Роспись керамики:
техники и художественные решения читать ~17 мин.
Роспись керамики – одно из древнейших и наиболее развитых направлений декоративно-прикладного искусства, которое сочетает в себе технические знания о свойствах глины, глазурей и красок с художественным мастерством создания орнаментов и изображений.
Это искусство охватывает множество техник — от простейших ангобных покрытий до сложнейших многослойных композиций с использованием драгоценных металлов, и представлено в культурах всех континентов с различными региональными особенностями и стилистическими направлениями.

Современная роспись керамики продолжает развиваться, интегрируя традиционные методы с новыми материалами и технологиями, что обеспечивает этому виду искусства постоянную актуальность как в художественной, так и в промышленной сферах.
2 Технические основы керамической росписи
3 Основные техники росписи керамики
4 Региональные традиции и стили
5 Способы декорирования керамики
6 Инструменты и материалы для росписи
7 Современные тенденции и применение
8 Технологические инновации и новые направления
9 Археологические свидетельства развития керамических традиций
История развития керамической росписи
Древние истоки и ранние традиции
Керамическая роспись имеет свои корни в глубокой древности, когда первые орнаменты появились ещё в неолите при украшении глиняных изделий простыми геометрическими узорами. Археологические находки свидетельствуют о том, что уже в древнейших цивилизациях люди стремились не только создавать функциональную посуду, но и придавать ей эстетическую ценность через декоративное оформление.
История майолики началась в странах Древнего Востока: Египте, Персии, Вавилонии, где изначально керамическую плитку (изразцы) использовали для украшения стен и потолков архитектурных ансамблей. В этих культурах были разработаны первые технологии цветного глазурования и росписи, которые впоследствии распространились по всему миру через торговые пути.
Особое значение в развитии керамической росписи имела древнегреческая традиция, где вазы украшались изображениями мифологических сцен и героев. Эти произведения демонстрировали высокий уровень художественного мастерства и технического исполнения, заложив основы для понимания керамики как полноценного вида изобразительного искусства.
Средневековые традиции и региональные школы
В Средние века арабские торговцы привезли майолику на испанский остров Мальорка, откуда она получила своё название. Поэтому вначале она называлась «мальорка», а позже термином «майолика» стали называть все керамические изделия с синей и белой глазурью. Особой популярностью майолика пользовалась в мусульманских странах, где религия запрещала пользоваться посудой из серебра и золота.
В XIV веке цветные изразцы в технике майолика начали изготавливать в Испании и Италии. Они получили широкое распространение из-за яркой расцветки и долговечности. Итальянские мастера внесли большой вклад в развитие техники производства и искусства украшения майолики за счёт расширения спектра применяемых цветов и мотивов.
Византийская традиция представлена выдающимися примерами, такими как роспись алтарного пространства церкви Богоматери Перивлепты в Охриде (1294/95 гг.), которая – один из наиболее ярких примеров развивавшегося на протяжении XIII в. нового типа декорации литургического пространства. Эти росписи отвечали традиции и символическому осмыслению византийского обряда, демонстрируя тесную связь программы с чином Анафоры и богослужебными практиками.
Восточные традиции и китайский фарфор
Китайский фарфор представляет один из лучших образцов традиционного китайского искусства и обычно изготавливается из глинистого минерала каолинита в сочетании с гончарным камнем, известным как петунс, полевым шпатом и кварцем. В отличие от других керамических изделий нижнего обжига, фарфоровые изделия не требуют глазури, чтобы сделать их непроницаемыми, поэтому глазурь наносится лишь в декоративных целях или для предотвращения появления пятен.
Фарфор обычно декорируется под глазурью цветными пигментами, такими как кобальт и медь, или расписывается поверх глазури цветными эмалями. Китайская керамика стала знаменитой благодаря бело-синему фарфору с изысканными растительными мотивами, которые впоследствии вдохновили мастеров других стран на создание подобных произведений.
Делфтские изделия расписывали окисью кобальта, дающей после обжига ярко-синий цвет, в подражание особо ценимому в то время китайскому фарфору периода Мин. Отсюда нидерландское название таких изделий: «делфтские синие». Позднее использовали полихромную надглазурную роспись.
