Дмитрий Григорьевич Левицкий Levitsky (Levitzky), Dmitry (1735-1822)
1735,1822Картины Дмитрого Григорьевича Левицкия в других альбомах
Рассматривая картины русских художников 18-19-го веков, можно изучать историю родной страны. В одном из залов Русского музея в городе Санкт-Петербурге выставлена целая коллекция картин известного русского портретиста Дмитрия Левицкого, посвященная одному немаловажному событию в истории России. Это цикл из женских портретов под общим названием «Смолянки», который художнику заказала Екатерина II в честь первого в истории выпуска воспитанниц в институте благородных девиц.
Это учебное заведение было создано в 1764 году по инициативе Екатерины II для воспитания девочек из семей дворян с целью дать женщинам достойное всестороннее образование, подготовить их к семейной жизни, сделать их полезными членами общества. И хотя инициатива была вполне передовой для того времени, дворянские семьи не спешили отдавать в это благородное заведение своих дочерей. Однако в течение первых шести месяцев первый поток благородных девиц был укомплектован. Всего в первом потоке обучалось 60 воспитанниц, среди них были 7 девочек из очень обеспеченных благородных и титулованных семей, остальные девочки принадлежали сословию обедневших дворян и мелких чиновников.
1773 год. В институте проводят первую публичную церемонию перехода девочек из «среднего звена» в «старшее» и первый раз выводят в высший свет. Первый бал сопровождался богатыми церемониями и большим праздником. В честь этого события Екатерина сделала заказ Д. Левицкому на 7 портретов девочек-смолянок. Художник писал этот необычный цикл целых три года. За время работы над циклом произошло несколько значимых событий, которые сопровождались праздничными балами. А в 1776 году из института выпустились первые воспитанницы. Все это отмечалось с большим размахом: проводились балы, устраивались маскарады, концерты, ставились театральные постановки, что привлекало к ним огромный интерес представителей света. Поэтому задача у художника была непростая: следовало изобразить лучших учениц, одетых в театральные костюмы. С поставленной задачей художник справился блестяще.
Итак, серию «Смолянки» открывает парный портрет, на котором изображены две девочки, княжны Анастасия Давыдова и Феодосия Ржевская. Они одеты в платья, которые были определены для институток их возраста. Поэтому можно почти точно определить возраст воспитанниц. Княжна Давыдова, примерно 7 лет (первый возраст), одета в платье кофейного цвета, из-за этого девочек в шутку называли «кофейницами». В руки ей художник вложил белую розу как символ юности и непосредственности. Представительница знатного грузинского княжеского рода на экзамене отличалась декламацией и поэтому была удостоена чести быть героиней первого портрета цикла.
Стоящая рядом Феодосия Ржевская, вела своё происхождение из очень знатной и состоятельной семьи. На портрете она в платье голубого цвета, следовательно, ей примерно 10 лет (второй возраст). Девушка окончила институт с золотым шифром, высшей наградой императрицы. По окончании обучения стала женой князя Голицына. Девочки демонстрируют великосветские манеры и благородное воспитание. По мнению искусствоведов, этот портрет был пробным.
На следующем портрете художник запечатлел Екатерину Нелидову в театральном костюме Сербины, из оперы Перголезе «Служанка-госпожа». Художник поймал момент, когда девушка танцует менуэт. Подруги любили девушку за веселый нрав и легкость общения. По свидетельству современников, она обладала стройным телосложением, изяществом движений и артистичностью. Была фавориткой при дворе Павла I. В конце жизни служила в женском институте, помогая воспитывать юных дворянок.
Третий портрет тоже парный, на нём изображены Екатерина Хрущева и Екатерина Хованская в костюмах из спектакля-комедии Киампи «Капризы любви, или Нинетта при дворе». Молоденькая Екатерина Хрущева играет необычную для девушки роль мужчины-ловеласа, это амплуа сделало её знаменитой. Обе девушки отлично окончили институт. За успехи в обучении Хованская также получила золотой шифр. Кроме этого молодая институтка очаровала собой короля Швеции Густава III, который в порыве восторга прислал ей богатый подарок – сердечко, усыпанное бриллиантами.
На четвертом портрете написана Александра Левшина, любимая ученица Екатерины II, ставшая впоследствии ближайшей фрейлиной. Девушка изображена, играющей роль Заиры из трагедии Вольтера с тем же названием. По окончании института получила золотой шифр. Впоследствии вышла замуж за князя Черкасского.
Три следующих портрета составляют триптих, символизируя три аллегории: Науки (или Декламации), Музыки и Танца.
Аллегорию Науки представляет портрет Екатерины Молчановой, одетой в белое платье из натурального шелка, характерное для девочек выпускного класса. В руках девушка держит книгу – символ знаний, а справой стороны, на столе, стоит вакуумный насос, символизирующий науку. Да и сама Екатерина выделялась среди сверстниц серьёзностью, любовью к точным наукам, увлекалась чтением. По окончании института получила золотой шифр, а позже служила фрейлиной при императорском дворе.
Аллегория Музыки представлена образом Глафиры Алымовой за любимым музыкальным инструментом – арфой. Она прославилась как лучшая арфистка своего времени. На ней также надето белое платье, однако оно выглядит более роскошным, чем у девушки на предыдущем портрете. Великолепный туалет с замысловатыми деталями и обилие украшений на воспитаннице свидетельствует о том, что девушка была предметом страсти самого художника и его любимой музой. Алымова также получила золотой шифр и удостоилась чести быть фрейлиной. Она была одной из первых выпускниц, написавших цикл воспоминаний о временах учебы в институте.
И заключительный портрет цикла, аллегория Танца, представлен изображением Натальи Борщевой. Девушка представлена в образе Пандолфы из пьесы «Служанка-госпожа» во время исполнения танца. Также получила золотой шифр и стала Марии Федоровны. Также за заслуги перед отечеством была кавалер-дамой ордена Св. Екатерины, который вручался за просветительство и благотворительность. Прожила довольно долгую и насыщенную жизнь.
Серия портретов «Смолянки» породила новый, необычный жанр, ставший довольно популярным: «портрет в роли». Образы институток в театральных костюмах и играющих определённы роли придают некую зрелищность и театральность, что подчеркивается изображением деталей интерьера: занавес, декорации, предметы-символы. Но в то же время художник особое внимание уделяет деталям, жестам, движениям, подчеркивающим черты характера своих героинь. Что делает эти портреты необыкновенно жизненными и поэтичными.
КОММЕНТАРИИ: 4 Ответы
прошу подсказать где искать реподукцию: мне нужна пожилая семейная пара на фоне природы!!!!?
Комментирование недоступно Почему?