Настенная роспись читать ~8 мин.
В изобразительном искусстве фреска – это роспись на стене или потолке. Обычно она наносится непосредственно на поверхность или рисуется на холсте, который затем закрепляется или приклеивается к стене. Реже фреска наносится на панели, которые становятся частью стены. Кроме технических проблем, связанных со стеной, существует множество художественных проблем, которые необходимо преодолеть. Прежде всего, художнику необходимо учитывать точку зрения или угол, под которым будет видна его картина. В то время как холсты обычно вешают на уровне глаз или около того, фреска, скорее всего, будет видна под разными углами. В этом случае могут возникнуть сложные проблемы перспективы, которые необходимо решить. Настенная роспись должна быть плоской и выполнена матовой краской, чтобы её можно было рассматривать с разных точек и в любое время суток, без бликов отражённого света. Кроме того, она должна быть постоянной и соответствовать архитектурному окружению и обрамлению.
Интерьерная настенная и потолочная роспись
На протяжении классической античности, эпохи Возрождения и эпохи барокко и в течение последующих столетий фреска была традиционным средством для настенной росписи. Тем не менее, начиная с XVI века, художники также использовали масло на холсте, который затем крепился к поверхности стены. Дополнительное удобство часто компенсировалось тусклостью цвета и более быстрым разрушением. Сегодня, хотя фреска по-прежнему даёт наилучшие результаты, особенно при росписи стен внутри помещений, фрески в основном пишутся маслом, темперой или полимерными красками.
Фреска – это метод, при котором краска наносится на свежеоштукатуренные стены или потолки. Существует три варианта. Фреска «Буон» предполагает нанесение пигмента в сочетании с водой на тонкий слой влажной штукатурки или известкового раствора. Фреска «A Secco» предполагает использование сухой штукатурки, только в этом случае для закрепления пигмента в штукатурке требуется связующее вещество, например, яйцо, клей или масло. Вариант «Меццо» предполагает роспись по почти сухой штукатурке – традиционно определяемой как достаточно твёрдая, чтобы не оставлять отпечатков больших пальцев – таким образом, что красящие пигменты лишь слегка проникают в высыхающую штукатурку. К концу XVI века этот метод в основном заменил технику буон.
Наружная настенная живопись
С ростом городского ландшафта и соответствующим ростом искусства граффити, а также политических групп давления, настенные изображения на наружных стенах в городах становятся всё более распространёнными. Они также создают особые проблемы для дизайнера фресок. Существует мало красок, обладающих долговечностью, необходимой для наружных фресок, даже в относительно сухом климате. Поэтому наружные настенные росписи традиционно выполняются на цветном цементе, мозаичных тессерах (стекло или керамика) или плитках из терракоты (см. также португальские фрески из плитки Azulejo). В настоящее время фрески, нанесённые непосредственно на стены, могут быть защищены многочисленными слоями лака или акриловой глазури. В качестве альтернативы фрески могут быть написаны на холсте или других типах грунта, а затем нанесены на конечную поверхность. Существуют также техники с компьютерной поддержкой, такие как фрескография, метод цифрового производства (CAM), созданный Райнером Марией Латцке.
История настенной живописи
Первыми настенными художниками были доисторические пещерные люди, которые украшали свои пещеры разнообразной наскальной живописью. Известные примеры можно увидеть в пещере Шове, Валлон-Пон-д’Арк, Франция (30 000 лет до н.э.); пещере Ласко, Монтиньяк, Дордонь, Франция (17 000 лет до н.э.) пещере Альтамира, Сантильяна-дель-Мар, Испания (15 000 лет до н.э.), известной как «Сикстинская капелла доисторического искусства «и в многих других местах.
Фрески были одними из самых популярных видов искусства во всех классических цивилизациях, включая Древний Египет (гробницы), Минос (дворцы), Древнюю Грецию (храмы, дома), Этрурию (погребальное искусство) и Древний Рим (общественные учреждения и обычные дома). (См. также: Греческая фресковая и панельная живопись). Однако, судя по стандарту фресок, найденных в домах, раскопанных в Помпеях, римские художники-стенописцы были не более чем декораторами интерьеров. Фрески также были популярной формой раннехристианского искусства, особенно в катакомбах под Римом.
После падения Рима в V веке настенное искусство полностью исчезло из Европы на несколько столетий, сохранившись только в Константинополе, столице Восточной Римской империи. Однако лучшие фрески византийского искусства появились в виде мозаик в таких церквях и мечетях, как Святая София (Константинополь), собор в Равенне, собор Святого Марка в Венеции и других. (См. также: Мозаики Равенны). Настенное искусство также стало популярным на Руси X века, где оно было важной формой русской средневековой живописи. О лучших художниках-монументалистах и стенописцах в России см: Феофан Грек (ок.1340-1410), Андрей Рублев (ок.1360-1430) и Дионисий (ок.1440-1502).
В Западной Европе в 11 и 12 веках произошло значительное возрождение фресок в период романской живописи (ок. 1000-1200). Подробнее о национальных стилях см: Романская живопись во Франции и более ориентированную на ислам Романскую живопись в Испании.
Упадок Константинополя и подъем Возрождения во Флоренции, финансируемый семьёй Медичи и другими, привёл к взрыву великолепной настенной живописи в 14, 15 и 16 веках.
На Востоке Индия имела богатую традицию настенной живописи. См., например, Классическая индийская живопись (до 1150 г. н.э.) и Постклассическая индийская живопись (14-16 вв.).
Фрески Проторенессанса (ок.1300-1400)
Фрески капеллы Скровеньи (Арена) (ок.1303-10) Падуя, автор Джотто.