Технические основы керамической росписи
Виды керамических материалов
Керамика получается из разных типов «сырых» компонентов, поэтому она бывает нескольких видов: фарфор, терракота, майолика и фаянс. Фарфоровая керамика обладает благородным видом за счёт белого оттенка и является прочным материалом. Для получения фарфора нужно смешать глину, кварц и полевой шпат.
Терракота представляет материал с насыщенным и ярким красно-коричневым оттенком, который используется для декорирования предметов. Ключевое свойство терракоты — эффективное впитывание влаги. Майолика имеет пористую текстуру и глиняный оттенок, сверху покрывается глазурью и эмалью, поэтому устойчива к воде. Фаянс обладает пористой структурой поверхности и окрашен в белый цвет, для влагоустойчивости изделия покрываются прозрачными поливами.
Составы красок и пигментов
Керамическая краска представляет особый вид покрытия, в состав которого входят керамический порошок, смола, пигменты и растворители. Она обладает высокой стойкостью к истиранию, коррозии и высоким температурам, а также может образовывать прочный защитный слой на поверхности керамики, стекла, металла и других материалов.
Художник, декорирующий изделие, должен помнить о том, что надглазурные краски до обжига имеют тон и интенсивность, резко меняющиеся после обжига, поэтому необходимо владеть определёнными знаниями и навыками из области химии для работы с пигментами. Сначала художник готовит надглазурную краску: флюс смешивается с красителем, полученным из смеси оксидов металла, выбор оксида определяется желаемым цветом.
Температурные режимы обжига
Керамические изделия проходят обжиг в печи при различных температурных режимах в зависимости от типа материала и техники росписи. В китайской керамике фарфоровое тело обычно нагревается в печи до температуры от 1200 до 1400 градусов Цельсия. При таких температурах образуется стекло и другие химические соединения, которые придают фарфору жёсткость, прочность и прозрачность.
Керамическая краска может образовывать плотную керамическую плёнку при высоких температурах, выдерживает высокотемпературную обжиг и высокотемпературную обработку паром, сохраняет стабильность при высоких температурах, не отваливается и не деформируется.
Основные техники росписи керамики
Подглазурная роспись
Подглазурная роспись представляет технику, при которой рисунок наносится на глину до покрытия глазурью. Перед этим изделие либо уже прошло через утильный обжиг, либо только обсохло. Создание рисунка на черепке без глазури — достаточно трудоёмкий процесс, не терпящий ошибок.
Керамика является пористым материалом, легко впитывающим влагу, из-за чего краска на ней быстро затвердевает. Попытки стереть рисунок приводят к тому, что на поверхности останутся грязные разводы, которые далеко не всегда получается убрать. Поэтому в технике подглазурной росписи работают в основном опытные керамисты.
Для подглазурной росписи важен правильный подбор красок — глазурь застывает при достаточно высоких температурах (около 1300°C), которые выдержит не каждый краситель. Как следствие, цветовая палитра у подглазурных красок не такая обширная, как у надглазурных. Однако роспись, наносимая до запекания глазури, имеет одно большое преимущество — она держится значительно дольше.
Надглазурная роспись
Надглазурная роспись представляет технику декорирования керамических изделий, при которой изделия после утельного обжига сразу покрывают глазурью, затем декорируют красками и вновь обжигают. Главным преимуществом надглазурных красок по сравнению с подглазурными является разнообразие цветовой палитры.
Надглазурная роспись сложна по своей технике и требует большого профессионального мастерства. Для получения интересных редких оттенков допустимо смешивание готовых порошков разных цветов, однако и в этом случае необходимо знать свойства оксидов, входящих в состав порошков. Мастера высокого уровня проводят многочисленные эксперименты с красителями.
Техника ангобирования
Ангоб представляет тонкий слой сырой белой или цветной глины, который наносят на поверхность керамического изделия до его обжига. Основная функция ангоба — маскировка грубой фактуры или нежелательного цвета черепка. Помимо сплошного или частичного покрытия изделий используют роспись цветными ангобами, технику сграффито и другие приёмы.
Роспись ангобами после обжига даёт чистый цвет и слегка рельефный рисунок. Ангоб наносят на изделие кистью или специальным шприцем, аналогичным тем, что применяют в кулинарии. Если роспись состоит из отдельных элементов, пространство между ними покрывают солями металлов, оставляя естественный цвет глины вокруг рисунка.
Ангобы дают чёткий рисунок; соли же — мягкий контур, прозрачный цвет, расплывчатую линию. Различают ангобы белые (из беложгущихся глин) и цветные (из глин с цветообразующими добавками, а именно пигментами из оксидов металлов).
