Секреты создания глубины в пейзажной живописи читать ~14 мин.
Создание иллюзии глубины и пространства в пейзажной живописи – одна из наиболее сложных и фундаментальных задач, стоящих перед художниками на протяжении веков.
Основываясь на анализе традиционных европейских методов, восточных философских концепций и современных инновационных подходов, этот обзор раскрывает многослойную природу создания трёхмерной иллюзии на двумерной поверхности. Наше исследование показывает, что мастерство создания глубины требует технического владения различными живописными приёмами и понимания психологических механизмов восприятия пространства, атмосферных явлений и культурных традиций изображения природы.

2 Основы линейной перспективы в пейзаже
3 Атмосферная перспектива и её применение
4 Цветовая и световая перспектива
5 Техники живописи для создания глубины
6 Композиционные приёмы создания глубины
7 Традиции китайской пейзажной живописи
8 Современные техники и подходы
9 Практические рекомендации для художников
Исторические основы перспективы в пейзажной живописи
Развитие концепции перспективы в искусстве
Понятие перспективы, происходящее от латинского perspicere — «ясно видеть, смотреть сквозь», – совокупность приёмов изображения объёмных форм и пространственных отношений на плоскости. В истории изобразительного искусства использовались различные пространственные системы изображения: прямая линейная, обратная, параллельная, воздушная, сферическая перспективы, а также совмещения различных систем. Эти системы последовательно складывались в разных исторических типах искусства, соответствуя степени развития пространственных представлений людей того времени и конкретным задачам изображения.
Термин «воздушная перспектива» был впервые употреблён Леонардо да Винчи (1452-1519) для обозначения постепенного изменения цвета в картине, отражающего реальное изменение цвета натуры при увеличении расстояния под воздействием атмосферы. Это явление происходит благодаря тому, что атмосфера Земли состоит из смеси газов, водяных паров и мелких твёрдых частиц, которые поглощают лучи света и рассеивают его. Погода, загрязнение воздушных слоёв, время года и суток — всё это оказывает влияние на состояние пейзажа.
Традиционные восточные подходы к пространству
Уникальность пространства и времени китайской пейзажной живописи строится согласно сознанию самого художника и в соответствии с чувством единения с природой вселенной. Это – смешение пространственно-временного взгляда, но также и свободу души. Пространство китайской пейзажной живописи представлено через физическое пространство, положение, «три дали», внутреннее пространство; время представлено через движение туши и изменение ритма туши.
Под руководством идеологии «природа и человечество» китайские художники рассматривают пейзаж как «всё готово для меня». Природные объекты в их глазах полны безграничной жизненной силы, что также делает композицию традиционной китайской пейзажной живописи романтичной. Это нарушает ограничения пространства и времени, принимая своего рода мышление «малое к обсерватории» и «вещи продолжаются» и «свободное сочетание» в композиции картины.
Основы линейной перспективы в пейзаже
Принципы построения линейной перспективы
Линейная перспектива является основным инструментом для создания глубины в пейзажной живописи. Она подразумевает уменьшение размеров объектов по мере их удаления и схождение линий к одной или нескольким точкам на горизонте. Использование одной точки схода эффективно для изображений, где взгляд устремлён вперёд (дорога, река, улица), в то время как две и более точки схода добавляют реалистичности сложным композициям (горы, архитектура).
Изгиб линий может передать движение и динамику в пейзаже, добавляя живости композиции. Расположение ключевых объектов в соответствии с перспективными линиями помогает создать гармоничную композицию. Этот принцип демонстрирует, как наша точка зрения влияет на внешний вид размера объектов.
Эффект масштабного сдвига
Термин «масштабный сдвиг» относится к тому, как наша точка обзора влияет на восприятие размера. Размещение элемента известного размера в картине, такого как фигура или дерево, мгновенно даёт зрителю что-то для измерения остальных элементов, создавая ощущение масштаба и расстояния. Наш мозг автоматически масштабирует остальное содержимое композиции относительно этого элемента.
Классическим примером является дорога, железная дорога или ряд деревьев или столбов забора, которые становятся меньше и уже по мере удаления в расстояние. Хотя мы знаем, что дорога имеет одинаковую ширину по всей длине, она кажется сужающейся чем дальше от нас находится, и видение этого в пейзажной живописи помогает создать иллюзию глубины.
