Лувр  – ШАРДЕН ЖАН БАТИСТ СИМЕОН - Медный чан 
 Париж, 1699-1779. Холст, 29 х 23 см. Передана по завещанию доктора Луи Леказа в 1869 г. m.i. 1037 (MN) 
На эту операцию может потребоваться несколько секунд.
Информация появится в новом окне, 
если открытие новых окон не запрещено в настройках вашего браузера.
Для работы с коллекциями – пожалуйста, войдите в аккаунт (откроется в новом окне).
Поделиться ссылкой в соцсетях:
Комментирование недоступно Почему?
Картина Жана-Батиста Симеона Шардена Медный чан представляет собой натюрморт, сосредоточенный на изображении большого медного чана, стоящего на деревянных ножках. Чан имеет массивную крышку со ступенчатыми выступами, а сбоку расположен кран. Под чаном на полу стоит металлическое ведро, а рядом с ним – медный черпак с длинной ручкой. Справа от ведра расположена глиняная кувшинка тёмного цвета, а на переднем плане лежит небольшой круглый фрагмент, возможно, камень или кусок керамики.
Картина наполнена ощущением бытовой обыденности и спокойствия. Художник мастерски передаёт фактуру материалов: блеск меди, шероховатость глины, металлическую грубость ведра. Свет мягко ложится на предметы, создавая игру теней и бликов, что придаёт изображению глубину и объем.
Подтекст может заключаться в прославлении простоты и достоинства повседневных предметов. Шарден, известный своими натюрмортами, часто выбирал для своих работ простые, даже скромные объекты, но изображал их с такой тщательностью и любовью, что они приобретали особую выразительность. Здесь нет показного богатства или изысканности, но есть сила и надёжность, присущие простым вещам, которые служат человеку.
Можно увидеть и символ быта, домашнего очага, уюта. Чан, ведро, черпак – все это предметы, связанные с приготовлением пищи, с повседневным трудом, с тем, что наполняет жизнь смыслом. Картина как бы говорит о ценности неброских, но необходимых в жизни вещей, о красоте, которая может быть найдена в самом простом.
Также можно говорить о медитативном характере произведения. Внимательное наблюдение за фактурой, формой, светом предметов погружает зрителя в состояние покоя и созерцания. Это приглашение замедлиться, обратить внимание на окружающий мир и найти в нем эстетическое наслаждение.