мастер камерных портретов, близких идеям сентиментализма и рококо. Ему приписывают изобретение уникального индивидуального стиля в русской портретной живописи.
Несмотря на то что по происхождению он был крепостным или вольноотпущенником, в творчестве Рокотова нет и следа его скромного происхождения. Напротив, лица на его картинах отличались утонченностью, которой не было в других портретах того времени. Несмотря на головокружительные успехи, обеспечившие ему императорские ордена, звание академика и дворянство, он никогда не забывал о своем происхождении.
Картины Фёдора Степановича Рокотова в других альбомах
Федор Степанович Рокотов (родился в 1735/36 году, Москва, Россия - умер 12 декабря – 24 декабря по новому стилю, 1808 года, Москва) - русский художник, выдающийся мастер камерных портретов, близких идеям сентиментализма и рококо. Ему приписывают изобретение уникального индивидуального стиля в русской портретной живописи.
Несмотря на то что по происхождению он был крепостным или вольноотпущенником, в творчестве Рокотова нет и следа его скромного происхождения. Напротив, лица на его картинах отличались утонченностью, которой не было в других портретах того времени. Несмотря на головокружительные успехи, обеспечившие ему императорские ордена, звание академика и дворянство, он никогда не забывал о своем происхождении.
Стремительный взлет Рокотова начался под покровительством графа Ивана Шувалова, основателя первого в России университета в Москве (1755) и Академии художеств в Петербурге (1757), фаворита императрицы Елизаветы Петровны. Именно благодаря графу Шувалову 20-летний Рокотов получил возможность написать портрет наследника престола, великого князя Петра Федоровича (впоследствии Петра III), а в 1760 году по распоряжению графа Рокотов был принят в академию.
В 1762 году, по представлению портрета только что вступившего на престол Петра III, Рокотов был произведен в придворные живописцы. Через год он написал портрет новой императрицы Екатерины II (1763), который стал образцом для последующих портретов и был многократно переписан. Рокотову стало трудно справляться с растущим числом заказов, порой ему приходилось работать одновременно над 50 портретами. Наконец в 1765 году ему было присвоено звание академика. Но на пике своей славы Рокотов неожиданно уехал из Петербурга в более провинциальную Москву, используя свое новое звание, чтобы дистанцироваться от посягательств императорского двора на его творческую свободу.
В Москве он по мере сил избегал официальных просьб о написании картин, но охотно писал членов московского общества в небольших интимных портретах. Это были портреты длиной до плеч или до пояса, их оттенки основывались на нежных выцветших тонах, освещенных так мягко, что контуры были размыты, а холст просвечивал сквозь хрупкие краски. В этих портретах формы теряли свой объективный характер, их хрупкость становилась отражением тонкости духовной жизни субъекта. Эта драгоценная сущность, заключенная в образах, не меняется от портрета к портрету: душа, управляющая воображением Рокотова, идеальна и укоренена в самых разных чертах.
Иногда его портреты отмечены печатью социального ранга, в соответствии с пожеланиями покровителя, как, например, портрет графини Екатерины Орловой, одной из фрейлин Екатерины II, изображенной в подобающем наряде и с непроницаемо надменным, но вежливым выражением лица (ок. 1779). Реже, когда хрупкий идеал совпадает с реальностью, он получает открытое пронзительное воплощение, как на портрете (1772) 18-летней Александры Струйской, с семьей которой Рокотов был дружен, и молодого князя Ивана Барятинского (1780-е).
Особенность живописи Рокотова - изысканные оттенки, тонкое освещение, музыка неуловимых линий и изгибов - во многом свидетельствует о влиянии итальянского художника Пьетро Ротари, который привнес живопись рококо в Петербург, где он жил с 1756 по 1762 год. Рокотов серьезно относился к изысканному языку, выражавшему элегантную игру чувств рококо, и стремился использовать его как живое выражение своего времени. В последние годы жизни Рокотов писал почти исключительно женские портреты.
Текст: Андрей Сарабьянов | Britannica
КОММЕНТАРИИ: 2 Ответы
Комментирование недоступно Почему?