Эко-живопись:
использование натуральных красок и материалов читать ~20 мин.
Эко-живопись – многогранное художественное направление, которое объединяет традиционные техники изобразительного искусства с принципами экологической устойчивости и использованием природных материалов.
Это направление охватывает как древние методы изготовления красок из минералов, растений и других натуральных источников, так и современное экологическое искусство, направленное на привлечение внимания к проблемам окружающей среды. Натуральные пигменты использовались с доисторических времён, причём самые ранние письменные упоминания об их применении относятся к 5000 лет до н.э., а цивилизации со всего мира использовали органический материал из растений, животных и минералов для создания цвета.

Современное эко-искусство как самостоятельное направление появилось в середине XX века, развившись из ленд-арта и пейзажной живописи, и сегодня представляет собой симбиоз искусств, направленных на привлечение внимания к проблемам экологии, информирование общественности и вовлечение сообществ в активные действия по защите окружающей среды.
2 Типы натуральных пигментов и красителей
3 Экологическое искусство как движение
4 Техники и методы создания натуральных красок
5 Современные применения эко-живописи
6 Экологические преимущества и вызовы
7 Международные проекты и инициативы
Историческое развитие натуральных пигментов и красок
Древние цивилизации и первые красители
История натуральных красок уходит своими корнями в древнейшие цивилизации и тесно связана с развитием человеческой культуры. Древние охотники считали, что для успешной охоты на мамонта или оленя необходимо их нарисовать, причём рисовать так, чтобы изображение не исчезло и не стёрлось. Доисторические художники высекали острыми камнями очертания рисунка, а затем в эти борозды втирали глину, перемешанную с жиром — первую краску, созданную человеком. В большинстве случаев для наскальной росписи в качестве красок использовалась охра и древесный уголь, которые первобытные художники замешивали на животном жире, чтобы они лучше держались на камне.
Пигменты производились в больших масштабах древними египетскими и китайскими культурами. Египтянам приписывают множество достижений в области пигментов до 1300 г. до н.э., они обнаружили, что пигменты, промытые от примесей, усиливают и очищают цвет, произвели новые материалы и внедрили процесс закрепления красок. В древнеегипетском искусстве часто использовались такие пигменты, как азурит (медная лазурь) и реальгар. Железоокисные пигменты составляли основу красочной палитры всех художников древности, от Египта до Индии и Китая.
Средневековье и эпоха Возрождения
В средневековье и в эпоху Возрождения минеральные пигменты продолжали интенсивно использоваться. В средние века итальянские художники при изображении человеческого тела в качестве среднего тона и для создания эффекта тени применяли известную с античных времён краску terra verte (земляная зелёная), сегодня более популярное второе название этой краски — «Verona Green». На протяжении многих веков яичный желток, разведённый водой с вином, пивом, квасом или уксусом, был основным связующим красок для иконописи.
Каждая эпоха имела уникальный метод создания и использования натуральных красителей, и эти методы переходили через поколения от античности до эпохи Возрождения и современности. Натуральные пигменты продолжали оставаться основой для масляных красок до 19 века, когда были изобретены синтетические пигменты.
Развитие синтетических аналогов
К XVIII веку красные железоокисные пигменты научились синтезировать в лабораторных условиях, и красный неорганический пигмент получил название «марс красный». Оказалось, что синтетические аналоги обладают всеми свойствами натуральных пигментов, включая долговечность и стойкость. К середине XIX века было налажено серийное производство синтетических красных железоокисных пигментов, а в начале двадцатых годов XX века появились синтетические жёлтые железоокисные пигменты («марс жёлтый»). Со временем многие натуральные пигменты были вытеснены искусственными, но из натуральных красящих веществ сохранили своё значение лишь земляные пигменты.
Типы натуральных пигментов и красителей
Минеральные пигменты
Один из главных способов изготовления красок — из минералов, именно камни привносят в живопись большинство холодных оттенков. Краски, полученные из камней, тяжёлые и укрывистые, их ещё называют «кроющими» цветами. Способ приготовления достаточно прост — «камень измельчает камень», но эта стадия гораздо более долгая, чем простое перетирание «в порошок». Степень измельчения фракции в воде нельзя увидеть, но можно определить по звуку: сначала будет слышно отчётливое трение пестика о стенки ступки, но со временем звук будет становиться тоньше и более плавным.
