Страшный суд Микеланджело Буонарроти (1475-1564)
Микеланджело Буонарроти – Страшный суд
14.6x13.41 м. (после реставрации 1990-94)
Редактирование атрибуции
Скачать: 4083×4425 px (9,1 Mb)
Художник: Микеланджело Буонарроти
Где находится оригинал: Музеи Ватикана (фрески), Ватикан (Musei Vaticani (murales), Vatican).
«Страшный суд» – так называется фреска, расположенная на стене за алтарем Сикстинской капеллы в Риме. Она была разработана и реализована мастером эпохи Возрождения Микеланджело Буонарроти между 1533 и 1541 годами. На картине изображено Второе пришествие Христа, а также окончательный и вечный Суд Божий над всем человечеством, согласно христианской религии. Всего в картине более 300 фигур, причем почти все мужчины и ангелы первоначально были изображены обнажёнными. Шедевр Микеланджело был вдохновлён «Божественной комедией» Данте и упоминается Дэном Брауном в его «Инферно». Это вторая по величине фреска Микеланджело, расположенная в Сикстинской капелле, рядом с фресками на потолке, иллюстрирующими эпизоды из Книги Бытия. Между двумя фресками – промежуток почти в 25 лет, и между ними можно наблюдать изменения в художественном видении Микеланджело. Реализация и местонахождение «Страшного суда» стали результатом конкретных пожеланий первого покровителя, папы Клементе VII.
«Страшный суд» – так называется фреска, расположенная на стене за алтарем Сикстинской капеллы в Риме. Она была разработана и реализована мастером эпохи Возрождения Микеланджело Буонарроти между 1533 и 1541 годами.
На картине изображено Второе пришествие Христа, а также окончательный и вечный Суд Божий над всем человечеством, согласно христианской религии. Всего в картине более 300 фигур, причем почти все мужчины и ангелы первоначально были изображены обнажёнными.
Шедевр Микеланджело был вдохновлён «Божественной комедией» Данте и упоминается Дэном Брауном в его «Инферно».
Это вторая по величине фреска Микеланджело, расположенная в Сикстинской капелле, рядом с фресками на потолке, иллюстрирующими эпизоды из Книги Бытия.
Между двумя фресками – промежуток почти в 25 лет, и между ними можно наблюдать изменения в художественном видении Микеланджело.
Реализация и местонахождение «Страшного суда» стали результатом конкретных пожеланий первого покровителя, папы Клементе VII. К сожалению, он увидел только композиционную модель: реальная роспись фрески состоялась при его преемнике, папе Паоло III Фарнезе, начиная с 1536 года после долгого и хлопотного подготовительного этапа.
Этот этап заключался в создании стены капеллы, которая включала в себя укладку толстого слоя кирпичей в верхней части и более тонкого слоя кирпичей в нижней части для создания наклонной поверхности. Наклон стены был признан необходимым для улучшения видимости и предотвращения отложения пыли.
На этом этапе были уничтожены три фрески, написанные на верхней части стены итальянским художником Перуджино, а также два люнета, написанные самим Микеланджело более двадцати лет назад. В результате было создано пространство для росписи одного великого произведения архитектуры.
Микеланджело работал один на протяжении всего проекта, за исключением незначительной помощи при ручной подготовке красок.
Выбор темы
Хотя Страшный суд был традиционным сюжетом для больших церковных фресок, было необычно размещать фреску в восточной части, над алтарем. Традиционное расположение было на западной стене, над главными дверями, в задней части церкви, чтобы каждый прихожанин, выходя из церкви, вспоминал о своей возможной участи. Она могла быть либо нарисована на внутренней стороне, либо изображена в скульптурном тимпане на внешней стороне. Однако ряд позднесредневековых панельных картин, в основном алтарных, были основаны на этом сюжете с похожими композициями, хотя и приспособленными к горизонтальному пространству картины. К ним относятся Бонеский алтарь Рогира ван дер Вейдена, а также работы таких художников, как Фра Анжелико, Ганс Мемлинг и Иероним Босх. Многие аспекты композиции Микеланджело отражают устоявшиеся традиционные западные изображения, но с новым и оригинальным подходом.
В большинстве традиционных версий фигура Христа изображалась в величии примерно в той же позе, что и у Микеланджело, хотя даже больше его, с большей диспропорцией в масштабе по отношению к другим фигурам. Как и здесь, композиции содержали большое количество фигур, разделенных между ангелами и святыми вокруг Христа вверху, а души судимых внизу. Обычно наблюдается сильный контраст между упорядоченными рядами фигур в верхней части и хаотичной и неистовой деятельностью внизу, особенно в правой части, ведущей в ад. Поток душ обычно начинался внизу (слева от зрителя), как здесь, с воскресших душ, поднимающихся из своих могил и движущихся к суду. Некоторые проходят через суд и продолжают движение вверх или влево, чтобы присоединиться к компании на небесах, в то время как другие проходят справа, а затем спускаются вниз к Аду в правом нижнем углу (композиторам было трудно представить Чистилище визуально).
Проклятые души могут быть изображены обнажёнными, как знак их унижения, когда дьяволы уносят их, а иногда и вновь воскресшие души, но ангелы и те, кто находится на небесах, полностью одеты, их одежда является основным ключом к идентификации групп и отдельных людей.
