Сандро Боттичелли Botticelli, Alessandro (1445-1510)
1445,1510Сандро Боттичелли (1445-1510) – это один из наиболее выдающихся флорентийских художников, творивших во времена эпохи Раннего Возрождения. Прозвище Боттичелли, что в переводе на русский язык означает бочонок, изначально принадлежало старшему брату художника Джованни, который обладал крупным телосложением. Настоящее имя живописца – Алессандро Филипепи (Alessandro di Mariano Filipepi).
Фрески
Картины Сандро Боттичелли в других альбомах
О живописце, его жизни и творчестве
Живописец эпохи Ренессанса Алессандро Боттичелли родился в 1445 г. Отец его во Флоренции занимался выделкой шкур животных. В семье было четверо детей, а Алессандро был самым слабым по здоровью из всех. По-настоящему мальчика звали Филипепи, а прозвище «Боттичелли» перешло к нему от старшего брата, которого дразнили так за толщину и неповоротливость. В переводе с итальянского это значило «бочонок». Мальчику нравилось рисовать картинки, это заметил отец, отдал сначала сына на обучение к ювелиру Антонио (в 1460 году), а ещё через два года уже у живописца Липпи юный Филипепи обучался премудростям науки рисовать. А с 1469 года Алессандро, уже находясь дома, начал писать картины.
В том же году скончался его отец, а в следующем Сандро открыл дома свою художественную мастерскую. Вскоре стали поступать заказы от флорентийских богачей. А в основном надо было расписывать церковные храмы. Были и частные заказы. Искусство ценил Лоренцо Медичи, флорентийский властитель. Поэтичная живопись Боттичелли, тонкость стиля и выразительность полотен нравились всем, кто заказывал картины. Приобретя индивидуальность стиля в манере создания картин, Сандро изысканно передавал прозрачность красок, трепетность линий и некую музыкальность в своих художественных творениях. Особенно видно это в картине «Весна». С 1480 года мастерская Сандро Боттичелли становится широко известной по всей Италии. Семейство Медичи часто её посещало. И вот художника пригласили в 1481 г. в Рим для росписи Сикстинской капеллы. Боттичелли в ней создал три фрески, и вернулся в родную Флоренцию. А Лоренцо Медичи тут же заказал для своей виллы ему настенные росписи.
С 1489 года в творчестве художника проявились мистические нотки. Это видно по картине «Благовещение». На ней ангел с крыльями в полупрозрачном одеянии, прилетевший к Богоматери, будто не видящей его. Над ангелом лучи света, Мария же склонилась перед ним с закрытыми очами, словно ослепленная.
В 1492 году умирает Лоренцо Медичи, покровительствовавший живописцу, меняется стиль написания полотен Боттичелли. В его картинах начинает проявляться пессимизм, цвета уже более насыщены и нет пластики. В «Покинутой» показана безнадежность дальнейшего бытия – горько плачет босая женщина у закрытых ворот каменной стены, закрыв ладонями лицо. В «Оплакивании Христа» мертвое тело Спасителя держат на руках женщины, его только что сняли с креста. Безутешной скорбью веет от этого художественного полотна. Таким же было и настроение Сандро Боттичелли. Он хотя и разбогател, работая творчески, но это его не радовало. С 1500 года он стал намного реже писать картины, а через пару лет и вовсе забросил это занятие. В 1504 году Микеланджело изваял статую своего Давида. Боттичелли вместе с Леонардо да Винчи пригласили в комиссию для выбора места установки мраморного гиганта.
Сандро скончался в 1510 году, прожив 65 лет. У него осталось много учеников, а картины живописца стали очень ценными со временем, и только дорожают год от года.
С одного автопортрета художника 1475 года на нас глядит молодой человек с рыжеватого цвета волосами. Боттичелли ещё 30 лет. Нос с горбинкой и пристальный взгляд, голова в полуобороте, простая накидка на плече из ткани – в таком виде он и предстает перед нами, тот живописец эпохи Возрождения. Искусство вечно, жизнь нет.
Сандро Боттичелли в Энциклопедии искусств
Сандро Боттичелли (1445-1510) – это один из наиболее выдающихся флорентийских художников, творивших во времена эпохи Раннего Возрождения. Прозвище Боттичелли, что в переводе на русский язык означает бочонок, изначально принадлежало старшему брату художника Джованни, который обладал крупным телосложением. Настоящее имя живописца – Алессандро Филипепи (Alessandro di Mariano Filipepi).
