14 факторов, придающих ценность произведению искусства читать ~9 мин.
Каждый месяц в журнале The Hammer ветеран арт-индустрии Симон де Пюри приоткрывает завесу над своей жизнью в качестве абсолютного инсайдера в мире искусства, рассказывает о своих встречах со знаменитостями и бесценных знаниях о внутренней работе арт-рынка.
Симон де Пюри – основатель компании de PURY, бывший председатель и главный аукционист Phillips de Pury & Company, бывший председатель и главный аукционист Sotheby’s в Европе, бывший куратор коллекции Тиссена-Борнемисы. Он является аукционистом, куратором, частным дилером, арт-консультантом, фотографом и диджеем. Это перевод статьи Симона де Пюри, опубликованной им на Artnet.com.
— Когда я начинал работать в мире искусства – кажется, сто лет назад, – на рынке доминировала небольшая группа страстных коллекционеров. Когда я объяснял свою профессию банкирам, реакция неизменно была слегка снисходительной.
Конечно, с годами все изменилось, и сегодня большинство финансовых учреждений рассматривают искусство как альтернативный класс активов. Основная причина скептицизма финансовых консультантов заключалась в том, что решения коллекционеров считались крайне субъективными и чисто эмоциональными. Они были правы, поскольку любовь, страсть и эмоции, безусловно, являются ключевыми факторами нашего увлечения и тяги к искусству. Именно поэтому я выбрал эту профессию, и именно они мотивируют меня каждый день.
Даже если вы самый страстный коллекционер, если вы тратите много денег на приобретение произведений искусства, вы не получите никакого удовольствия, если финансовая ценность ваших приобретений со временем значительно уменьшится. Поэтому, прежде чем принять решение о покупке, необходимо провести тщательную проверку.
Я составил список из 14 критериев, по которым можно определить финансовую ценность произведения искусства. Если первый пункт – эмоциональный, то все остальные – рациональные. Поэтому инвестиционно мыслящий покупатель или продавец может захотеть посмотреть, как потенциальное приобретение соотносится с каждым из пунктов. Я упоминал об этих критериях на конференциях в течение многих лет, но никогда раньше не излагал их в письменном виде.
1. Эмоции
Произведения искусства, как и мы, люди, излучают свою собственную энергию. Время от времени нас безумно влечёт к картине, скульптуре или предмету, и мы находимся в смятении, пока наше неустанное стремление не будет вознаграждено – при условии, что произведение искусства не принадлежит музею. Привлекательность, разумеется, зависит только от глаз смотрящего и абсолютно субъективна.
2. Качество
Даже у самых великих художников бывают хорошие и плохие дни. Поэтому между различными работами одного и того же художника могут быть значительные различия в качестве и, следовательно, в ценности. Например, Пьер Огюст Ренуар, кроме своих очаровательных лучших работ, входящих в число шедевров импрессионизма, создал множество довольно посредственных произведений. В 1980-е годы цены на его работы росли независимо от их качества. Это привело к грубому пробуждению некоторых покупателей. Поэтому покупайте глазами, а не ушами!
3. Подлинность
Работа, оказавшаяся подделкой, очевидно, имеет нулевую финансовую ценность. Проявите должную осмотрительность! Проверьте условия продажи. При покупке в лучших аукционных домах или галереях вы защищены ими, но только в течение определённого времени. Даже самые солидные фирмы или частные лица могут совершать ошибки. Среди сотен тысяч работ, продаваемых ведущими фирмами, лишь бесконечно малое количество оказывается подделкой. Смотрите фильм «Заставь тебя смотреть: Реальная история о поддельном произведении искусства», документальный фильм Netflix 2020 года, – леденящая душу история о том, как это может произойти.
4. Раритет
Чтобы сформировался настоящий рынок, продукция художника не должна быть ни слишком дефицитной, ни наводнять рынок. Смотрите, Пикассо и Уорхол уже несколько десятилетий входят в число самых продаваемых художников на международном арт-рынке. Если бы вы сказали мне, что хотели бы приобрести работу любого из этих художников не сейчас, а через год, я мог бы с уверенностью сказать вам, что тогда такие работы будут доступны на открытом рынке. Несмотря на достаточное количество работ этих возвышающихся фигур, в их творческом пути достаточно разнообразия, чтобы вы могли собирать их по крупицам. Если все работы художника на протяжении его карьеры практически идентичны, без разнообразия и следов эволюции, это не является положительным фактором.
5. Сохранность
Искусство, когда оно действительно велико, неподвластно времени. Но даже произведения искусства не застрахованы от старения и физических изменений. Будь мы кураторами, дилерами или коллекционерами, мы обязаны должным образом заботиться о доверенных нам произведениях, чтобы они могли пережить нас в наилучших условиях.
Произведение, находящееся в первозданном состоянии, как правило, имеет большую ценность, чем то, которое портится со временем. Часто истинное физическое состояние произведения искусства невозможно определить невооружённым глазом. Поэтому аукционный дом или галерея, продающая произведение искусства, должны предоставить отчёт о его состоянии, составленный профессиональным консерватором.
6. Размер
Арт-рынок – одна из немногих сфер, где большой размер не значит лучший. Многие художники стремятся создавать все более крупные произведения. Если только вы не владелец дворца или замка с очень высокими потолками, вы не сможете жить со своим приобретением, если его высота превышает 3 метра. Длина также проблематична, если только работа не состоит из нескольких панелей. Если вы не сможете установить своё приобретение у себя дома, то понесёте значительные расходы на хранение и доставку.