Среди наиболее важных минеральных пигментов следует отметить киноварь — один из видов «красного» цвета, который очень ярок и имеет тёплый оттенок. Киноварный красный делают из киновари — сульфида ртути, самого распространённого ртутного минерала. Цвет чистой, свободной от примесей киновари всегда холодный ярко-алый, «тёплым» делают его примесь лимонита, морковный оттенок — гётита, а частым коричневым оттенком он обязан присутствию микрочастиц гематита, антимонита или галенита.
Особенно опасен жёлтый пигмент (Харитал, auri pigment), который делают из сульфида мышьяка III — тёмно-жёлтых кристаллов, представляющих собой неорганическое соединение мышьяка и серы. Жёлтый цвет был очень популярен в средневековых книгах с иллюстрациями, но работа с ним требует особых мер предосторожности.
Земляные краски известны с давних времён и включают охры, сиены, умбры, марсы различных оттенков. Они добываются обычно при разработке открытых карьеров, добытые породы высушивают, измельчают и подвергают сепарации, отделяя наиболее мелкие частицы. Эти пигменты прочны, устойчивы к атмосферному воздействию и свету, имеют не яркие, но самые разнообразные оттенки. Некоторые земляные пигменты подвергаются термической обработке, в результате чего они приобретают новые оттенки: из охры светлой получают охру красную, из сиены и умбры натуральной — сиену и умбру жженую.
Растительные пигменты
Натуральные красители из растений представляют собой пигменты, извлечённые из природных источников, таких как растения, фрукты, кора деревьев. Множество растений используется для создания натуральных красителей, при этом различные части растений — корни, листья, плоды или цветы — могут содержать цветовые пигменты. К биологическим пигментам относятся также растительные пигменты — хлорофилл, феофитин и другие, которые, как правило, участвуют в фотохимических процессах.
Жёлтый краситель дают многие растения: дрок красильный, орешник (кора), ольховидная крушина (кора, листья, ягоды), подмаренник (цветы). Из плодов барбариса получается жёлтый краситель с лимонным оттенком. Краситель зелёного цвета извлекают из листьев трилистника (лекарственная трава), не такой яркий, но красивый серо-зелёный краситель добывают из листьев и стеблей манжетки.
Если отварить в воде сухую кожуру репчатого лука, то получается коричневый краситель разных оттенков — от почти жёлтого до темно-коричневого. Ягоды черники и ежевики содержат фиолетовый краситель, который не очень стоек, но вполне может пригодиться для акварельных красок. Из стеблей и листьев чистотела удаётся извлечь краситель оранжевого цвета.
Флавоноиды — O-гетероциклические фенольные соединения, которые в природе синтезируются почти исключительно высшими растениями. В их число входят антоцианы, обуславливающие наиболее яркие цвета растений — красные, пурпурные, синие части цветов и плодов; флавоны, флавонолы, ауроны, халконы определяют жёлтую и оранжевую окраску плодов и листьев.
Пигменты животного происхождения
Наряду с растительными красителями, широко используются натуральные красители животного происхождения, которые получаются из различных животных продуктов путём экстракции окрашенных пигментов. Одним из наиболее распространённых животных красителей является кармин, который добывают из высушенных тел насекомых кошенили, обитающих в Мексике и Южной Америке. Кошениль — это красный пигмент, извлекаемый из насекомых. Кармин имеет ярко-красный цвет и используется для окрашивания кондитерских изделий, напитков, мороженого.
Кантаксантин — это пигмент, который извлекают из некоторых водорослей и дрожжей, он широко применяется при производстве лососёвой икры, а также для окрашивания яиц, сыров и других молочных продуктов. Животным источником синего красителя является сепия — моллюск, обитающий в морской воде, пигмент сепии используется в кондитерской промышленности, а также для окрашивания алкогольных и безалкогольных напитков.
Желчь крупного рогатого скота имеет ярко-жёлтый или зелёный цвет и используется для окрашивания сыров с целью придания им более привлекательного внешнего вида. Кутин из кожи сельскохозяйственных животных — это коричневый краситель, который применяют для окрашивания колбас, ветчины и других мясных продуктов, придавая им золотисто-коричневатый оттенок.