Атмосферная перспектива и её применение
Физические основы атмосферной перспективы
Атмосферная перспектива – необыкновенно простой и эффективный способ передачи иллюзии пространства в живописи. Этот приём связан с изменением цветов и резкости объектов в зависимости от их удалённости. Ближние объекты остаются контрастными и детализированными, в то время как дальние элементы становятся бледнее, холоднее и менее чёткими из-за рассеивания света.
Атмосферная перспектива может быть описана двумя основными способами: по мере удаления объектов от зрителя значения становятся менее контрастными, цвета становятся слабее и холоднее, а детали становятся менее отчётливыми; по мере приближения объектов к зрителю значения имеют больший контраст, цвета становятся сильнее и теплее, а детали становятся резче.
Практическое применение температуры цвета
При взгляде на сельский пейзаж при солнечном свете можно заметить, что цвета предметного мира, расположенные на переднем плане, близки к локальным, то есть истинным цветам самих объектов. А цвета тех же объектов на расстоянии будут казаться более приглушёнными и холодными. Колорит пейзажа голубеет по мере удаления. Например, холмы на горизонте могут быть светло-синими или тёмно-фиолетовыми, хотя на самом деле они покрыты зелёным лесом.
Чтобы усилить ощущение пространства в живописи, рекомендуется добавлять тёплых оттенков на переднем плане и холодных синих тонов на заднем. Использование тёплых цветов создаёт уютную, солнечную атмосферу, в то время как прохладные оттенки помогают показать утренний туман, пасмурную погоду.
Цветовая и световая перспектива
Различия между световой и цветовой перспективой
Световая и цветовая перспектива в пейзаже отличаются тем, как по мере удаления от зрителя изменяются характеристики объектов. Световая перспектива выражается в том, что объекты по мере удаления теряют контраст: ближе к зрителю разница между ярким и тёмным более заметна, чем дальше. Цветовая перспектива характеризуется тем, что цвет объектов по мере удаления становится более блёклым, серым, сливается и постепенно перестаёт различаться.
Например, вблизи растительность имеет выраженный зелёный оттенок, а вдалеке цвета трансформируются в серый. Таким образом, световая перспектива показывает изменение контрастности предметов, а цветовая — трансформацию цвета удалённых предметов.
Роль освещения и теней
Свет и тени помогают подчеркнуть объём и глубину в пейзажной живописи. Источник света определяет расположение теней и бликов, при этом чем дальше объект, тем менее резкими становятся его тени. Направление света влияет на эмоциональный фон работы: тёплый свет создаёт уют, холодный — драматизм. Использование мягких и резких теней помогает подчеркнуть текстуры и особенности ландшафта.
Тени на переднем плане должны быть более насыщенными и глубокими, в то время как свет вдалеке становится размытым и мягким. Плавные цветовые переходы добавляют естественность и органичность композиции.
Техники живописи для создания глубины
Лессировка как метод создания прозрачности
Лессировка (глейзинг) включает в себя нанесение тонких, прозрачных слоёв краски поверх сухих слоёв. Эта техника изменяет подлежащий цвет и добавляет светящееся качество живописи. Лессировки могут использоваться для создания теней, бликов и тонких цветовых переходов, усиливая глубину и реализм произведения. Прозрачность и непрозрачность в наслоении позволяет художникам играть с прозрачностью и непрозрачностью для достижения глубины и светимости.
Прозрачные лессировки могут накладываться поверх непрозрачных подмалёвков для изменения цвета и создания свечения. Эта техника, известная как лессировка, особенно эффективна в передаче света и атмосферы, способствуя реализму и яркости произведения.
Скамблинг для создания атмосферных эффектов
Скамблинг – технику нанесения тонкого, полупрозрачного слоя краски поверх существующего слоя для создания тонкого, туманного эффекта. Процесс скамблинга включает нанесение тонкого, полупрозрачного слоя краски поверх существующего слоя для создания тонкого, туманного эффекта. Эта техника может использоваться для создания различных эффектов, от тонких тональных вариаций до смелых, жестовых мазков.
В пейзажной живописи скамблинг может использоваться для создания ощущения расстояния, глубины и атмосферы. Наслаивая тонкие, полупрозрачные слои краски поверх существующего слоя, художник может создать тонкий, туманный эффект, который добавляет глубину и атмосферу живописи. Эта техника особенно эффективна в создании сияющих закатов или мрачных, туманных пейзажей.
Импасто для создания текстурной глубины
Импасто — это техника, используемая в живописи, где краска наносится на область поверхности толсто, обычно достаточно толсто, чтобы мазки кисти или мастихина были видны. Краска также может смешиваться прямо на холсте. Когда высыхает, импасто обеспечивает текстуру; краска кажется выходящей из холста.