Техника сграффито
Технику ангобирования применяли античные керамисты и мастера итальянской майолики в эпоху Возрождения. Они использовали белый ангоб в качестве «подкладки» для росписи изделия из красной или серой глины и писали красками по сырому белому ангобу (аналогично фреске). Такую керамику называют полуфаянсом, в отличие от настоящего фаянса с белым «черепком».
Ангобы в технике сграффито использовал знаменитый английский мастер-керамист Джозайя Веджвуд. После просушки ангоб иногда обрабатывают лощением, а украшение сосуда иным способом производится поверх этого покрытия.
Региональные традиции и стили
Русские традиции керамической росписи
Гжельская роспись
Гжельская роспись считается одной из наиболее характерных русских традиций, которая возникла на Руси ещё в XIV веке. С тех пор она не утратила своей популярности. Сегодня жители 27 деревень вблизи Москвы занимаются обжигом и росписью керамической посуды с применением данной техники.
Будущее изделие, ещё не покрытое росписью, называется на профессиональном жаргоне «бельём», а синяя роспись по этому фону – «крытьем». Гжельский фарфор расписывается вручную – кропотливо, но при этом быстро. Художники ровно и аккуратно кладут мазки и линии, которые образуют орнамент.
Для нанесения рисунка используется синий кобальт, возможно дополнение узора чёрной и золотой красками. Изначально изображение наносится на влажную глину, а затем — на глазурь. Рисунок – сложный цветочный орнамент. Краска всего одна – чёрный кобальт, который разводится водой, словно акварель.
Главный секрет гжели – мазок, именно он отличает гжельскую роспись от любой другой. Настоящий гжельский мастер безошибочно чувствует правильное соотношение тонов, различая больше 20 оттенков синего. Характерный приём гжельской росписи – так называемый «мазок с тенями».
Хохломская роспись
Хохломская роспись возникла в XVII веке в Нижнем Новгороде. Своё название она получила, благодаря деревне Хохлома. Считается, что основоположниками данной техники стали старообрядцы.
Секретом хохломской росписи является особый способ подготовки поверхности. За основу берётся оловянный порошок серебристого цвета. Поверх него в несколько слоёв наносится специальный состав. Изделие обжигается в печи. Затем на его поверхность наносится роспись. В рисунке преобладают красный, чёрный и золотой цвета. Иногда можно увидеть белый и зеленый.
Другие русские традиции
Федоскинская роспись представляет технику росписи лаками, которая возникла в Московской области, в деревне Федоскино. Эффект свечения и блеска достигается с помощью нанесения тонкого слоя сусального золота и перламутра. После декорирования изделие покрывается лаком.
Мезенская роспись берет название от реки Мезень, протекающей в Архангельской области. Техника зародилась ещё во времена славянских племён. Орнамент состоит из крестиков, ромбов, солярных дисков и простых фигур. В работе используется краска двух цветов — красного и чёрного.
Палехская роспись характеризуется трёхмерным изображением. Изначально изделие покрывается красным или чёрным лаком. Затем прорисовываются образы. Рисунки отличаются сочностью и насыщенностью. Отделка сусальным золотом — одна из характерных черт палехской росписи.
Украинские традиции
Украинская керамика представлена традиционными гуцульскими, косовскими и опошнянскими росписями, отражающими местную культуру. Гуцульский стиль характеризуется богатым орнаментом с геометрическими и растительными мотивами, часто в коричнево-зелёной палитре.
Европейские школы
Итальянская майолика эпохи Возрождения отличается характерным сине-зелёным оттенком росписи. Для производства керамических изделий итальянские ремесленники использовали мягкую светлую глину, в состав глазури включали олово. Узор наносили глазурью с красителем на основе синего кобальта. В рисунках использовались геральдические мотивы и орнаменты.
Делфтский фаянс составил славу искусства керамики на севере Европы до открытия европейского фарфора в начале XVIII века. Фаянсовыми называют изделия, имеющие плотный мелкопористый черепок из белой или сероватой глины, покрытые опаковой (непрозрачной, обычно оловянной) глазурью.