Детство, юность и обучение мастерству
Родился Боттичелли в семье кожевника. Первое упоминание о нём было обнаружено спустя 13 лет после рождения мальчика, в 1458 году. Юный Боттичелли был крайне болезненным ребёнком, однако прилагал максимум усилий для обучения чтению. Приблизительно в этот же период Сандро начал подрабатывать в мастерской своего другого брата Антонио.
Ремеслом Боттичелли заниматься было не суждено, и он это понял спустя некоторое время работы подмастерье. В начале 60-х годов XV столетия Сандро начал обучение у одного из величайших художников той эпохи – Фра Филиппо Липпи. Стиль мастера сказался на юном Боттичелли, что позже проявилось в ранних работах художника.
Уже в 1467 году юный флорентийский художник открыл мастерскую, а среди первых его произведений значатся «Мадонна с младенцами и двумя ангелами», «Мадонна Евхаристии» и некоторые другие картины.
Начало самостоятельного творческого пути
Первый проект Сандро выполнил уже в 1470 году, а его работа предназначалась для зала суда. Дела у Боттичелли пошли как нельзя хорошо, и в скором времени он стал востребованным мастером, слава о котором постепенно начала доходить до королевского дворца.
Первый собственный шедевр Боттичелли создал в 1475 году. Им стала картина, получившая название «Поклонение волхвов». Заказчик был достаточно богатым и влиятельным банкиром, имеющим связи с тогдашними правителями города, с которыми он познакомил талантливого парня. С тех пор творец был близок к правящей семье Медичи и выполнял заказы специально для них. Главными работами этого периода можно назвать картины «Весна» и «Рождение Венеры».
Приглашение в Рим и пик славы
Слухи о молодом, но очень талантливом художнике быстро распространились до самого Рима, куда его в начале 80-х годов позвал папа Сикст IV. Боттичелли было поручено в сотрудничестве с другими известными личностями своего времени выполнять оформление недавно возведённого сооружения, известного и по сегодняшний день – Сикстинской Капеллы. Сандро принял участие в создании нескольких знаменитых фресок, в числе которых были «Юность Моисея» и «Искушение Христа».
Уже в следующем году Боттичелли вернулся в родную для себя Флоренцию, вероятной причиной чего стала смерть его отца. Хотя в это же время он был буквально перегружен заказами в родном городе.
В середине 80-х годов XV века Боттичелли был на пике славы: заказов было столько, что самостоятельно художник попросту не успевал писать все картины. Большую часть работы выполняли ученики выдающегося творца, а сам Боттичелли занимался лишь созданием самых сложных элементов композиций. Среди наиболее известных работ художника, которые были созданы им в 80-е годы, значатся «Благовещение», «Венера и Марс» и «Мадонна Магнификат».
Позднее творчество
Серьёзные испытания в жизни постигли творца в 90-е годы, когда он потерял горячо любимого брата, от которого ему досталось столь забавное прозвище. Немного позже художник начал сомневаться в том, была ли вся его деятельность оправданной.
Совпало это все с крайне важными событиями, приведшими к свержению династии Медичи. К власти пришел Савонарола, яростно критиковавший расточительство и продажность прежних правителей. Недоволен он был и папством. Власть этому правителю обеспечила народная поддержка, переметнулся на его сторону и Боттичелли, но правил Савонарола совсем недолго: спустя всего несколько лет он был свергнут с престола и заживо сожжён на костре.
Печальные события глубоко ранили живописца. Многие в то время говорили, что Боттичелли был одним из «новообращённых», о чём можно было судить по последним работам творца. Именно это десятилетие стало решающим в жизни художника.
Последние годы жизни и смерть
В последние 10-12 лет жизни слава великого живописца начала постепенно угасать и о былой популярности Боттичелли мог только вспоминать. Современники, заставшие его последние годы жизни, писали о нём, что он был совсем нищим, передвигался на костылях и никому не было до него ни малейшего дела. Последние работы Боттичелли, в числе которых было «Мистическое Рождество» 1500 года, не пользовались популярностью, и никто не обращался к нему по поводу заказа новых картин. Показателен был и тот случай, когда тогдашняя королева при выборе художников для выполнения своего заказа, всячески отвергала предложения Боттичелли.