Техника импасто служит нескольким целям: во-первых, она заставляет свет отражаться особым образом, давая художнику дополнительный контроль над игрой света в живописи; во-вторых, она может добавить выразительность живописи, позволяя зрителю замечать силу и скорость, с которой художник наносил краску; в-третьих, импасто может превратить произведение из живописи в трёхмерную скульптурную интерпретацию.
Композиционные приёмы создания глубины
Перекрытие объектов
Размещение объектов перед друг другом позволяет показать их положение в пространстве. Деревья, скалы, дома, частично скрытые другими элементами, усиливают ощущение расстояния. Чем больше слоёв перекрытия, тем глубже кажется картина. Перекрытие элементов заставляет наш мозг немедленно интерпретировать это как одну вещь, находящуюся за другой, способствуя ощущению глубины.
Распределение крупных и мелких элементов помогает создать баланс и гармонию в работе. Использование пересекающихся объектов может направлять взгляд зрителя и формировать путь восприятия сцены.
Градиент деталей и резкости
Детали и фактура деревьев и другой растительности на переднем плане всегда видны лучше. Мы видим больше деталей в вещах, которые находятся ближе к нам. Растения и деревья не должны быть очень далеко, прежде чем мы больше не видим каждый лист в отдельности. Поэтому следует рисовать больше деталей на переднем плане, меньше в среднем расстоянии и только предполагать их для фона.
Далёкие элементы не должны быть слишком резкими: используйте размытие краёв и мягкие переходы. Детали переднего плана прописывайте чётче, чем дальние. Различные техники штриховки и мазков помогают передать различную текстуру объектов.
Использование направляющих линий
Добавление элементов, ведущих взгляд (дороги, реки, тропинки), помогает усилить глубину и создать динамику сцены. Градиентный переход в размерах объектов помогает создать логичный и плавный визуальный путь. Эти композиционные элементы служат естественными направляющими, которые ведут глаз зрителя через композицию и в глубину картины.
Традиции китайской пейзажной живописи
Философские основы пространственного восприятия
Исследования показывают, что художники-пейзажисты династии Сун через уникальные композиционные техники, умелое применение туши и внимание к элементам, таким как растения, животные и источники воды, проявили глубокое экологическое эстетическое видение природы. Через углублённый анализ репрезентативных работ исследование раскрывает персонализированные выражения экологической эстетики различными художниками в различные периоды.
Китайские художники преследуют «вещи и я вместе» в творчестве и уделяют внимание субъективному сознанию и истинным чувствам. Эта уникальная форма выражения и эстетическое стремление отражают типичный этнический стиль. В традиционной китайской живописи композиция также называется компоновкой, композицией или управлением позицией.
Концепция «трёх далей»
Пространство китайской пейзажной живописи представлено через физическое пространство, положение, «три дали», внутреннее пространство. Концепция «трёх далей» (三远) – традиционный китайский подход к изображению пространственной глубины, включающий высокую даль (高远), глубокую даль (深远) и плоскую даль (平远). Каждый из этих типов перспективы предлагает различные способы организации пространства и создания ощущения глубины без использования западной линейной перспективы.
Время представлено через движение туши и изменение ритма туши. «Время» и «пространство» соединяются друг с другом: нет ни пространства без времени, ни времени без пространства. Посредством анализа «времени» и «пространства» живописи показывается регуляция пейзажной живописи и художественная ценность, улучшается уровень живописной техники с углублённым пониманием.
Современное развитие традиций
Современные китайские художники-пейзажисты активно ищут органическую интеграцию традиционных и современных элементов, стремясь к гармоничному слиянию традиционной эстетики и современных чувств. Они принимают инновационную тематику и способы выражения, демонстрируя интеграцию и столкновение разнообразных культур, а также персонализированные художественные выражения и эмоциональную коммуникацию.
Художники подчёркивают сохранение и развитие традиций, сочетая инновации с наследием для внесения новой жизненной силы в китайскую пейзажную живопись. Это исследование имеет значительные теоретические импликации для развития китайской пейзажной живописи, подчёркивая важность достижения баланса между инновациями и традициями в современном искусстве.
Современные техники и подходы
Использование глазури в акриловой живописи
Использование глазури для создания глубины включает применение глазури с более тёмными, более яркими цветами на переднем плане и более светлыми, более холодными тонами на заднем плане. Наслоение цветов строится постепенно, начиная с более тёмных значений и добавляя блики для усиления глубины.