Экологическое искусство как движение
Зарождение и развитие эко-арта
Экологическое искусство (Экоарт) — жанр искусства и художественная практика, которая направлена на сохранение, восстановление и обновление форм жизни, ресурсов и экологии Земли. Этот жанр отличается от энвайронмента тем, что включает в себя восстановление функциональных экологических систем, а также социальные, активистские и коммунные интервенции. Экологическое искусство также затрагивает политику, культуру, экономику, этику и эстетику, поскольку они влияют на состояние экосистем.
Считается, что экоискусство произошло от наскальных рисунков эпохи палеолита — в то время аборигены изображали на стенах пещер животных, людей, деревья и другие природные аспекты. Современное направление подпитывается пейзажной живописью: воспевает связь художника с природой посредством экоматериалов и направлено на улучшение наших отношений с окружающим миром.
Эко-арт как направление в искусстве вырастает из лендарта — художественного движения, которое появилось в конце 1950 — 1960-х годов. Художники этого поколения пытались выбраться за пределы привычных медиумов, выезжали за город или пытались активно взаимодействовать с урбанистическим пространством, пробовали новые материалы и постепенно вводили нового автора в свои произведения — окружающую среду.
Исторические вехи развития
Исторически первые работы экоарта можно отнести к эпохе неолита, но в краткий список ключевых работ входит «Grass Mound» (1955) Герберта Байера в Институте искусств Аспена, предложение Йозефа Бойса мер по очистке реки Эльбы в 1962 году в Гамбурге, Манифест Ханса Хааке 1965 года о основанном на времени, «естественном», динамически неопределённом искусстве. Значительными работами стали перфоманс Николаса Урибуру 1968 года «Green Power, coloration Grand Canal — Venice» и перфоманс Агнес Денес 1968 года “Haiku Poetry Burial, Rice Planting and Tree Chaining/Exercises in Eco-Logic” в округе Салливан, Нью-Йорк.
1969 год стал переломным для экоарта, включая такие работы, как «Grass Grows» Хааке в Итаке, штат Нью-Йорк, и деятельность Алана Сонфиста, который рассказывал о значении лесов в городских районах и делал мониторинг качества воздуха в Нью-Йорке. Считается, что эко-арт начал активно развиваться в 70-80-х годах 20 века, в частности, одними из первых работ в этом стиле считаются работы «7000» дубов Йозефа Бойса и пшеничное поле в центре Нью-Йорка Агнес Денес, оба проекта 1982 года.
Современные направления эко-арта
В эко-арте на первый план выходит этика. На этот раз в центре внимания стоит окружающая среда, которую медленно, но верно уничтожает человек. Эко-арт многогранен и включает в себя различные направления и течения, каждое из которых по-своему реагирует на проблемы окружающей среды. Одним из ключевых направлений является лэнд-арт, где художники создают произведения непосредственно в природной среде, используя материалы, найденные на месте. Эти работы, как правило, недолговечны и со временем разрушаются естественным путём, что подчёркивает идею временности и хрупкости природы.
Другим важным направлением является искусство инсталляции, которое включает использование переработанных или вторичных материалов. Художники создают объекты, которые не только визуально привлекают внимание, но и несут важное экологическое послание, призывая зрителя к переосмыслению своего отношения к потреблению и отходам. Кроме того, эко-арт включает перформансы и акции, направленные на активное взаимодействие с природой и зрителями.
Техники и методы создания натуральных красок
Традиционные методы приготовления
Чтобы из пигмента приготовить хорошую краску, исходное вещество — мел, уголь, глину — нужно было тщательно растереть: чем мельче «мука», тем лучше краска. Старинные художники растирали порошок в ступке пестиком, полученный порошок и есть пигмент. Затем пигмент нужно смешать со связующим веществом — в качестве связующего вещества можно использовать воду, масло, яйцо. Необходимо добавить немного мёда или клея для лучшего закрепления на бумаге, краску нужно хорошо промешать, чтобы не было комочков.
Готовая измельчённая фракция, смешанная с водой, ещё не пригодна к рисованию, в неё нужно добавить клей — связующую основу. Без клея краска не будет оставаться на поверхности, а новые слои будут смазывать предыдущие. Акварель состоит из тщательно измельчённого пигмента, смешанного с дистиллированной водой и другими добавками для стабилизации. Каждый производитель имеет уникальные формулы и методы производства, что влияет на консистенцию и удобство использования.
