Боттичелли: художник раннего Возрождения, Флоренция читать ~7 мин.
Один из великих живописцев Раннего Возрождения, Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи – более известный под прозвищем Боттичелли («маленькие бочки») – работал в золотой век Возрождения во Флоренции, и к 1480 году был, возможно, самым влиятельным художником в городе. Ученик Фра Филиппо Липпи, он страдал от плохого здоровья на протяжении большей части своей жизни, и – за исключением периода в Риме (1481-2), когда он был нанят папой Сикстом IV для написания Истории Моисея в Сикстинской капелле – он провёл практически всю свою жизнь, работая на великие семьи флорентийского Возрождения, в частности на семью Медичи.
Кроме стандартных религиозных работ, Боттичелли специализировался на идеализированных картинах классической мифологии, наполненных атмосферой и населённых чрезвычайно фантастическими фигурами. Его поэтические, часто чувственные работы отражают не только ренессансный менталитет эпохи кватроченто, но и современную политическую ситуацию, которая в значительной степени контролировалась его работодателями, Медичи. Несмотря на то, что Боттичелли затмили такие мастера, как Леонардо да Винчи (1452-1519), он остаётся одним из ключевых авторов живописи Раннего Возрождения, обладая собственным чувством.
Искусство Боттичелли
Самым запоминающимся вкладом Боттичелли в искусство Возрождения являются его картины: Весна (ок. 1482-3), Венера и Марс (ок. 1483) и Рождение Венеры (ок. 1484-6), все в галерее Уффици во Флоренции. Все три картины содержат сложные аллегорические смыслы. Кроме того, Боттичелли выполнил несколько лучших рисунков эпохи Возрождения, а также написал множество фресок темперой для нескольких флорентийских церквей.
Картины Боттичелли были написаны с помощью темперы – метода, при котором красящие пигменты соединяются с эмульсией из воды и яичных желтков или целых яиц (иногда клея или молока). Темперу широко использовали во Флоренции в XIV и XV веках, как для панельной живописи, так и для фресковой работы, пока её не вытеснила масляная живопись. Краски темперы яркие и полупрозрачные, но поскольку краска высыхает очень быстро, времени на смешивание мало, поэтому художник темперой создаёт более светлые или более тёмные оттенки, добавляя более светлые или более тёмные точки или линии цвета на область высохшей краски. Большинство своих картин Боттичелли написал на деревянных панелях – хотя некоторые из них были выполнены на холстах – и выполнил множество настенных росписей.
Ранние картины
Боттичелли сначала изучал ремесло золотых дел, а затем стал учеником в мастерской Фра Филиппо Липпи, примерно в то же время, что и Андреа дель Верроккьо (1435-1488) и Антонио дель Поллайоло (1432-1498). Его ранние работы, такие как версии Богородицы и Младенца (примеры в Уффици, Лувре и Национальной галерее в Лондоне), созданы по образцу работ Липпи, которому их иногда приписывают. Однако даже на этом раннем этапе тяжёлый рисунок Липпи становится лёгким и тонким в руках его ученика. Точно так же напряжение в фигурах Верроккьо и Поллайоло смягчается в работах Боттичелли. Сравните, например, «Добродетели» Пьеро дель Поллайоло (1443-1496) с «Святым Себастьяном» Боттичелли (Берлин-Дахлем). Характерная трактовка последнего ещё более очевидна в двух Сценах из жизни Юдифи (Уффици).
«Весна» Боттичелли (1478, Уффици), написанная для виллы Медичи в Кастелло, – одна из самых запоминающихся интерпретаций классического мифа. Любопытно, что его подход к античности значительно отличается от подхода предыдущих художников эпохи Возрождения начала XV века, таких как Паоло Уччелло (1397-1475), Фра Анджелико (ок. 1400-55) и Томмазо Мазаччо (1401-1428). Если эти ранние художники в целом приветствовали существование нового человечества в мире, освещённом новыми перспективами и возможностями, то Боттичелли предпочитал создавать классическую вселенную, которая была прежде всего обращением к прошлому – бегством от реальности. Так, например, здания, которые появляются на заднем плане «Поклонение волхвов» (1475, Уффици), представлены не в их первоначальном состоянии, а как романтические руины.
Фрески Сикстинской капеллы
Поручив Доменико Гирландайо (1449-1494), Перуджино (1445-1523) и Козимо Росселли (1439-1507), трём самым известным художникам того времени, украсить фресками Сикстинскую капеллу (1481-2), он, по-видимому, был раздражён необходимостью создать замкнутое, связанное повествование. Для сравнения, фигуры в «Весне» связаны не каким-либо повествовательным диалогом, а незаметными линейными ритмами, облегчающими создание единой сцены. Лучшее в этих фресках Сикстинской капеллы – в их деталях, таких как дети с дровами, и в вызывающих портретах людей, например, Сефоры, одной из дочерей Иофора («Суд над Моисеем», 1482, Сикстинская капелла).