Способы декорирования керамики
Рельефное декорирование
Один из самых популярных способов украшения керамики – это рельефное декорирование. Речь идёт о создании объёмных узоров и орнаментов на поверхности изделия. Керамика декорируется орнаментом, гравировкой, канеллюрами, тиснением или налепными узорами, которые выполняются с помощью деталей разной формы.
Красочное и гладкое декорирование
Ещё один способ декорирования керамики заключается в нанесении подобранного рисунка как вручную, так и методом распыления. Для работы требуются эмали, краски, а также жидкие глины. Существуют разные техники красочного декорирования керамических изделий: сплошное покрытие краской, частичное покрытие (наносится только полоска краски), покрытие с прочисткой (со сплошного покрытия счищается часть краски).
Художественная роспись
Художественная роспись является одним из самых трудоёмких и сложных способов декорирования керамических изделий. Во время работы художники-керамисты пользуются пером или кистью. Покрываются изделия жидким золотом, красками или люстрами с металлическим отливом. Талантливым мастерам не составляет труда создавать на керамических поверхностях разнообразные рисунки, пейзажи, портреты и другие художественные композиции.
Инструменты и материалы для росписи
Выбор кистей
Работа с керамическими изделиями требует не только опыта, но и правильного выбора инструментов. Выбор формы кисти зависит от того, какую задачу необходимо выполнить. Для равномерного окрашивания фонов или крупных участков (крытья) лучше всего подойдёт большая круглая кисть с упругим ворсом.
Для проработки мелких деталей и нанесения тонкого контура лучше всего использовать круглую беличью кисть с острым концом соответствующего размера. У колонковых и синтетических кистей наполняемость и отдача могут быть несколько хуже, однако они также могут использоваться для этих целей.
Плоские и веерные кисти, как натуральные, так и синтетические, позволяют работать лессировками, то есть наносить материал предельно тонким слоем. Они также позволяют проводить чёткие линии заданной ширины, выполнять каллиграфические работы и создавать пятна правильной геометрической формы.
Щетинные кисти любой формы и размера, в виду их жёсткости, можно использовать для грубой ангобной росписи, создания выразительной фактуры и рельефа, работы в смешанной технике, применять в монументальном искусстве.
Современные краски и материалы
Современные краски для керамики представлены широким ассортиментом продукции различных марок. Краски марок Rosa Talent, Marabu, Decola довольно часто применяются в дизайне и в современной живописи. С их помощью можно декорировать отделку интерьера.
Важным фактором при выборе кисти является состав самой глазури, так как некоторые глазури могут негативно влиять на натуральный ворс, вызывая его деформацию или выпадение. В таких случаях лучше использовать синтетические кисти или кисти из колонкового волоса.
Современные тенденции и применение
Современные тренды в керамическом декоре
Керамика снова в центре интерьерных трендов: архаика, градиенты, биоморфизм, глянец, уникальные арт-объекты. Сочные оттенки возвращаются в интерьерный декор и всё чаще используются для создания акцентных точек, которые оживляют пространство.
Керамика с глянцевыми покрытиями добавляет блеск и визуальную глубину. Особенно популярен этот тренд в посуде и вазах. Градиенты создают мягкий переход и выглядят эффектно при любом освещении. Мода на формы, повторяющие природные, органические линии, продолжает развиваться.
Промышленное применение
Керамическая роспись находит применение в различных отраслях промышленности. В электронной промышленности керамическая краска может обеспечить отличную изоляцию и устойчивость к высоким температурам для электронных компонентов, а также защитить электронные компоненты от коррозии в условиях окружающей среды и механических повреждений.
В автомобильной промышленности керамическая окраска может обеспечить износостойкую, коррозионно-стойкую, высокотемпературную защиту автомобильных деталей, может улучшить срок службы и качество автомобильных деталей. В химической промышленности керамическая окраска может обеспечить химическому оборудованию отличную коррозионную стойкость.
Образовательные программы
В образовательной программе кафедры художественной керамики и стекла СПГХПА им. А. Л. Штиглица копийные задания тесно связаны с заданиями по проектированию сувенирной продукции. Это условие особенно касается тех случаев, когда темой сувенира является историческое и художественное наследие Санкт-Петербурга, история и традиции академии.
Разбор заданий осуществляется на примерах изучения различных техник: обжиговая роспись стекла силикатными красками и гравировка стекла алмазными колёсами. Цель таких программ — выявить логику взаимодействия копийных заданий и заданий по проектированию сувениров, а также рассмотреть этапы работы.