7. Провенанс (подтверждённая история)
У каждого произведения искусства есть своя жизнь и своя история. Его история для нас, людей, сродни биографической справке. Хотя она ничего не меняет во внешнем виде картины, скульптуры или предмета, личность предыдущих владельцев может оказать немаловажное влияние на его финансовую стоимость.
Чем меньше внутренняя денежная стоимость произведения искусства, тем больше коэффициент умножения благодаря престижному происхождению. Астрономические цены, достигнутые за баночки для печенья Энди Уорхола или запонки герцога Виндзорского, являются подтверждением этого феномена.
8. Вкус
Вкус постоянно развивается. То, что мы считаем самым желанным сегодня, совершенно не похоже на то, что было 50 лет назад, и уж точно не похоже на то, что будет через пятьдесят лет. Когда я начинал работать в этом бизнесе, большинство состоятельных людей покупали французскую мебель XVIII века, украшенную ормолусом, к своим работам импрессионистов и постимпрессионистов. Сегодня сверхбогатые люди вешают свои послевоенные картины над французской мебелью 1950-х годов, созданной такими людьми, как Руайе, Пруве или Перриан. В современном искусстве наблюдается ускоренная смена вкусов. С точки зрения инвестиций вы игнорируете эволюцию вкуса на свой страх и риск.
9. Агенты влияния
Владельцы лучших галерей – несомненные ценители вкуса. Создатели более половины всех произведений современного искусства, продающихся на Sotheby’s, Christie’s и Phillips, представлены Gagosian. Это делает Ларри Гагосяна папой вкуса в мире искусства.
Зачастую ключевые авторитеты вкуса не имеют прямого отношения к арт-рынку. Чарльз Саатчи, Фарелл Уильямс, Бенедикт Ташен или звезда к-поп-музыки Чхве Сын Хён, более известный как T.O.P, – все они являются законодателями вкуса. Бернар Арно, основатель, председатель совета директоров и генеральный директор LVMH, возглавляет маркетинговую машину, которая превосходит все, на что способны профессионалы арт-рынка. Это делает его богом вкуса во всем мире.
10. Маркетинговые доминанты
Тот, кто тратит больше всех в любой сфере, становится «маркет-мейкером». Крупнейшие культурные проекты XXI века происходят на Ближнем Востоке. Шейха Аль-Маясса бинт Хамад Аль Тани возглавляет феноменальное движение Катара в этой области. Ее влияние сравнимо с влиянием таких исторических личностей, как Екатерина Великая.
У правителей Абу-Даби и Саудовской Аравии есть видение, средства и решимость как минимум сравняться с ними или превзойти их. В результате этот регион станет обязательным местом посещения для любителей искусства на сотни лет вперед.
11. Местный, национальный, континентальный или глобальный рынок
На ранних этапах галереи определяют размер и географию будущих рынков для начинающих художников, которых они представляют. Может возникнуть большой соблазн продать все работы местной клиентуре. Однако с самого начала важно обеспечить стратегические продажи покупателям из разных частей света.
Рассмотрим эти примеры из Швейцарии и России: Работы Альберто Джакометти представлены в лучших государственных и частных коллекциях по всему миру. Его лучшие работы продаются по цене свыше 100 миллионов долларов за штуку. Подавляющее большинство работ Фердинанда Ходлера, швейцарского современника Густава Климта и Эгона Шиле, находится в Швейцарии. Его лучшие работы продаются по цене около 10 миллионов долларов. Его уровень цен и известность никогда не сравнятся с художником, чьи работы имеют широкое мировое распространение. Марк Шагал, уроженец России, – имя нарицательное в мире искусства, в то время как столь же гениальный Павел Филонов известен лишь узкому кругу ценителей, поскольку большинство его работ находятся в Русском музее в Санкт-Петербурге и Третьяковской галерее в Москве.
12. Законодательство
В некоторых странах, таких как Италия, Испания или Франция, действуют ограничительные законы. Если произведение объявляется национальным достоянием, которое нельзя экспортировать, оно мгновенно теряет огромный процент своей стоимости. Это очень близко к национализации или конфискации частной собственности.
13. Реклама
Когда я начинал работать на рынке искусства, я наивно полагал, что выдающийся шедевр не нуждается в рекламе и что его качество обеспечит ему рекордную цену. Чем больше покупательской способности у человека или учреждения, тем больше его зазывают слева, справа и в центре. Поэтому только маркетинг, как персонализированный, так и общий, может гарантировать, что лучший потенциальный покупатель находится если не в аукционном зале, то хотя бы у компьютерного терминала или на том конце телефонной линии.
14. Аукционист
Хотя это невозможно доказать, я убеждён, что если бы одну и ту же работу продавали три разных аукциониста, то есть не разные аукционные компании, а три разных человека, держащих молоток, вы бы получили три разные цены. У аукционистов, как и у художников, бывают хорошие и плохие дни. В хороший день хороший аукционист сможет вытянуть хотя бы одну дополнительную ставку за пределы того мысленного потолка, который установил для себя каждый участник торгов.
- Выставка «Роман Ляпин. Живопись» в галерее «Моховая 18»
- Выставка «Осенний блюз»
- Опасные связи: искусство и мода
- Топ-5 бирж рекламы в Instagram
- «Второй пол» Симоны де Бовуар, краткое содержание
- «Девочки как мы: борьба за мир, где девочки не продаются» Рейчел Ллойд, краткое содержание
- Условия открытия IT компании в ОАЭ
КОММЕНТАРИИ: 1 Ответы
Интересная статья! Информационно полезная!
Комментирование недоступно Почему?