Лувр – ШАРДЕН ЖАН БАТИСТ СИМЕОН - Скат
1728. Париж, 1699-1779. Холст, 115 х 146 см. Картина, принятая Королевской Академией живописи и скульптуры. Коллекция Королевской Академии. INV. 3197 (g/ar)
На эту операцию может потребоваться несколько секунд.
Информация появится в новом окне,
если открытие новых окон не запрещено в настройках вашего браузера.
Для работы с коллекциями – пожалуйста, войдите в аккаунт (откроется в новом окне).
Поделиться ссылкой в соцсетях:
Комментирование недоступно Почему?
На картине Жана-Батиста Симеона Шардена Скат изображён натюрморт, наполненный ощущением реальности и приземлённости. В центре композиции - огромный, подвешенный за крюк скат, его внутренности выставлены напоказ, обнажая кровавую мясную мякоть. Это изображение настолько натуралистично, что кажется, будто зритель стоит перед настоящей рыбой, только что пойманной.
Слева от ската, на груде разнообразных ракушек, стоит кошка, приготовившаяся к прыжку. Её поза, напряжённая и полная хищнической грации, создаёт динамический контраст с недвижимым скатом, олицетворяющим добычу. Мордочка кошки выражает сосредоточенность и предвкушение.
На столе, у подножия ската, разбросаны различные предметы: головки лука, другие рыбы, а также кухонная утварь, такая как медная кастрюля, бутылка и кувшин. Белая ткань, небрежно наброшенная на стол, добавляет текстуры и глубины. Все эти элементы написаны с удивительной точностью, передавая материал, свет и тени.
Картина Шардена — это не просто изображение еды или животных. Это глубокое размышление о жизни и смерти, о природе, о цикле бытия. Скат, будучи мёртвым, символизирует конец, то, что было добыто для выживания. Кошка, напротив, олицетворяет жизнь, инстинкт, стремление к добыче, продолжение жизни.
Подтекст картины может быть трактован как аллегория человеческой жизни: мы живём, потребляем, и в конечном счёте становимся частью природы, как и эта рыба. Шарден, изображая эти сцены с такой простой, но сильной реалистичностью, побуждает зрителя задуматься об основе существования, о тонкой грани между жизнью и смертью, о силах природы, которые управляют всем. Картина вызывает чувство смирения перед могуществом природных законов и одновременно восхищение красотой и сложностью мира, даже в его самых обыденных проявлениях.