Авторские права в изобразительном искусстве читать ~8 мин.
Для художников изобразительное искусство — это не только постоянные эксперименты, создание визуальных работ и бесконечное движение к совершенству, которое требует много времени и эмоциональной отдачи. Это ещё и возможность монетизировать то, что приносит удовольствие.
Поэтому важно понимать, что такое авторские права художника, фотографа, скульптора, дизайнера и что представляет собой их защита. Как продавать свои произведения, передавать права на их использование и через какие документы оформлять сделки?
Интеллектуальная собственность в искусстве: законодательная база и сроки действия
Интеллектуальная деятельность авторов и правообладателей регулируется Гражданским Кодексом РФ: в четвёртой главе подробно описаны положения, связанные использованием результатов интеллектуальной деятельности.
Интеллектуальной собственностью в искусстве будут считаться скульптуры, живопись, графика, фотоискусство, каллиграфия, дизайн, графические рассказы, комиксы и многие другие объекты. Они относятся к результатам интеллектуальной деятельности (ст. 1225 ГК РФ) и охраняются авторским правом.
Что означает авторское право в искусстве? Если объект имеет творческую составляющую и выражен в объективной форме, например, в виде картины на холсте, то ему предоставляется правовая охрана по факту его создания. Авторские права на произведения искусства не нужно регистрировать, автором будет считаться тот, кто его создал.
По факту создания произведения у автора возникают два вида прав:
- Личные неимущественные — право на имя, право авторства, право на обнародование и право на неприкосновенность. Они не могут никому передаваться и бессрочны, действуют как при жизни автора, так и после его смерти.
- Исключительное право — имущественное, связано с любым использованием произведения. Оно действует при жизни автора и 70 лет после его смерти.
Авторские права на картины умершего художника могут переходить к его наследникам: переходит именно исключительное (имущественное) право, которое позволит новым правообладателям распоряжаться произведением.
По истечении 70 лет с момента смерти автора произведение становится объектом общественного достояния — его может использовать кто угодно и как угодно. К примеру, картина «Утро в сосновом лесу» была написана в 1889 году. Ее авторы Иван Шишкин и Константин Савицкий умерли в 1898 году и 1905 году — с момента смерти последнего исчисляется 70 лет с 1 января, следующего за годом смерти автора, то есть в 1976 году картина перешла в общественное достояние: её можно печатать на футболках, видоизменять и создавать на её основе производные работы, использовать в рекламе и так далее. При этом в течение 70 лет с момента смерти автора исключительное право может перейти к наследнику, который будет распоряжаться произведением, пока не истечёт 70-летний срок охраны.
Среди прочих прав у автора есть право следования, которое неотчуждаемо, но переходит к наследникам автора на срок действия исключительного права (ст. 1293 ГК РФ). Согласно этому праву, даже если художник продал картину другому владельцу, он может получать определённый процент от дальнейшей перепродажи этого произведения: но при условии публичной перепродажи юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, например, галереей, музеем, магазином.
Процент от сделки исчисляется исходя из её суммы: если это первая перепродажа, процент исчисляется от всей цены сделки, начиная со второй перепродажи — от цены сделки за минусом цены предшествующей публичной перепродажи.
Авторские права художника на картины, созданные на заказ
Независимо от целей, для которых создаётся картина — личного использования, подарка друзьям или продажи — у автора всегда возникают неотчуждаемые личные неимущественные права, а также исключительное право (отчуждаемое). Например, автор создал по заказу покупателя произведение живописи: авторские права изначально принадлежат ему.
Сделка, при которой покупатель покупает картину через договор купли-продажи, не означает, что к нему переходит исключительное право, которое позволяет ему использовать объект. К нему переходит право собственности: он может владеть холстом с изображением и использовать его в личных целях, например, повесить дома и показывать друзьям. А вот коммерциализировать, например, создавать на его основе сувенирную продукцию, он не может, так как отсутствует исключительное право.
Переход интеллектуальных прав при продаже предметов искусства
Если просто купить предмет искусства, права на него к вам не перейдут. Для того, чтобы распоряжаться интеллектуальной собственностью в искусстве, нужно получить на него исключительное право через соответствующий договор.
Переход исключительного права можно предусмотреть в договоре купли-продаже. Или же заключить отдельный договор об отчуждении исключительного права, в соответствии с которым новому правообладателю переходит исключительно право на произведение. Другой вариант — заключить лицензионный договор, предусматривающий ограниченное использование предмета искусства: на определённой территории, в течение конкретного срока и в ограниченном объёме.