Приготовление глазури начинается с использования смеси тёмного сырого умбра и ультрамарина синего, регулируя смесь так, чтобы она склонялась больше к синей стороне, затем добавляя небольшое количество матового медиума для придания краске полупрозрачности. Наконец, вводится прикосновение индийского жёлтого для создания зеленоватого оттенка, который хорошо работает для теней в пейзаже.
Многослойность в масляной живописи
Наслоение является существенной техникой в масляной живописи, которая значительно усиливает глубину, богатство и реализм произведения. Понимание и освоение принципов наслоения позволяет художникам создавать картины со светящимся качеством и сложными деталями, которые захватывают зрителей.
Каждый слой способствует финальному изображению, создавая ощущение трёхмерности. Взаимодействие света между слоями усиливает этот эффект, делая живопись более живой и динамичной. Наслаивая различные цвета, художники могут достичь богатства и сложности, которые невозможны с одним слоем.
Цифровые технологии и искусственный интеллект
Интегрируя традиционную восточную эстетику в современное кинопроизводство, современные художники используют элементы, такие как каллиграфия, шахматы и техники пейзажной живописи для усиления повествования. Принимая технологии, художники признают роль ИИ в ускорении концептуального дизайна, но подчёркивают, что человеческое творчество и культурная глубина остаются незаменимыми.
Молодым кинематографистам рекомендуется овладеть традиционными искусствами, улучшить междисциплинарную коммуникацию и вводить инновации, чтя наследие. Это демонстрирует, как современные технологии могут дополнять, но не заменять традиционные методы создания глубины и атмосферы в изобразительном искусстве.
Практические рекомендации для художников
Пошаговый метод создания глубины
Создание ощущения глубины в пейзажных картинах требует системного подхода. Первый шаг заключается в рисовании тёмных значений и теней, начиная с теней облаков. Хотя облака и небо являются одними из самых светлых значений в пейзаже, они включаются в тени для создания правильной тональной структуры.
Ценность (value) — это то, насколько светлым или тёмным является предмет, и общее правило заключается в том, что мы должны сначала установить тёмные области. Этот подход позволяет создать правильную основу для последующего наращивания средних тонов и светлых областей, что критически важно для создания убедительной иллюзии глубины.
Работа с референсным материалом
При работе с референсной фотографией важно помнить, что мы создаём живопись, а не воспроизводим фотографии. Не стоит поддаваться соблазну фотографии, сделанной на ультравысокой чёткости камеру, которая показывает каждую травинку за несколько километров. Поэзия заключается в том, что не сказано.
При применении глазури обращайте внимание на референсную фотографию или эскиз. Заметьте, как деревья на заднем плане светлее и менее насыщенные, в то время как средний план и передний план более интенсивны по цвету. Тщательно регулируя тона и значения, можно построить реалистичное ощущение глубины.
Композиционные стратегии
Все детали в пейзаже должны быть хорошо связаны и помогать выражать общую идею композиции. Для этого студентам необходимо сосредоточиться на наиболее характерных особенностях местности, выбрать наиболее типичные пейзажные объекты. Пейзаж — это не просто копия природы с натуры, но и выражение отношения художника к природе, передача собственного настроения художника, их переживаний и эмоций.
Композиционные техники в пейзаже должны применяться не формально, а для того, чтобы лучше всего выразить основную идею художника. Студентам должна быть предоставлена возможность самостоятельно ставить определённые композиционные задачи и выполнять их самостоятельно при создании пейзажа.
Создание глубины в пейзажной живописи – многоаспектную задачу, требующую интеграции технических навыков, понимания природных явлений и культурных традиций. Исследование показывает, что мастерство создания пространственной иллюзии основывается на взаимодействии различных факторов: от фундаментальных принципов линейной и атмосферной перспективы до тонких нюансов цветовых отношений и живописных техник.
Традиционные европейские методы, основанные на научном понимании оптики и восприятия, предлагают систематический подход к созданию трёхмерной иллюзии через контролируемое применение перспективы, градации цвета и света. Одновременно восточные традиции, особенно китайская пейзажная живопись, демонстрируют альтернативные концепции пространства и времени, где глубина создаётся через философское понимание взаимоотношений между человеком и природой.
Современные подходы к созданию глубины характеризуются синтезом традиционных методов с инновационными техниками и материалами. Использование глазури, скамблинга и импасто в сочетании с цифровыми технологиями открывает новые возможности для художественного выражения. При этом человеческое творчество и культурная глубина остаются незаменимыми элементами художественного процесса.