Анри Руссо Rousseau, Henri Julien Felix (1844-1910)
1844,1910Анри Жюльен Феликс Руссо вырос в скромных условиях в Лавале, небольшом городке на северо-западе Франции. Его отец, кузнец-металлург, испытывал длительные финансовые трудности, накопив достаточно долгов, чтобы в 1851 году конфисковать семейный дом. После этого юный Анри поступил на пансион в среднюю школу Лаваля, которую он посещал до 1860 года. Он был средним учеником, хотя и получал отличия по музыке и рисованию.
Картины Анри Руссо в других альбомах
Анри Жюльен Феликс Руссо вырос в скромных условиях в Лавале, небольшом городке на северо-западе Франции. Его отец, кузнец-металлург, испытывал длительные финансовые трудности, накопив достаточно долгов, чтобы в 1851 году конфисковать семейный дом. После этого юный Анри поступил на пансион в среднюю школу Лаваля, которую он посещал до 1860 года. Он был средним учеником, хотя и получал отличия по музыке и рисованию.
Раннее обучение
В 1861 году семья переехала в Анжер, где Руссо нашёл работу клерка у местного судебного исполнителя. Ему удалось избежать призыва в армию путем жеребьевки, но в итоге он пошел служить в 51-й пехотный полк, чтобы избежать скандала после того, как его работодатель обвинил его в краже. Семь лет службы во Франции прошли без происшествий, но Руссо часто приукрашивал рассказы о своих военных подвигах. Одно из его выдуманных приключений касалось помощи в подавлении восстания против императора Максимилиана в Мексике, где он якобы должен был познакомиться с жизнью джунглей, которая вдохновила его поздние картины.
Биография Анри Руссо
Руссо женился на своей первой жене, Клеманс Буатар, в 1868 году. Из их нескольких детей только дочь, Джулия, дожила до зрелого возраста. После увольнения из полка он устроился работать контролером товаров в управлении по сбору пошлин, что дало ему прозвище «Le Douanier». Во время работы там Руссо создал свои первые рисунки и картины. Начало его карьеры как художника точно не известно, но он утверждал, что начал рисовать в возрасте сорока лет (1884), что соответствует времени, когда он получил лицензию на изготовление копий картин в Лувре. Его работа таможенника требовала лишь эпизодических периодов усердия, и вполне возможно, что Руссо мог практиковаться в рисовании в периоды затишья на работе.
Удивительно, но Руссо выражал огромное восхищение такими художниками, как Жан-Леон Жером и Вильгельм-Адольф Бугро и стремился к признанию со стороны Академии изящных искусств. Однако, получив отказ в Салоне, он впервые выставился в составе Группы независимых художников в 1885 году. Две картины, выбранные для выставки, иллюстрируют его колебания между традициями и современностью: На картине «Итальянский танец» изображен сюжет, популярный среди академических художников, а на другой, «Закат», рассматривается тема, излюбленная импрессионистами. В следующем году «Группа независимых» учредила свой собственный Салон, в котором Руссо участвовал почти каждый год до самой смерти. На первом Салоне Независимых была представлена картина «Карнавальный вечер» (1886), ранняя картина, в которой уже проявились странные, мечтательные качества и композиционное построение зрелого стиля Руссо. Удивлен! Тигр в тропический шторм» (1891), первая из его известных картин, посвященных джунглям, была выставлена в «Индепенданс» в 1891 году. Вопреки рассказам Руссо об этих работах, они, скорее всего, были вдохновлены поездками в парижский Сад растений и Музей истории природы.
Зрелый период
В 1889 году Руссо отправился в Париж на Всемирную выставку, которая вдохновила его на написание пьесы об этом событии. Ярмарка была также включена в фон картины «Я, портрет-ландшафт» (1890), которая была воспринята критиками с насмешкой и сарказмом.