Технологические инновации и новые направления
Самоглазурующиеся покрытия
Развитие строительства и приближение его к европейским стандартам требует постоянного расширения ассортимента, цветовой гаммы, текстуры и фактуры керамического клинкера для облицовки фасадов. В связи с этим очень важно достичь необходимые физико-технические и архитектурные свойства изделий при максимально возможном снижении температуры обжига.
Традиционным путём получения блестящей поверхности кирпича является использование поливы или ангобов различного состава и цвета. При этом возрастает себестоимость производства за счёт использования дополнительных технологических операций и цены поливы. Разработана технология производства самоглазурующей поверхности керамического клинкера за счёт использования в составе керамической массы соединений бора.
Смешанные техники
Роспись керамики включает различные техники, которые влияют на конечный результат изделия. Ангобная роспись представляет нанесение цветной глины (ангоба) перед обжигом. Глазурованная роспись использует цветные глазури, которые после обжига получают глянцевый вид.
Декалькомания — перенос готового рисунка на керамику перед глазурованием. Гравировка — вырезание узоров на сырой глине перед её обжигом. Эти техники могут комбинироваться для создания сложных многослойных композиций.
Современные стили и их символика
Роспись керамики может нести в себе глубокий символический смысл. Восточный стиль характеризуется тонкими узорами в виде драконов, птиц и цветов, символизирующими долголетие и мудрость. Стиль прованс отличается нежными пастельными цветами, цветочными композициями и натуралистичными изображениями.
Скандинавский минимализм представляет сдержанные формы и цвета, подчёркивающие естественную красоту материала. Эти современные направления демонстрируют, как традиционные техники керамической росписи адаптируются к современным эстетическим предпочтениям и функциональным требованиям.
Археологические свидетельства развития керамических традиций
Региональные особенности древней керамики
Археологические исследования предоставляют ценную информацию о развитии керамических традиций в различных регионах. Керамическая коллекция Барьязинского городища представляет материалы различных культурных групп, где большая часть коллекции представлена керамикой бахмутинской культурной группы. В значительно меньшем количестве была обнаружена керамика ананьинской, пьяноборской и мазунинской культур.
Керамика бахмутинской культурной группы довольно однородна, как в пределах изучаемого памятника, так и на всей территории распространения культуры. Локальные особенности поселенческой керамики чаще всего выражаются в различиях состава формовочных масс. На примере керамики Барьязинского городища удалось проследить вероятные векторы влияния инокультурных традиций на гончарство бахмутинской культуры.
Стратиграфические данные
«Керамическая стратиграфия» Старой Ладоги демонстрирует эволюцию керамических традиций на Северо-Западе России. Существующая в культурной стратиграфии Северо-Запада хронологическая лакуна, охватывающая середину – третью четверть I тыс. н.э., постепенно начинает заполняться так называемыми «предсопочными» памятниками.
На основе мини-серий сосудов из ладожского керамического комплекса была сделана попытка выявить отдельные составляющие формирующейся древнерусской культуры. Эти исследования показывают, как археологические данные помогают реконструировать историю развития керамических технологий и художественных традиций.
Роспись керамики – многогранное искусство, которое сочетает в себе технические знания, художественное мастерство и культурные традиции. От древнейших орнаментов неолитических культур до современных инновационных техник и материалов, это направление декоративно-прикладного искусства демонстрирует удивительную способность к адаптации и развитию.
Разнообразие техник — от подглазурной и надглазурной росписи до ангобирования и современных самоглазурующихся покрытий — обеспечивает мастерам широкие возможности для творческого самовыражения. Региональные традиции, такие как русская гжель, итальянская майолика, китайский фарфор и другие, продолжают влиять на современное керамическое искусство, при этом интегрируясь с новыми эстетическими направлениями и технологическими решениями.
Современное применение керамической росписи охватывает не только традиционную художественную сферу, но и промышленные отрасли, где функциональные свойства керамических покрытий — износостойкость, коррозионная стойкость, высокотемпературная устойчивость — находят практическое применение. Образовательные программы обеспечивают преемственность традиций и подготовку новых поколений мастеров.
Археологические исследования продолжают расширять наше понимание исторического развития керамических традиций, выявляя связи между различными культурами и регионами. Это знание обогащает современную практику и способствует более глубокому пониманию культурного значения керамической росписи как важной составляющей человеческого наследия.