Умер некогда известный живописец в 1510 году в полном одиночестве и бедноте. Похоронен он был на кладбище возле одной из флорентийских церквей. Вместе с самим творцом полностью умерла и слава о нём, которая была возрождена только в заключительных десятилетиях XIX века.
Существуют несколько картин, с которыми у людей ассоциируется эпоха Возрождения. Эти картины всемирно известны и превратились в настоящие символы того времени. Для написания большинства картин художники приглашали в качестве натурщиков людей, чьи имена до нас не дошли. Они просто были похожи на персонажей, требовавшихся художнику и все. А поэтому как бы нас не интересовала их судьба, сейчас о них практически ничего не известно.
Сандро Боттичелли и его «Венера», Симонетта Веспуччи
Примером этого может служить известная картина Микеланджело, украшающая потолок Сикстинской капеллы, «Сотворение Адама», или же творение того же автора – статуя Давида. Теперь уже неизвестно, кто же послужил моделью для создания этих произведений.
То же самое и с известнейшей картиной Леонардо да Винчи «Мона Лиза». Сейчас ходит множество слухов о том, что натурой для написания была Лиза Жерардини, но в этой версии существует больше сомнения, чем уверенности. Да и сама загадочность картины скорее связана с самой личностью Леонарда да Винчи, нежели с его моделью.
Однако на фоне всей этой неопределённости, история создания известной картины Сандро Боттичелли «Рождение Венеры» и модель, послужившая прообразом Венеры, вполне ясна. Ею была Симонетта Веспуччи, всеми признанная красавица той эпохи. К сожалению, картина писалась не с натуры, потому что к этому моменту муза Боттичелли была уже мертва.
Боттичелли родился во Флоренции и всю жизнь ему покровительствовала влиятельнейшая семья в городе того времени – Медичи. В том же городе жила и Симонетта, её девичья фамилия была Каттанео, она была дочерью генуэзского дворянина. Симонетта в шестнадцать лет вышла замуж за Марко Веспуччи, влюбленного в нее без памяти и хорошо принимаемого её родителями.
Все мужчины города сходили с ума от красоты и доброго характера Симонетты, даже братья Джулиано и Лоренцо Медичи подпали под её обаяние. В качестве модели для художника Сандро Боттичелли Симонетта была предложена самой семьей Веспуччи. Для Боттичелли это стало роковой встречей, он влюбился в свою модель с первого же взгляда, она стала его музой. В то же время на проходившем в 1475 году рыцарском турнире Джулиано де Медичи выступал с флагом, на котором также был изображен рукой Боттичелли портрет Симонетты с надписью на французском языке, означавшей «Несравненная». После его выигрыша на этом турнире, Симонетта была объявлена «Королевой Красоты», а слава о ней как о самой красивой женщине во Флоренции распространилась по всей Европе.
И как уже упоминалось выше, к сожалению Симонетта вскоре умерла, в 1476 году в возрасте всего 23 лет, предположительно от туберкулеза. Боттичелли никогда не смог уже её забыть и всю жизнь прожил один, умер он в 1510 году.
Без сомнения, художник с уважением относился к браку Симонетты и никак не проявлял своей любви, кроме написания множества картин с её изображением. Так на известном полотне «Венера и Марс» он изобразил героев, чье сходство с Симонеттой и самим автором в роли Марса никем не ставится под сомнение.
А в 1485 году Боттичелли и написал знаменитую картину «Рождение Венеры», которую посвятил памяти своей возлюбленной, спустя девять лет после её смерти. Любовь Боттичелли была так велика, что он попросил похоронить себя в усыпальнице, где была похоронена Симонетта Веспуччи, «в ногах» её захоронения.
Известно, что Боттичелли написал более 150 работ, но большинство из них были уничтожены представителями католической церкви, обвинившей работы в язычестве и светскости. «Рождение Венеры» была чудом спасена, по слухам, её защитил Лоренцо де Медичи в память о своем брате и любви к Симонетте.
КОММЕНТАРИИ: 35 Ответы
Прекрасно!!! Большое спасибо сайту!!!
Спасибо большое! Каждый день жду подобных чудес, и вот пожалуйста. Хоть работу бросай
Талант этого итальянского художника раннего возрождения покорил современников, но был надолго забыт потомками. Мир вспомнил о великом Сандро Боттичелли и его одухотворенных образах лишь три века спустя после его смерти.