Возвращение во Флоренцию: 1482-98
После возвращения во Флоренцию Боттичелли завершил свои самые известные религиозные картины, включая Мадонну Магнификата и Мадонну с гранатом (обе в Уффици). Его круговые ритмы особенно хорошо подходят к средству, так же как и гармоничное расположение фигур. Он также написал Алтарь святого Варнавы (1490), Коронацию святого Марка (1490), а также Благовещение (1490) для монахов Честелло (Уффици и дворец Питти, Флоренция). В этих картинах заметна более чёткая линия, больше силы в жестах и гораздо более чёткий линейный ритм, особенно в драпировке Благовещения.
Линия Боттичелли достигла своего предела в Рождении Венеры (1484, Уффици), особенно в массе светлых волос. Последующие картины, такие как Пьета (Старая Пинакотека, Мюнхен) и Мистическое Рождество (1500, Национальная галерея, Лондон), а также различные версии Трёх чудес Святого Зенобия (1500-5, Национальная галерея, Лондон; Музей Метрополитен, Нью-Йорк; Галерея Старых мастеров, Дрезден) различаются изломом линии, а также интенсивностью и смелостью цвета.
Основная часть творчества Боттичелли была посвящена религиозному искусству, включая фресковую настенную живопись, а также алтарную живопись и другие декоративные работы. Кроме того, он создал несколько выдающихся образцов мифологической живописи (например, Примавера и Рождение Венеры), а также несколько образцов портретного искусства: несколько автопортретов также появляются на его картинах. Он также был виртуозом в искусстве рисования, примером чему служит набор иллюстраций к рукописи «Божественной комедии» Данте (1490) для Лоренцо ди Пьерфранческо де Медичи. Около 90 сохранившихся рисунков хранятся в Ватиканской библиотеке и Купферстихкабинете в Берлине.
Савонарола и последствия: 1498-1510
Проповеди Савонаролы, а также его смерть в 1498 году вызвали духовный кризис у Боттичелли, как и у других, таких как Фра Бартоломео (1472-1517). Он жил со своим братом Симоне, активным сторонником Савонаролы, чьи проповеди о разврате и упадке Флоренции конца века, должно быть, вызвали у Боттичелли немало сомнений в собственном прошлом поведении. В связи с этим, возможно, неудивительно, что он обратился к более моралистическим формам исторической живописи (Клевета, 1495, Уффици).
В то же время его в равной степени вдохновляли добродетельные истории: см. История Вирджинии (ок. 1496-1504, Академия Каррара, Бергамо) и История Лукреции (ок. 1496-1504, Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон). Священные картины последних лет его жизни, такие как драматическое «Мистическое Рождество» (1500, Национальная галерея, Лондон), содержат моральные аллюзии о злодеяниях Италии и её неизбежном наказании. В картине «Распятие» (Художественный музей Фогга, Кембридж, Массачусетс) он использовал аллегорическую последовательность в духе Данте, с участием лисы, ангела и волка на фоне флорентийской бури.
Репутация художника и наследие
Несмотря на высокое качество, живопись Боттичелли не произвела особого эффекта на современников. Его ученик Филиппино Липпи (1457-1504) был одним из немногих, кто понял его искусство – в отличие от других последователей, таких как Якопо дель Селлайо (1441-1493) и Бартоломео ди Джованни. Что касается нового поколения XVI века, то они были гораздо больше заинтересованы в новой манере, создаваемой во Флоренции Леонардо да Винчи (1452-1519), Рафаэлем (1483-1520) и Микеланджело (1475-1564). Что, возможно, объясняет, почему он умер в безвестности в возрасте 65 лет.
Боттичелли был идеальным визуальным интерпретатором утончённого гуманизма флорентийского общества и его лидеров Медичи. Его лирический идеализм сильно отличался от буржуазной живописи Гирландайо и фантастического реализма Пьеро ди Козимо (1462-1521). В результате Боттичелли был вскоре забыт, и только в конце XIX века его «переосмыслили» Джон Рёскин (1819-1900) и прерафаэлиты, такие как Эдвард Бёрн-Джонс (1833-1898), вместе с более поздними последователями модерна, что ему было возвращено положение одного из лучших старых мастеров кватроченто .
Боттичелли есть в нескольких лучших художественных музеях Европы и Америки: самое большое собрание можно увидеть в Уффици, Флоренция.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?