Когда художник передаёт исключительное право, он больше не может использовать произведение в различных целях, например, в рекламе, если не предусмотрел это в договоре. Так, в 2008 году художник из Петербурга Дмитрий Шорин передал исключительное право на свою картину «Пулково не принимает» музею современного искусства «Эрарта», а в 2016 написал идентичную картину с таким же названием и распространял реплики, при этом уже не получая разрешения от музея. Суд установил, что созданные в 2016 году являются производными, то есть являются переработкой оригинальной работы, и взыскал с автора штраф на сумму 50 тыс. рублей за нарушение.
Общества по коллективному управлению правами в изобразительном искусстве и идентификация автора
Общества по коллективному управлению правами (ОКУП) выступают “мостиком” между правообладателями и пользователями. Автор или правообладатель предоставляет полномочия ОКУП, которые позволяют ему распоряжаться лицензиями, взимать роялти и оказывать юридическую поддержку в спорных ситуациях. Не нужно отслеживать, где и как используется произведение: это делает ОКУП.
В России для фотографов, художников, скульпторов, дизайнеров и авторов других произведений искусства действует Ассоциация правообладателей по защите и управлению авторскими правами в сфере изобразительного искусства (УПРАВИС). Она контролирует перепродажу произведений искусства, как объектов авторского права, галереями, музеями, художественными салонами, а также любое использование в печати, интернете, телевидении, кино, промышленности. Осуществляет сбор, распределение и выплату авторских вознаграждений.
Как сохранить авторское право цифровых картин?
Цифровые картины создаются с помощью компьютерных инструментов, например, специального программного обеспечения или графического планшета. Такие произведения формализуются в виде электронного файла, и при наличии творческой составляющей также будут охраняться авторским правом. Поэтому, опять же, формально дополнительно “сохранять” или регистрировать авторское право на эскизы, макеты, коллажи, арты, цифровые картины не нужно, но на практике все иначе.
Нарушение авторских прав художника и способы их защиты
Несмотря на то, что на произведения изобразительного искусства авторские права действуют по факту создания, все же стоит фиксировать авторство на предметы искусства, так как нарушения авторских прав в этой области, к сожалению, не редкость. Начиная от публикаций чужих картинок в социальных сетях и заканчивая печатью на сувенирной продукции.
Для художников, иллюстраторов, фотографов, дизайнеров и авторов других объектов изобразительного искусства был специально создан сервис Art Cloud, который позволяет фиксировать авторство на произведения. Выбираете объём ячейки 200 Мб, 1 Гб или 5 Гб и срок хранения, оплачиваете и загружаете нужное количество произведений.
При загрузке изображений фиксируются дата и время, за автором закрепляется временной приоритет, согласно которому он создал это произведение раньше. Информация о загрузке попадает в Общественно-государственную блокчейн-инфраструктуру управления интеллектуальными правами — «сеть РЦИС.РФ», которая была созданна специально для сферы интеллектуальной собственности. Данные об объекте и транзакции невозможно изменить или подделать. Если возникнет спорная ситуация, можно заказать свидетельство о депонировании на нужное изображение, которое подтвердить авторство и станет аргументом для прекращения неправомерного использования объекта.
Устаревшие файлы можно удалять и дополнять новыми — каждый раз будет фиксироваться авторство. Чтобы избежать ситуаций, при которых, например, отправленные работы для участия в выставке будут незаметно скачаны и использованы третьими лицами, можно сформировать и передать специальную ссылку для просмотра и скачивания. А также на раскрываемые объекты проставить QR-код с информацией об объекте, авторстве и дате загрузки.
Ещё один способ защиты — цифровое депонирование n’RIS. Загружаете файл с произведением в электронном виде в защищённую ячейку, выбираете срок хранения произведения, оплачиваете услугу и получаете правоподтверждающий документ. В свидетельстве также будут указаны дата и время загрузки объекта ячейку.
Среди других способов защиты своих произведений: знак охраны авторского права ©, дисклеймер об ответственности за незаконное использование произведения, водяные знаки, технические инструменты, которые запрещают делать скринкасты. На практике они слабо работают, потому что нарушители всегда найдут способ скопировать ваше творение. А вот на правоподтверждающее свидетельство о депонировании нарушители обычно реагируют сразу, и прекращают неправомерные действия.
Подумайте о превентивных средствах защиты, таких как цифровое депонирование, чтобы, оказавшись в спорной ситуации, вам было что предъявить нарушителям. Что бы вы ни создавали, помните о том, что ваше творчество охраняется авторским правом и никто не вправе без вашего разрешения его использовать.
Комментирование недоступно Почему?