Жан-Батист Симеон Шарден – Натюрморт с тремя селедками
1728-30. 42х33
Где находится оригинал: Пикардийский музей, Амьен (Musee de Picardie, Amiens).
На эту операцию может потребоваться несколько секунд.
Информация появится в новом окне,
если открытие новых окон не запрещено в настройках вашего браузера.
Для работы с коллекциями – пожалуйста, войдите в аккаунт (откроется в новом окне).
Поделиться ссылкой в соцсетях:
Комментирование недоступно Почему?
Перед зрителем предстаёт композиция, выполненная в жанре натюрморта. В центре внимания – несколько предметов, расположенных на тёмной, вероятно деревянной поверхности. Основное внимание привлекают три подвешенные рыбы, занимающие верхнюю часть пространства и создающие вертикальный акцент. Их бледные оттенки контрастируют с приглушёнными тонами фона, что подчёркивает их форму и текстуру.
Слева от рыб располагается массивный медный котёл, частично перевёрнутый, из которого словно вытекает содержимое – овощи, скрытые под листьями зелени. Эта композиция создаёт ощущение некоторой небрежности, будто предметы были размещены спонтанно. Рядом с котлом лежит смятая белая ткань, добавляющая ощущение повседневности и бытовой сцены.
В правой части картины автор изобразил несколько предметов: керамическую посуду, в которой также видны овощи, пару яиц и кусок мяса или птицы, завёрнутый в ткань. Яйца, расположенные на переднем плане, акцентируют внимание зрителя и создают ощущение глубины пространства.
Цветовая палитра картины сдержанная: преобладают коричневые, серые и белые тона. Использование тёмного фона усиливает эффект драматизма и подчёркивает фактуру предметов. Свет, падающий на композицию, создаёт игру теней, придающую изображению объёмность и реалистичность.
В подтексте картина может рассматриваться как аллюзия на бренность бытия и неизбежность увядания. Рыбы, символизирующие жизнь и пропитание, висят безвольно, напоминая о скоротечности времени. Небрежно расположенные предметы создают ощущение мимолётности момента, а тёмный фон – намёк на неизбежность смерти. В то же время, присутствие продуктов питания может трактоваться как символ изобилия и благополучия, контрастирующий с общей меланхолией композиции.