Сын зажиточного флорентийского дубильщика кож, он родился 1 марта 1444 года. Одаренность Сандро, так мальчика ласково называли дома, проявилась еще в раннем детстве. Мечтательный и артистичный он резко отличался от своих братьев тонкой нервной организацией и тягой к искусству. Желая дать своему любимому сыну надежную профессию, отец отправил его в мастерскую ювелира. Приобретенное здесь умение делать четкий рисунок и смешивать краски с золотом пригодились Сандро впоследствии, когда он уже стал художником. Шутливым прозвищем «Боттичелло» (бочоночек) наградил мальчика старший брат Джованни и оно намертво приклеилось к хрупкому изысканному щеголю. Под этим именем они и вошел в историю искусства. Живописи Боттичелли учился у известного флорентийского художника Фра Филиппо Липпи, а затем работал в мастерской скульптора Верроккьо.
В 25 лет художник открыл собственную мастерскую, а совсем скоро имя Сандро Боттичелли прославилось на всю Флоренцию. Картины, написанные Боттичелли, украшали дома самых знатных горожан. Сам герцог Медичи Лоренцо Великолепный восхищался творчеством художника и приблизил его к своему двору. В середине 70-ых годов 15-го века Боттичелли создал картину «Поклонение волхвов», своеобразный групповой портрет семьи Медичи у ног Богородицы. «Поистине произведение это величайшее чудо и оно доведено до совершенства в колорите, рисунке и композиции» – так написал о картине известный биограф Джорджо Вазари.
Боттичелли был одним из первых художников эпохи возрождения, которые внесли в свои произведения античные сюжеты. В картине «Весна» или «Царство флоры» он на основе античной мифологии создал поэтическую аллегорию и наполнил её новым изысканным и утонченным содержанием. Через 5 лет после создания «Флоры», Боттичелли написал картину, которая по его замыслу составляла с ней пару – «Рождение Венеры». Художник создал свой образ идеальной женской красоты, в котором черты античной Венеры сочетаются с обликом христианской Мадонны. При этом красота в живописи для Боттичелли это не цель, а лишь способ выразить свои переживания.
Мифологические сцены, одухотворенность персонажей, гармоничный колорит, богатство пейзажа – все это отличает Сандро Боттичелли от его предшественников и учителей.
Слава художника вышла за пределы Флоренции. В 1481 году папа римский пригласил его в Рим для росписи стен новой капеллы Ватикана. Три фрески, созданные Боттичелли (сцены из жизни Моисея, исцеление прокаженного и искушение Христа), стали одними из лучших произведений художника на библейские темы. В начале 90-ых годов 15 века безоблачная жизнь блистательной Флоренции сменилась мрачной эпохой реформации. После прихода к власти религиозного фанатика светские книги, картины и скульптуры полетели в огонь. Многие художники бежали из города, спасаясь от преследования инквизиции. Боттичелли отказался, он остался в Венеции и даже, поддавшись общему безумию, бросил в огонь несколько своих картин с изображением обнаженной натуры.
Художник продолжал писать картины на религиозные сюжеты, но в них уже не было легкости и пластики «Венеры». В жизни живописца наступил кризис, духовный перелом обострялся физической немощью. Некогда ловкий и стройный, Сандро с трудом передвигался с помощью двух палок. Даже когда религиозного фанатика-угнетателя, обвиненного в ереси, публично казнили, радость жизни не вернулась ни в сердце старого художника, ни в его картины. Он пишет мистическое «Рождество», «Распятие», но в этих полотнах уже нет ничего, что он сам привнес в живопись.
Окруженный в период своего рассвета почитателями и учениками, в конце жизни художник оказывается в одиночестве. Заказчики, некогда преклонявшиеся перед гением Сандро, забыли его. Боттичелли доживал свой век в доме братьев, но как художник он умер для мира. Макиавелли писал о нем: «Звезда его погасла раньше, чем закрылись его глаза». В мая 1510 года, забытый всеми Сандро Боттичелли скончался. Прошло три века, прежде чем его гениальные творения были заново открыты для мира художниками, которых очаровали изящные фигуры, заставшая пластика тел и прекрасные глаза, глядящие с картин великого флорентийца.
波提切利
Комментирование недоступно Почему?