В 1893 году, досрочно уйдя в отставку с таможенной службы, Руссо стал постоянно заниматься живописью. Картина «Война» (1894), выставленная на выставке Independants в том же году, стала поворотным моментом в его карьере. Эта масштабная аллегорическая картина получила единственную на сегодняшний день положительную рецензию в журнале «Меркюр де Франс». Она также привлекла внимание поэта и писателя Альфреда Жарри, который опубликовал литографию «Войны» в своем журнале. Руссо выполнил портрет Жарри в 1895 году, который позже был уничтожен самим Жарри за новизну разрушения собственного изображения.
В 1898 году, через десять лет после смерти своей первой жены, Руссо женился на вдове Жозефине Нури. Продолжая искать признания, он участвовал в двух конкурсах между 1898 и 1900 годами на роспись ратуш в Венсенне и Асньере, соответственно, но не выиграл ни одного. Однако благодаря комментариям в прессе он понял, что приобрёл определённую известность благодаря своим картинам джунглей, и вернулся к этой теме, написав в 1904 году картину «Скауты, атакованные тигром». Ее размещение на выставке Indépendants вызвало многочисленные отзывы, что вернуло Руссо в поле зрения публики.
Примерно в это время молодое поколение художников открыло для себя Руссо, чьи работы казались тесно связанными с «примитивным» искусством, которое становилось популярным среди многих представителей авангарда. Он быстро подружился со многими из этих художников, включая Жоржа Брака, Пабло Пикассо, Гийома Аполлинера и Робера Делоне. В 1906 году Руссо познакомился с Вильгельмом Уде, немецким коллекционером и критиком, который в последние годы своей жизни способствовал популяризации его творчества. Однако карьера Руссо пошла под откос, когда в 1907 году он был заключен в тюрьму за банковское мошенничество. Серия записок, которые он написал судье с просьбой об освобождении и в которых преувеличивал свой характер и свои заслуги, является одной из самых точных сведений о художнике, существующих на сегодняшний день.
Поздние годы и смерть
Уде организовал первую, хотя и неудачную, персональную выставку Руссо в 1908 году. В том же году Пабло Пикассо приобрёл "Женский портрет» (1895) Руссо, который он нашёл в магазине подержанных вещей. Чтобы отпраздновать своё приобретение, Пикассо устроил ставшую уже легендарной вечеринку, о которой красочно писали многие гости, включая Гертруду Стайн. В качестве почётного гостя Руссо восседал на троне, импровизированном из стула, поднятого на упаковочный ящик, и даже добавил развлечений, сыграв вальс, который он написал и назвал в честь своей первой жены. Несмотря на свою популярность среди коллег-художников, Руссо продолжал восприниматься как забавная фигура в мире искусства и до конца жизни жил в бедности. Он умер в 1910 году, страдая от инфицированной раны на ноге и подавленный тем, что Леони, продавщица магазина, отвергла его романтические ухаживания.
Наследие Анри Руссо
Друзья и коллеги-художники Руссо сыграли важную роль в популяризации его наследия сразу после его смерти. Художник Макс Вебер представил работы Руссо американской публике на выставке в Нью-Йорке в 1910 году, а в следующем году в Салоне независимых художников состоялась мемориальная выставка, организованная Робером Делоне. Уде также опубликовал первую биографию Руссо, которая произвела глубокое впечатление на Василия Кандинского, который позже приобрёл две картины Руссо и включил репродукции его работ в альманах Blaue Reiter (1912).
Наделенный странной притягательной необычностью, способной пробудить тайну в обыденном и экзотическом, Руссо оставил неизгладимый след на художниках следующего поколения и далее. Необученная техника его работ и чувство детской простоты перекликались с «примитивизмом», принятым современными художниками начала XX века, такими как Пикассо и Кандинский, которые в поисках более «первобытных» средств выражения обращались к таким формам искусства, как африканские племенные маски и русское народное искусство. Андре Бретон также назвал Руссо «прото-сюрреалистом» за его искусство, похожее на сон, абсурдистское и метафизическое, за использование ярких цветов и четких контуров, предвосхитившее творчество таких сюрреалистов, как Рене Магритт и Джорджо де Кирико.
КОММЕНТАРИИ: 6 Ответы
Комментирование недоступно Почему?