«Второй пол» Симоны де Бовуар, краткое содержание читать ~4 мин.
Книга «Второй пол» была написана Симоной де Бовуар и опубликована в 1949 году. Книга состоит из двух томов: «Факты и мифы» и «Жизненный опыт». Когда книга была опубликована, «Второй пол» не считался произведением исторического, литературного и социального анализа, а не философским трудом. Более того, Бовуар не причисляла себя к философам. Тем не менее, книга стала известна как крупное произведение феминистской философии, и сегодня Бовуар считается одним из новаторских философов в области гендерной теории и прав женщин.
После публикации книга «Второй пол» вызвала много споров. Она была быстро включена в «Список запрещённых книг» католической церкви. Кроме того, книга была полностью запрещена в Испании, находившейся тогда под фашистской диктатурой Франсиско Франко. Тем не менее, книга оказала влияние. В США она вдохновила феминистку Бетти Фридан на создание эпохальной книги «Мистика женственности» (1963) и повлияла на международное феминистское движение второй волны 1960-х и 1970-х годов.
Бовуар начинает с простого вопроса: “Но прежде всего, что такое женщина?”. Ответ Бовуар заключается в том, что женщины не рождаются женщинами, а становятся ими под влиянием общества и культуры. Кроме того, Бовуар утверждает, что женщины определяются их отношениями с мужчинами. Традиционно мужчины считаются «по умолчанию», то есть опыт и проблемы мужчин рассматриваются как универсальные для всего человечества. Между тем, женщины являются «Другими», определяемыми по отношению к мужчинам, а не сами по себе. Бовуар пишет: “Человечество – мужское, и мужчина определяет женщину не саму по себе, а по отношению к себе; она не является автономным существом”. Книга «Второй пол» пытается объяснить это состояние женской идентичности, как оно возникло и как оно может измениться в будущем.
В первом томе «Факты и мифы» Бовуар рассматривает прошлые работы и дебаты о биологии, истории и психологии женщин. Она предполагает, что между женщинами и мужчинами существуют биологические различия, обусловленные репродуктивной ролью женщин. Однако это само по себе не объясняет, почему женщины маргинализированы во всем мире. Напротив, Бовуар утверждает, что “одного тела женщины недостаточно, чтобы определить её”. Биология может служить основой для угнетения женщин и оправдывать его, но именно общество определяет, что значит быть женщиной. Именно оно угнетает женщин.
Обращаясь к истории, Бовуар утверждает, что, несмотря на роль женщины в воспроизводстве человечества, она никогда не занимала привилегированного места в обществе. Даже в доисторических обществах, которые можно назвать «матриархальными», женщины все равно были ограничены и находились под доминированием мужчин. Власть женщины никогда не была полностью политической; она была лишь совещательной, духовной и символической: “Она лишь посредник закона, она не обладает им”. Даже богини в древних обществах были созданы мужчинами и подчинены мужскому началу.
По мере того как общество менялось с появлением частной собственности, положение женщин ухудшалось. Права женщин были ограничены проблемами собственности и наследования. Часто к женщинам сами относились как к собственности. Бовуар утверждает, что в таких обществах, как Древняя Спарта и Рим, где государство обладало значительной властью, а права отдельных семей были ограничены, положение женщин было лучше и они имели больше прав. Однако даже там государство претендовало на отцовскую власть над всеми женщинами.
Из-за своего подозрительного отношения к сексуальности и акцента на аскетизме, появление христианства привело к ухудшению положения женщин. В христианском мировоззрении, утверждает Бовуар, “искушения земли, секса и дьявола воплощаются в (женщинах)”. В средневековой Европе женщин идеализировали через придворную любовь, но даже придворная любовь ничего не сделала для улучшения положения женщин.
Во втором томе описывается жизнь архетипической женщины с раннего детства до старости. Благодаря своему воспитанию и опыту общения с мужчинами и матерями, женщин учат быть пассивными и побуждают видеть себя в качестве объекта для мужчин. Материнство ещё больше заставляет женщин подчиняться своим мужьям и жертвовать той свободой, которая у них есть. Женщина вновь обретает некоторую свободу только в старости, но и тогда “она больше не может найти ничего, что бы с ней сделать”.
Далее автор утверждает, что даже такие женщины, как лесбиянки, которые бросают вызов тому, что ожидается от женщин, все равно ведут жизнь, определяемую мужественностью и женственностью. Точно так же, хотя работницы секс-индустрии могут иметь некоторую свободу, они все равно зависят от мужчин в той же мере, что и жены. Женщины, занятые в творческих сферах, также ограничены теми ограничениями, которые накладывает на них их женственность. Бовуар предполагает, что из-за этих ограничений не могло бы быть женщин Франца Кафки или Винсента Ван Гога.
Однако открытие новых экономических и профессиональных возможностей для женщин в её время Бовуар считает преобразующим. В то же время она утверждает, что эта трансформация ещё не произошла ни в одном обществе. И мужчины, и женщины должны воспринимать друг друга как истинных равных. Кроме того, «моральные, социальные и культурные последствия» экономического освобождения женщин должны быть полностью прочувствованы и приняты, прежде чем женщины по-настоящему обретут свою самостоятельность, не определяемую их отношениями с мужчинами.
- Быт российских глубинок глазами художников второй половины ХХ века
- Магия русского рисунка и акварели второй половины XIX – начала ХХ века в Третьяковской галерее
- Великие портретисты второй половины XVIII века- начала XIX вв
- Неизвестный художник второй половины XIX в. Портрет неизвестного. 1873
- «Этика двусмысленности» Симоны де Бовуар, краткое содержание
- «Падение гигантов» Кена Фоллетта, краткое содержание
- «Падающий человек» Дона Делилло, краткое содержание
- «Опыт и образование» Джона Дьюи, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?