Настенная роспись читать ~7 мин.
В изобразительном искусстве настенная роспись, или мурал, — это живописное произведение, выполненное на стене или потолке. Его либо наносят непосредственно на поверхность, либо пишут на холсте, который затем прикрепляют к стене. Реже роспись наносят на панели, которые встраиваются в стену. Кроме чисто технических аспектов, художник сталкивается и с художественными задачами. Прежде всего, необходимо учитывать угол обзора, под которым зрители будут видеть картину. Если полотна на холсте обычно размещают на уровне глаз, то настенная роспись видна с разных ракурсов, что создаёт сложные проблемы с перспективой. Мурал должен быть плоским и написан матовыми красками, чтобы избежать бликов от отражённого света. Кроме того, он должен быть долговечным и гармонично вписываться в архитектурное окружение.
Интерьерная настенная и потолочная роспись
В периоды классической античности, Возрождения и барокко традиционным методом создания настенной живописи была фреска. Однако с XVI века художники начали использовать и масло на холсте, который затем крепили к стене. Это было удобнее, но такие работы быстрее тускнели и разрушались. В наши дни, хотя фреска по-прежнему считается лучшей техникой для интерьерных росписей, муралы чаще всего создают с помощью масляных, темперных или полимерных красок.
Фреска — это техника, при которой краска наносится на свежую штукатурку. Существует три её основных вида:
«Буон фреско» (итал. buon fresco — «чистая фреска») — роспись пигментами, смешанными с водой, по тонкому слою влажной известковой штукатурки.
«А секко» (итал. a secco — «по сухому») — роспись по сухой штукатурке. В этом случае для сцепления пигмента с поверхностью требуется связующее вещество: яйцо, клей или масло.
«Меццо фреско» (итал. mezzo-fresco — «полуфреска») — роспись по почти сухой штукатурке, которая уже не пачкает пальцы. При этом красящие пигменты проникают неглубоко. К концу XVI века этот метод в значительной степени вытеснил более трудоёмкую технику «буон фреско».
Наружная настенная живопись
С развитием городского ландшафта, искусства граффити и деятельности политических групп настенные росписи на внешних стенах зданий стали появляться всё чаще. Их создание ставит перед художником особые задачи. Немногие краски обладают долговечностью, необходимой для наружных работ, даже в сухом климате. Поэтому такие росписи традиционно выполнялись на цветном цементе, из мозаичной тессеры (стекло или керамика) или терракотовой плитки (например, португальские панно азулежу). В настоящее время муралы, нанесённые прямо на стену, защищают несколькими слоями лака или акриловой глазури. Альтернативно, роспись может быть выполнена на холсте, который затем монтируется на поверхность. Существуют и компьютерные технологии, такие как фрескография — метод цифрового производства, созданный Райнером Мария Латцке.
История настенной живописи
Первыми художниками-монументалистами были доисторические люди, украшавшие пещеры разнообразной наскальной живописью. Знаменитые образцы сохранились в пещере Шове во Франции (30 000 лет до н.э.), пещере Ласко во Франции (17 000 лет до н.э.) и пещере Альтамира в Испании (15 000 лет до н.э.), которую называют «Сикстинской капеллой доисторического искусства».
Настенные росписи были одним из самых популярных видов искусства в классических цивилизациях: в Древнем Египте (гробницы), на Крите (минойские дворцы), в Древней Греции (храмы), Этрурии (погребальные камеры) и Древнем Риме (общественные здания и частные дома). (См. также: Наследие греческой монументальной и станковой живописи). Судя по росписям, найденным в домах Помпей, римские художники-монументалисты часто выступали в роли декораторов интерьеров. Росписи также были распространённой формой раннехристианского искусства, особенно в римских катакомбах.
После падения Рима в V веке монументальная живопись на несколько столетий почти исчезла из Европы, сохранившись лишь в Константинополе. Лучшие образцы византийского искусства этого периода — это мозаики в храмах, таких как собор Святой Софии в Константинополе, базилики в Равенне и собор Святого Марка в Венеции. (См. также: Равеннские мозаики). Настенное искусство стало популярным и на Руси с X века, став важной формой русской средневековой живописи. Среди величайших монументалистов того времени — Феофан Грек (ок. 1340–1410), Андрей Рублёв (ок. 1360–1430) и Дионисий (ок. 1440–1502).
В Западной Европе в XI – XII веках, в период романского искусства (ок. 1000–1200), началось возрождение фресковой живописи. Подробнее о национальных стилях см.: Романская живопись во Франции и Романская живопись в Испании.
Падение Константинополя и расцвет флорентийского Ренессанса, который финансировала семья Медичи, привели к подъёму монументальной живописи в XIV, XV и XVI веках.
На Востоке, в Индии, существовала богатая традиция настенной живописи. См., например, статьи Классическая живопись Индии (до 1150 г. н.э.) и Постклассическая живопись Индии (XIV – XVI вв.).
Фрески Проторенессанса (ок. 1300–1400)
Фрески капеллы Скровеньи (Арена) (ок. 1303–1310), Падуя, автор Джотто.
Фрески Раннего Возрождения (1400–1490)
«Фрески капеллы Бранкаччи» (1424–1428), Флоренция, авторы Мазаччо и Мазолино.
«Фрески в Камера дельи Спози» (ок. 1465–1474), Мантуя, автор Андреа Мантенья.