Связующие материалы в натуральной живописи
Связующие — это плёнкообразующие, вяжущие вещества, с помощью которых частицы пигмента скрепляются между собой и закрепляются на поверхности основы или грунта, образуя красочный слой. От связующих зависит прочность красочного слоя, его старение и разрушение, эстетические эффекты, а также техника и технология живописи. Виды живописи — фреска, масляная живопись, темпера и др. — различаются именно составом связующего, так как пигменты, как правило, могут быть одни и те же.
Жирные высыхающие масла растительного происхождения — льняное, ореховое, маковое — вместе со смолами, лаками и другими добавками служат связующим материалом в масляной живописи. Масло, взаимодействуя с кислородом воздуха, постепенно окисляется, полимеризируется, превращается в плотную прозрачную плёнку, которая закрепляет пигменты на поверхности грунта. Основа связующего темперной живописи — эмульсии: естественные, натуральные (желток куриного яйца) или искусственные эмульсии-дисперсии.
Кроме масла европейские художники использовали также природные смолы, представляющие собой живицы растений, произраставших и произрастающих в различных регионах Европы. Содержание смол в красках варьировалось в зависимости от задачи, стоявшей перед живописцем: от минимального количества в основных красочных слоях до существенного — в лессировочных. В энкаустике связующее вещество — сплав специально обработанного пчелиного воска.
Современные методы домашнего изготовления
Создание натуральных красок – это захватывающий процесс, требующий всего лишь нескольких простых ингредиентов: натуральный пигмент (1 чайная ложка), крахмал (0,5 чайной ложки), и другие добавки. Для приготовления красок можно использовать все продукты, которые всегда под рукой: овощи, зелень, отвары и настойки из семян и плодов растений, яркие ягоды, цитрусовые.
Темно-красный краситель готовится из свёклы: свежую свёклу натирают на мелкой тёрке и тушат в небольшом количестве воды на медленном огне. Когда свёкла станет мягкая и «отдаст цвет», овощ нужно остудить и отжать через марлю или мелкое сито. Для яркости и стойкости цвета в свекольный сок можно добавить половину чайной ложки свежевыжатого лимонного сока.
Очень красивый жёлтый цвет получается из моркови, облепихи, куркумы, шафрана, цитрусовых. Морковь — самый доступный вариант, готовят краситель из овоща точно так же, как из свёклы, но тушат на медленном огне с добавлением небольшого количества растительного масла. Синий или голубой цвет можно приготовить из черники, голубики или из сока краснокочанной капусты.
Для зелёного красителя соединяют 1 столовую ложку порошка Матча, 1/2 стакана свежего шпината и 1/2 стакана воды в блендере, смешивают до однородной консистенции, затем процеживают. Плюс натуральных красителей не только в их доступности: для окрашивания понадобится несколько капель, а хранить лишнее можно в морозильной камере.
Современные применения эко-живописи
Художественные практики
Многие современные художники используют натуральные материалы, поскольку они безвредны для окружающей среды и на удивление просты в обращении. Природные пигменты также используются в гравюрах, добавляются в бумажные нити для ткачества, используются для производства масляных и восковых мелков и даже в росписи по шёлку. Одним из ключевых аспектов эко-арта является использование экологичных материалов. Художники отдают предпочтение природным элементам — дереву, камню, песку, воде — и стремятся минимизировать воздействие на окружающую среду.
В России с 2010-х годов сформировалось своё направление эко-арта — рисунки на деревьях. Художники не только поднимают вопросы о проблемах экологии, а предотвращают гибель растений. Суть этого вида искусства заключается в нанесении защитного слоя краски на так называемых «сухобочинах», которые образуются на стволах растений от морозов или жары. После необходимой обработки художник рисует картину на дереве, создавая уникальный арт-объект.
Современные российские мастера эко-арта
Джанк-арт, трэш-арт, ресайклинг-арт, эко-арт — суть не меняется: искусству из мусора быть. В поле зрения появляется всё больше художников, которые в своей работе берут за основу бытовые отходы. Петр Белый — петербургский художник и куратор, получивший признание и награды за свои работы, в выборе материалов для инсталляций он не ограничивается: деревянные доски, прожжённая бумага, матрасы, железная бочка. Материал с «памятью» — очень важный момент для художника, поэтому он всегда выступает за вторичное использование, невольно занимаясь ресайклингом.
