Леонид в битве у Фермопил Жак-Луи Давид (1748-1825)
Жак-Луи Давид – Леонид в битве у Фермопил
1814. 395×531
Редактирование атрибуции
Изображение из другого альбома. Оригинал здесь: gallerix.ru/s/991555443/N/3817378233/
Скачать: 5096×3775 px (5,6 Mb)
Художник: Жак-Луи Давид
Где находится оригинал: Лувр, Париж (Musée du Louvre, Paris).
Где бы вы ни находились – в академической среде или в кофейне, – при упоминании термина «неоклассицизм» и его огромного влияния на изобразительное искусство вы наверняка не раз услышите имя Жака-Луи Давида. Давид был не только художником, разработавшим эпохальную художественную манеру в стиле неоклассицизма, но и одним из величайших живописцев своего века. Один из его шедевров, «Леонид при Фермопилах» («Леонид в битве у Фермопил»), картина огромных размеров, а именно 4.95 х 5.31 м, заняла у него 15 лет (с 1799 по 1814 год). Давайте понаблюдаем за картиной и узнаем, чем она так примечательна! И наконец, Леонид, царь Спарты.
Где бы вы ни находились – в академической среде или в кофейне, – при упоминании термина «неоклассицизм» и его огромного влияния на изобразительное искусство вы наверняка не раз услышите имя Жака-Луи Давида. Давид был не только художником, разработавшим эпохальную художественную манеру в стиле неоклассицизма, но и одним из величайших живописцев своего века. Один из его шедевров, «Леонид при Фермопилах» («Леонид в битве у Фермопил»), картина огромных размеров, а именно 4.95 х 5.31 м, заняла у него 15 лет (с 1799 по 1814 год).
Давайте понаблюдаем за картиной и узнаем, чем она так примечательна!
История шедевров: «Леонид при Фермопилах» Жака-Луи Давида
Жизнь Давида
Несмотря на богатую семью и непревзойденные способности к живописи, жизнь Давида была довольно бурной и насыщенной событиями. Он родился в Париже 30 августа 1748 года. Когда он был маленьким, его отец был убит на дуэли. Мать также отсутствовала во время его юности. Поэтому его воспитывали и содержали дяди, богатые архитекторы. Несмотря на то что он не добился особых успехов в учебе, он никогда не терял своей страсти к искусству. Это быстро стало главной силой, обеспечившей ему признание и успех. На протяжении всей своей жизни он общался с разными выдающимися историческими личностями – от Максимилиана де Робеспьера до Наполеона Бонапарта. В результате слава и похвала были для него привычным делом, равно как и аресты, изгнания и неудачи.
На творчество Давида оказали влияние многие художники, среди которых Жозеф-Мари Вьен, Антон Рафаэль Менгс, Николя Пуссен и Караваджо. Однако Давид не использовал строго ни один из их художественных стилей. Напротив, он гармонизировал их перспективы и сформировал свою собственную отличительную манеру. Фактически, он сделал это настолько хорошо, что сегодня мы имеем эстетическое направление в изобразительном искусстве, названное Давидовым неоклассицизмом.
Он создал такие канонические картины, как «Смерть Сократа» (1787), «Гнев Ахилла» (1825), «Похищение сабинянок» (1799) и многие другие. Его картины запечатлены в памяти каждого из нас, но в этой статье мы рассмотрим его картину «Леонид в битве у Фермопил». Поскольку эта картина содержит огромное количество исторических деталей, я должен рассказать об историческом фоне, чтобы мы могли по-настоящему насладиться и понять это произведение.
Отголоски античности
В середине VI века до нашей эры империя Ахеменидов под предводительством Кира Великого значительно расширила свои территории, особенно на северо-западе родного региона. После победы над лидийцами в 547 году до н.э. они быстро утвердились в Малой Азии. Их существование там оставалось в основном нетронутым до завоевания Александром Македонским. В результате персы, расселившиеся по всему региону, стали единственной властью над жителями Малой Азии, такими как ионийские греки. Но напряженные отношения между ними достигли своего пика и вспыхнули в 499 году до нашей эры. Тогда ионийские греки подняли восстание против своей сатрапии, или провинциального губернатора, при поддержке городов-государств Афин и Эретрии. Тем не менее, персам удалось быстро усмирить этот бунт. Однако они не довольствовались простым подавлением ионийских греков.
Кампания против Греции
Вместо этого они начали подготовку к своей первой крупномасштабной кампании против материковой Греции, в первую очередь стремясь подчинить себе Афины и Эретрию. Однако военные цели царя Дария I потерпели неудачу, когда в 490 году до н.э. в битве при Марафоне победила численно уступающая афинская армия. Несмотря на это, персы не сдались.
Десять лет спустя мы приходим к месту, где Давид черпал своё вдохновение, – 480 год до н.э., битва при Фермопилах. На этот раз персидская армия начала гораздо более продвинутую и организованную кампанию против греческих городов-государств под руководством царя Ксеркса I. Под руководством своего доверенного командира Мардония персы использовали как сухопутные, так и морские силы. Несмотря на то что греческим войскам под предводительством Леонида I не удалось остановить персов на пути к Афинам, они продемонстрировали легендарный пример мужества и тактической изобретательности.
Картина
Надписи
Как и почти все работы Давида, эта композиция изысканно богата. В каждом сантиметре этой картины расцветает особый смысл. Начнем с солдата в левом верхнем углу. Он начертал на горе знаменитую эпитафию Симонида помпоном своего меча. Она гласит:
Ὦ ξεῖν’, ἀγγέλλειν Λακεδαιμονίοις ὅτι τῇδε
κείμεθα, τοῖς κείνων ῥήμασι πειθόμενοι.