Фрески Высокого Возрождения (ок. 1490–1530)
«Тайная вечеря» (1495–1498, монастырь Санта-Мария-делле-Грацие, Милан) Леонардо да Винчи. Создана в экспериментальной технике, сочетающей темперу и масло, нанесённые на сухую стену, что не является классической фреской и привело к её быстрому повреждению.
«Фрески Сикстинской капеллы», Рим, автор Микеланджело.
«Сотворение мира» (1508–1512, потолок Сикстинской капеллы), автор Микеланджело.
«Станцы Рафаэля» (ок. 1508–1520, Ватикан), расписанные Рафаэлем.
«Афинская школа» (1509–1511, Станца делла Сеньятура), автор Рафаэль.
«Чудеса святого Филиппо Беницци» (1509–1510, базилика Сантиссима-Аннунциата), автор Андреа дель Сарто.
«Вознесение Девы Марии» (1526–1530, Пармский собор), автор Корреджо.
Фрески маньеризма
Наиболее известные примеры фресковой живописи маньеризма включают знаменитую фреску «Страшный суд» (1536–1541, алтарная стена Сикстинской капеллы) Микеланджело и настенные росписи, созданные художниками школы Фонтенбло, такими как Франческо Приматиччо (1504–1570) и Россо Фьорентино (1494–1540).
Важным этапом стали также классицистические настенные росписи, известные как «Фрески галереи Фарнезе» (1597–1608) работы Аннибале Карраччи.
Фрески барокко
Новые приёмы в работе с перспективой и ракурсом привели к появлению масштабных иллюзионистских росписей. Среди них выделяются такие техники, как «di sotto in su» (итал. «снизу вверх») — изображение фигур в сильном ракурсе, создающее эффект взгляда снизу, и квадратура — иллюзорное продолжение реальной архитектуры в живописи. Два ярких примера:
«Аллегория Божественного Провидения» (1633–1639), автор Пьетро да Кортона. «Апофеоз святого Игнатия» (1691–1694), церковь Сант-Иньяцио, Рим, автор Андреа Поццо.
Эти шедевры барокко стали заметной частью программы Ватикана по созданию искусства католической Контрреформации (ок. 1560–1700 гг.).
Росписи в стиле рококо
Лучший образец настенной живописи в стиле рококо создал великий венецианский художник Джамбаттиста Тьеполо (1696–1770) в Вюрцбургской резиденции князя-епископа Карла Филиппа фон Грайффенклау. Центральной частью росписи является грандиозная композиция «Аполлон и континенты» (1750–1753) на потолке парадной лестницы (Treppenhaus). Эта работа фактически завершила великую итальянскую традицию фрескового искусства.
Современное настенное искусство
Стены общественных зданий привлекали художников во все эпохи. В 1819–1823 годах в своём загородном доме, известном как Quinta del Sordo («Вилла глухого»), Гойя создал серию росписей, получивших название «Чёрные картины». Среди них — тревожная работа «Сатурн, пожирающий своего сына» (Музей Прадо, Мадрид). Дэниел Маклайз (1806–1870) был истощён физически, работая над фресками для Вестминстерского дворца, а Джон Сингер Сарджент — творчески, создавая росписи для Бостонской публичной библиотеки. Испанский художник Хоакин Соролья-и-Бастида (1863–1923) умер менее чем через год после завершения девятилетней работы над фресками для Испанского общества Америки в Нью-Йорке. Однако некоторые художники, например, француз Пюви де Шаванн (1824–1898), прославились именно благодаря монументальным работам, украсив Пантеон, Сорбонну и Отель-де-Виль в Париже.
В современную эпоху настенная живопись пережила два заметных подъёма. Во-первых, это движение мексиканских муралистов, таких как Диего Ривера (1886–1957), Давид Альфаро Сикейрос (1896–1974) и Хосе Клементе Ороско (1883–1949). Их творчество повлияло на художников школы социального реализма в США 1930–1940-х годов, в частности на Бена Шана (1898–1969), чьи работы часто заказывались в рамках Федерального проекта искусств. Во-вторых, это всплеск искусства граффити (уличного искусства), которое зародилось в Филадельфии, а затем расцвело в Нью-Йорке, став одним из ключевых направлений городского современного искусства. Среди самых известных уличных художников Нью-Йорка — Жан-Мишель Баския (1960–1988), Кит Харинг (1958–1990) и Дэвид Войнарович (1954–1992). Позднее мировую известность приобрёл Бэнкси, чья личность до сих пор не установлена. Крупные выставки уличного искусства прошли в галерее Тейт в Лондоне (2008) и в Гран-Пале в Париже (2009).
ЦЕННОСТЬ ИСКУССТВА
Смотрите здесь: Оценка искусства, а также обратите внимание на статью «Как ценить живопись».
- Фреска
- Фреска «Бытие», Сикстинская капелла, Микеланджело
- В Вене спорят об авторстве случайно найденной фрески
- В Помпеях обнаружена прекрасно сохранившаяся фреска с изображением греческого мифа
- Фреска «Страшный суд», Сикстинская капелла, Микеланджело
- Письма Пруста к соседке. Неожиданная сенсация
- «Витязь в тигровой шкуре» Шоты Руставели, краткое содержание
- «Всё грустное - неправда» Даниэля Найери, краткое содержание
- Кислотный пилинг: воздействие, особенности и возможные риски
- «Супергрустная история настоящей любви» Гари Штейнгарта, краткое содержание
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?