Варвара Гранкова — финалистка конкурса Arte Laguna Prize 2020 и лауреат Третьяковской премии, основное внимание она уделяет темам насилия, феминизма, экологии в различных исторических и культурных контекстах. Инсталляции, посвящённые экологии, художница создаёт из старой одежды — так она обращает внимание на мировую проблему переизбытка вещей. Вильгений Мельников, помимо ресайклинг-арта, развивается в экспериментальной и кинетической скульптуре, ищет свои способы создания новых форм «зелёного искусства».
Образовательные и научные аспекты
В современном мире, с широко развитой химической промышленностью, потребителю предлагается огромное разнообразие красок и пигментов для различных задач. Однако не всегда в составе краски используются безопасные вещества и соединения. Создание безопасных пигментов на основе минеральных и органических веществ может снизить аллергическую нагрузку на организм и уменьшить экологический след человека — потребителя.
Рисование самодельными натуральными красками — это не просто техника, это искусство, которое восхищает и вдохновляет. Художники становятся не только активными творцами, а восхищёнными наблюдателями, погруженными в таинственный мир цветов, запахов и всей непостижимой красоты природы. Это удивительное сплетение природных элементов, где каждый аспект взаимосвязан и неразрывно переплетается.
Экологические преимущества и вызовы
Преимущества использования натуральных материалов
Натуральные красители представляют собой альтернативу химическим красителям, созданным в лабораториях. Кроме того, многие растения содержат не только красители, но и лечебные свойства, делая окрашенные ткани ещё более ценными. Натуральные красители животного происхождения находят широкое применение благодаря ярким и стабильным цветам, а также безопасности при употреблении в пищу.
Эко-арт не только красивый и интересный способ выразить свои творческие способности, но и возможность привлечь внимание к проблемам экологии. Он напоминает нам о том, что мы должны заботиться о нашей планете и использовать её ресурсы с умом. Основная цель эко-арта — побудить человека пересмотреть своё отношение к использованию природы в более рациональном ключе.
Ограничения и технические сложности
Некоторые природные красители имеют ограничения в стойкости. Например, ягоды черники и ежевики содержат фиолетовый краситель, который не очень стоек, но вполне может пригодиться для акварельных красок. Работа с некоторыми минеральными пигментами требует особых мер предосторожности: киноварь содержит ртуть, а жёлтый пигмент из сульфида мышьяка крайне токсичен.
Готовая измельчённая фракция минералов, смешанная с водой, ещё не пригодна к рисованию без добавления связующей основы. Степень измельчения фракции в воде нельзя увидеть, но можно определить по звуку, что делает процесс более сложным и длительным. Чем дольше растирать каменный порошок в воде, тем однороднее будет становиться краска — здесь работает «железная логика», отточенная веками.
Сохранение и хранение натуральных красок
При работе с натуральными пигментами важно учитывать особенности их хранения. Плюс натуральных красителей не только в их доступности: для окрашивания понадобится несколько капель, а хранить лишнее можно в морозильной камере. Натуральная краска не меняет своего цвета с течением времени, не смывается водой после полного высыхания и сочетается с другими видами красок.
Профессиональные художники, изготавливающие собственные краски, разрабатывают и совершенствуют свои рецепты с течением времени, учитывая особенности каждого пигмента. Каждый производитель имеет уникальные формулы и методы производства, что влияет на консистенцию и удобство использования красок.
Международные проекты и инициативы
Крупные международные проекты
Для предотвращения глобальной экологической катастрофы мировое сообщество стремится привлечь внимание общественности к данной проблеме в разных уголках мира. Художники и креативные агентства также вовлечены в данный процесс, обычно художники работают в связке с научными сотрудниками, экологическими организациями и политическими активистами.
Конструкция «Мёртвый кит» на Филиппинах была создана креативным агентством «Dentsu Jayme Syfu». Кит, выброшенный на берег, воссоздан художниками и дизайнерами при помощи разного рода пластиковых отходов, как метафора загрязнения мирового океана пластиком за последние десятилетия. Объект своим появлением привлёк внимание международных СМИ, чем создал общественный резонанс.
Движение экоискусства зародилось в 1960-х годах, но только в последнее время приобрело масштабы глобального тренда. С манифестами о защите окружающей среды через строительство экокапелл выступил на последней Венецианской биеннале сам Папа Римский.