Фрески раннего Возрождения (1400-1490)
Фрески капеллы Бранкаччи (1424-8) Флоренция, автор Джотто.
Фрески Камеры дельи Спози (ок.1474) Мантуя, автор Андреа Мантенья.
Фрески Высокого Возрождения (ок. 1490-1530)
Тайная вечеря (1490, монастырь Санта Мария, Милан) работы Леонардо.
Фрески Сикстинской капеллы, Рим, автор Микеланджело.
Фреска Бытия (1508-12, потолок Сикстинской капеллы) работы Микеланджело.
Комнаты Рафаэля (ок. 1508-20, Станцы Рафаэля), украшенные Рафаэлем.
Афинская школа (1509-11, Станца делла Сегнатура) работы Рафаэля.
Чудеса святого Филиппо Беницци (1509-10, СС Аннунциата) автор Андреа дель Сарто.
Успение Богородицы (Пармский собор) (1530) автор Корреджо.
Маньеристские фрески
Наиболее известные примеры маньеристской фресковой живописи включают знаменитую фреску Страшного суда (1536-41, алтарная стена Сикстинской капеллы) работы Микеланджело, и настенные росписи, созданные в школе Фонтенбло, Франческо Приматиччо (1504-1570) и Россо Фьорентино (1494-1540) и другими.
Нельзя не упомянуть также оказавшие огромное влияние классические настенные росписи, известные как фрески галереи Фарнезе (1597-1608), работы Аннибале Карраччи.
Фрески барокко
Новые техники перспективы и ракурса привели к созданию более масштабных иллюзионистских архитектурных фресок, включающих такие техники, как di sotto in su («вид снизу») и quadratura. Два славных примера включают:
Аллегория Божественного Провидения (1633-39), автор Пьетро да Кортона.
Апофеоз Святого Игнатия (1688-94) Сан Игнацио, Рим, автор Андреа Поццо.
Эти шедевры барокко были привлекательной чертой кампании Ватикана (и иезуитов) по созданию католического контрреформационного искусства (ок. 1560-1700 гг.).
Росписи в стиле рококо
Лучший образец настенной живописи в стиле рококо, написанный великим венецианским художником Джамбаттиста Тьеполо (1696-1770), можно увидеть в вюрцбургской резиденции князя-епископа Карла Филиппа фон Грейффенклау. Среди основных моментов – драматическая картина «Аполлон, приводящий невесту» (1750-1) в центре потолка Трепенхауса. Эта работа фактически завершила итальянскую традицию фрескового искусства.
Современное настенное искусство
Стены примечательных общественных зданий были неотразимы для художников во все века, включая современность. В период 1819-23 гг. в своём сельском доме-студии, известном как Quinta del Sordo («Вилла глухого»), расположенном на берегу реки Мансанарес недалеко от Мадрида, Гойя написал серию фресок, известных как «Чёрные картины», включая тревожную «Сатурн, пожирающий своего сына» (Музей Прадо, Мадрид). Дэниел Маклиз (1806-1870) был физически истощён своими фресками для стен Вестминстерского дворца; Джон Сингер Сарджент был художественно изношен фресками, которые он написал для Бостонской публичной библиотеки и Мемориальной библиотеки Уиденера в Гарварде. Испанский импрессионист Хоакин Соролья-и-Бастида (1863-1923) умер менее чем через 12 месяцев после 9-летней работы над фресками для Испанского общества Америки в Нью-Йорке. Однако некоторые художники процветали при работе над фресками, например, выдающийся французский художник Пюви де Шаванн (1824-1898), который сделал свою репутацию, украсив несколько общественных зданий в Париже, таких как Пантеон, Сорбонна и Отель де Виль.
Несмотря на это, настенная живопись в современную эпоху включает две заметные вершины. Во-первых, мексиканские фрески Диего Риверы(1886-1957), Давида Альфаро Сикейроса (1896-1974) и Хосе Клементе Ороско (1883-1949), которые привели к возрождению фресковой живописи в Мезоамерике. Это движение повлияло на использование фресок в Америке школой соцреализма в 1930-х и 40-х годах, в частности, социально сознательным художником Беном Шаном (1898-1969). Эти американские настенные росписи – в основном для общественных зданий – были выполнены по заказу Федерального проекта искусств. Во-вторых, всплеск искусства граффити (уличное или аэрозольное искусство), которое особенно расцвело в Америке – в Филадельфии, затем в Нью-Йорке – где оно превратилось в один из основных видов городского актуального искусства. Самые известные нью-йоркские уличные граффити-монументалисты: Жан-Мишель Баския (1960-1988), Кит Харинг (1958-1990) и Дэвид Войнарович (1954-1992), к которым в 1980-х годах присоединились такие художники-монументалисты, как Грэм Раст и Райнер Мария Латцке, а в 1990-х – Бэнкси, которого сейчас считают Робертом Бэнксом или Робином Ганнингемом. Крупные выставки «уличного искусства» прошли в галерее Тейт в Лондоне (2008) и в Гран-Пале в Париже (2009).
ЦЕННОСТЬ ИСКУССТВА
Смотрите здесь: Оценка искусства, а также обратите внимание на статью «Как ценить живопись».
- «Дома Москвы» онлайн-курс для детей 7-10 лет
- Екатеринбургские театралы в ожидании нового сезона в Свердловской драме
- Как самостоятельно забронировать отель, хостел или гостиницу
- Незабываемый отдых в Парк-отеле «Олимп»
- Онлайн бронирование – лучший способ выбора отелей
- Выставка Алексея Рычкова «Православные храмы России и мира»
- Город Сестри Леванте
- Лучшие спа-отели Европы
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?