Иди и скажи спартанцам, ты, проходящий мимо,
что здесь, повинуясь их законам, лежим мы.
Эпитафия Симонида Сеосского
То, что Давид решил включить эту эпитафию в композицию, придает произведению уникальный литературный аспект. Менталитет «победа или смерть» всегда был неотъемлемой частью спартанской войны и общества. Однако, включив её в произведение, Давид сделал ещё больший акцент на решимости спартанцев и сентиментальных аспектах битвы.
Продолжая, мы находим ещё одну надпись на алтаре, прямо за воином, который завязывает сандалию. На передней стороне алтаря написано «ГЕРАКЛЕОС». На нём также лежат хлеб, нож, чаша и кувшин. Очевидно, что здесь было совершено жертвоприношение Гераклу, сыну Зевса. В первоисточниках, таких как «История» Геродота, утверждается и считается, что царь Леонид имел прямые родственные связи с Гераклом. С другой стороны, в третьей книге «Описания Греции» Павсаний, живший спустя столетия после битвы, утверждает, что спартанцы часто приносили жертвы Гераклу в моменты культурной и религиозной важности. Поэтому Давид блестяще подчеркивает эти два исторических свидетельства и обеспечивает генеалогический и культурный контекст в самом произведении.
Наша последняя надпись расположена на свитке возле правой ноги Леонида. На нём написано: «Леонид, сын Анаксандрида, царь Герусии. Приветствую тебя». Герусия – совет старейшин, обладавший судебной и политической властью в городе-государстве Спарта. Этим свитком Давид подтверждает власть Леонида.
Примечательные фигуры и символика
При внимательном рассмотрении композиции в целом первое, что бросается в глаза, – это общее ощущение спешки и срочности среди воинов. Это связано с тем, что они готовятся к тому, что приближается – к персидской армии. Позади наших подданных – тысячи персов, их корабли в бухте, и сейчас они идут навстречу спартанцам.
В правом верхнем углу – два трубача, которые подают сигнал о приближении врага. Пришло время занять свои позиции в строю фаланги.
Воины
Прямо под ними мы видим двух воинов, которые быстро пытаются собрать своё военное снаряжение с дерева. На дереве висит лира и лавровый венок. Эти значимые предметы символизируют прорицательского бога Аполлона. Кроме того, можно утверждать, что Давид хотел указать на то, что у спартанцев есть божественная поддержка.
Жители деревни
Рядом с двумя трубачами находятся два греческих жителя, которые бегут с поля боя со своими пожитками. Они могут символизировать граждан, которые эвакуировались из своих городов из-за персидского вторжения.
Достижения и ценности
Прямо над Леонидом возвышается строение. Перед этим строением мы видим греческого воина. На первый взгляд, это здание кажется обычным греческим храмом, но оно несет в себе нечто большее. Оно символизирует достижения и ценности греков. Воин, стоящий перед ним, демонстрирует, что греки готовы сражаться и умирать за свою цивилизацию. Он показывает, что они готовы пойти на все, чтобы сохранить то, что им принадлежит.
Эврит
Прямо под солдатом, который выбивает на горе эпитафию Симониду, стоит воин, чьи глаза закрыты. Его зовут Эврит. По словам Геродота, Эврит и Аристодам были близкими друзьями. Перед главной битвой их глаза сильно воспалились, и эта инфекция сильно ухудшила их зрение. В результате царь Леонид сказал им, что они могут отправляться домой, так как не смогут внести значимый вклад в битву.
Однако Эврит решил остаться и сражаться. Стоящий за ним человек в синей бандане – это гелот, который помогает Эвриту идти к полю боя. С другой стороны, Аристодам решил вернуться в Спарту. Естественно, спартанцы презирали и ненавидели его за трусость. Однако он смог искупить свою вину в битве при Платее через год после Фермопильского сражения.
Прощание
По левую сторону от Леонида стоят два спартанца. Между ними заметна разница в возрасте. Молодой что-то говорит на ухо старшему. Одна из самых правдоподобных интерпретаций этого – что это отец и сын. Сын прощается с отцом, поскольку они оба знают, что падут во время битвы.
Царь
И наконец, Леонид, царь Спарты. Первое, на что мы обращаем внимание, – это его стоическое состояние. В отличие от других воинов на картине, Леонид спокоен и осознает, что его ждет. В то же время он готов. Его правая нога стоит на земле, а меч не убран в ножны. В левой руке он держит свой могучий щит и копье. Он находится в самой важной точке композиции, в центре всех важнейших фигур и символов. С помощью техники освещения Давид визуально подтверждает, что Леонид является главным объектом картины. Свет усиливается по направлению к нему и достигает своего пика на его теле.
«Леонид при Фермопилах» – не только великолепное произведение искусства, но и краткий урок древней истории. То, на что мы смотрим, – это нечто большее, чем просто изображение какого-то момента в огромной истории. Это рассказ или история, в которой отражен весь силуэт того или иного периода.
Кому понравилось
Пожалуйста, подождите
На эту операцию может потребоваться несколько секунд.
Информация появится в новом окне,
если открытие новых окон не запрещено в настройках вашего браузера.
Нужно авторизоваться на сайте
Для работы с коллекциями – пожалуйста, войдите в аккаунт (откроется в новом окне).
Комментирование недоступно Почему?
На картине есть что-то из этого: люди, человек, женщина, кавалерия, ренессанс, обнаженный, оружие, перестрелка, многие, святой, носить, война, боль, аллегория.
Возможно, это картина, изображающая группу людей в лесу с мужчиной, держащим меч в одной руке, и женщиной.