Ленд-арт и его влияние на эко-живопись
Одно из самых популярных направлений экоискусства — ленд-арт: в 1960-х годах художники из Европы и США вышли на улицу и стали экспериментировать с материалом, который лежал под ногами, — с землёй. Земля стала средством выражения, холстом и сценической площадкой одновременно. В конце 1970-х и начале 1980-х годов произведения ленд-арта стали интегрировать в городской пейзаж.
Роберт Моррис создавал инсталляции в заброшенных городских районах, Агнес Денес высаживала пшеничное поле в центре Манхэттена («Пшеничное поле — конфронтация»), Алан Сонфист пытался вернуть природу в городскую среду. Среди пионеров ленд-арта: голландский художник Херман де Врис, который создал Музей Земли (7000 образцов почвы!); Нильс Удо, чьи сложные ландшафтные композиции находятся на стыке садоводства и искусства.
Городские эко-арт проекты
Для того, чтобы привлечь внимание властей и социума к проблемам экологии, художники создают паблик-арт (искусство в городской среде), реорганизуют городское пространство, создавая дополнительные зелёные зоны, парки. Они оборудуют места для общения на эко-темы, создают точки притяжения, устраивая выставки, концерты, поэтические мероприятия. Такого рода проекты являются междисциплинарными, они затрагивают и урбанистику, и ландшафтный дизайн.
Иногда в рамках данного направления художники могут заниматься восстановлением природных ландшафтов, созданием зелёных зон в черте города. Эко-артом занимаются не только художники и фотографы, но и учёные, философы, политики, эко-активисты. Зачастую представители разных направлений объединяются для проведения совместных акций и проектов.
Эко-живопись представляет собой уникальное явление в современном искусстве, объединяющее древние традиции использования натуральных пигментов с современными экологическими идеями и технологиями. От первобытных наскальных рисунков, выполненных охрой и углём на животном жире, до современных международных арт-проектов, направленных на привлечение внимания к экологическим проблемам, эта область искусства прошла долгий путь развития и продолжает эволюционировать.
Использование натуральных материалов в живописи не только возвращает нас к историческим корням изобразительного искусства, но и открывает новые возможности для экологически осознанного творчества. Современные художники все чаще обращаются к природным пигментам, извлекаемым из минералов, растений и других натуральных источников, создавая произведения, которые не только эстетически привлекательны, но и экологически безопасны. Это направление получило особое развитие в контексте растущей озабоченности состоянием окружающей среды и поисков устойчивых альтернатив синтетическим материалам.
Техническое совершенствование методов приготовления натуральных красок, от традиционного растирания минералов в ступке до современных способов экстракции растительных пигментов, демонстрирует непрерывность развития этой области. Важность правильного выбора связующих веществ, будь то традиционные масла, воск, яичный желток или современные экологически чистые альтернативы, подчёркивает сложность и многогранность процесса создания натуральных красок.
Эко-арт как художественное движение выходит далеко за рамки простого использования натуральных материалов, становясь мощным инструментом экологического активизма и общественного просвещения. Художники создают произведения, которые не только привлекают внимание к экологическим проблемам, но и предлагают конкретные пути их решения, от восстановления природных ландшафтов до переработки отходов в художественные объекты. Это направление демонстрирует, как искусство может служить катализатором позитивных изменений в обществе и способствовать формированию экологического сознания.
Будущее эко-живописи представляется многообещающим, особенно в контексте растущего интереса к устойчивому развитию и экологически ответственному потреблению. Развитие новых технологий экстракции и обработки натуральных пигментов, совершенствование методов их стабилизации и хранения, а также растущая доступность знаний о традиционных техниках создают благоприятные условия для дальнейшего развития этого направления. Образовательные программы и научные исследования в области натуральных пигментов способствуют сохранению традиционных знаний и их адаптации к современным потребностям.
Эко-живопись также играет важную роль в культурном диалоге между традициями и инновациями, между локальными и глобальными практиками. Использование местных природных материалов помогает художникам создавать произведения, глубоко укоренённые в конкретной географической и культурной среде, в то же время участвуя в международном движении за экологическую устойчивость. Этот баланс между локальным и глобальным делает эко-живопись особенно актуальной в современном взаимосвязанном мире.