Описание картины
Картина отличается радикальным отходом от традиционных изображений Страшного суда. В частности, общая структура заменяет традиционную схему горизонтальных слоев, изображающих небо, землю и ад, на единое большое пространство. Фигуры сгруппированы в отдельные пластические образования и размещены в изоляции, характерной для страшной пустоты вечности.
В центре работы – изображение Христа, запечатленного в момент, предшествующий оглашению приговора Страшного суда. Справа от Христа находится его мать, Vergine Maria (Дева Мария), которая поворачивает голову в жесте покорности: ведь она больше не может вмешиваться в решение, а только ожидать результата Страшного суда.
Вокруг Христа в медленном вращательном движении расположены фигуры, обозначенные как святые и избранники Божьи. Наиболее примечательны Сан Пьетро (Святой Петр), держащий ключи от рая, Сан Лоренцо (Святой Лаврентий) с колосниками, Сан Бартоломео (Святой Варфоломей) с собственной кожей, который обычно признается автопортретом Микеланджело, Святая Екатерина Александрийская с зубчатым колесом и Святой Себастьян, стоящий на коленях и держащий стрелы. Многих других, даже некоторых крупных святых, трудно идентифицировать.
Некоторые из главных святых, кажется, показывают Христу свои атрибуты, свидетельства их мученичества. Раньше это интерпретировалось как то, что святые призывают к проклятию тех, кто не послужил делу Христа, но теперь все чаще встречаются другие толкования, в том числе и то, что святые сами не уверены в своей судьбе и в последний момент пытаются напомнить Христу о своих страданиях.
В центре нижней части изображены ангелы Апокалипсиса, которые пробуждают мертвых звуками длинных труб. Слева воскресшие восстанавливают свои тела, возносясь к небесам, а справа ангелы и демоны борются за то, чтобы проклятые упали в ад.
Ниже этой детали изображен ад на фоне красного неба, объятого пламенем, и Харон, ведущий проклятых в ад, где их встречает Минос, чье тело обвито змеей. Эта часть явно отсылает к «Аду» из «Божественной комедии» Данте.
В центре над Хароном изображена группа ангелов на облаках, семь из которых трубят в трубы (как в Откровении), а другие держат книги, в которых записаны имена спасенных и проклятых. Справа от них находится большая фигура души, которая только что осознала, что она проклята, и кажется парализованной ужасом. Два дьявола тянут его вниз.
Микеланджело удается передать всю силу ужаса в высший момент, когда судьба настигает стремительно и когда не остается ни времени, ни возможности исправить свои ошибки. Это мгновение, изображенное Микеланджело, в итоге приобретает универсальный подтекст, как бы символизируя момент, когда жизнь заканчивается и не остается никакой надежды.
На всей картине доминирует человеческая фигура, почти всегда представленная полностью обнажённой. Тела изображены с большой выразительностью и силой.
Принятие и последующие изменения
С самого начала картина была принята неоднозначно, вызвав много похвал, но также и критики на религиозной и художественной почве. Одним из предметов споров было количество обнажённой натуры и мускулистый стиль тел, другим – общая композиция.
Страшный суд» стал предметом споров сразу же после того, как его увидели, причем споры возникли между критиками католической Контрреформации и сторонниками гения художника и стиля картины. Микеланджело обвиняли в несоблюдении приличий в отношении наготы и других аспектов работы, а также в том, что он стремился к художественному эффекту, а не следовал описанию события в Писании.
Смешение фигур из языческой мифологии с изображениями христианской тематики также вызывало возражения, как и фигуры Харона и Миноса, бескрылые ангелы и очень классифицированное изображение Христа. Безбородые Христы фактически окончательно исчезли из христианского искусства лишь около четырёх веков назад, но фигура Микеланджело была безошибочно аполлонической. Дальнейшие возражения связаны с несоблюдением ссылок на Писание.
Ангелы, трубящие в трубы, собраны в одну группу, тогда как в Откровении они посланы на «четыре стороны земли». Христос не восседает на троне, вопреки Писанию. Такие драпировки, как на картине Микеланджело, часто изображаются развевающимися от ветра, но утверждалось, что в Судный день всякая погода прекратится. Воскресшие души находятся в смешанном состоянии, некоторые из них выглядят как скелеты, в то время как большинство изображены с нетронутой плотью.
Споры продолжались в течение многих лет, и в 1564 году, после смерти Микеланджело, Конгрегация Совета Трента приняла решение о том, чтобы некоторые фигуры Страшного суда, которые считались «непристойными», были закрыты.
Задача написать драпировку, так называемые «браги» (штаны), была возложена на Даниэле да Вольтерра, с тех пор известного как «брагеттоне». Браги» Даниэле были только первыми, в последующие века были добавлены и другие.
Несмотря на эту цензуру, картина не утратила своей сильной выразительной силы. Фактически, сегодня, после недавней реставрации, она все ещё выглядит как одна из самых интенсивных картин в истории искусства.
Кому понравилось
Пожалуйста, подождите
На эту операцию может потребоваться несколько секунд.
Информация появится в новом окне,
если открытие новых окон не запрещено в настройках вашего браузера.
Нужно авторизоваться на сайте
Для работы с коллекциями – пожалуйста, войдите в аккаунт (откроется в новом окне).
КОММЕНТАРИИ: 5 Ответы
Фото до реставрации: http://gallerix.ru/storeroom/1161425349/N/1533573099/
АПОКАЛИПТИКА
Уравнения решать с набором
Черезмерным неизвестных — как?
Апокалипсиса текст, в котором
Столь сгущён сверхсимволами мрак.
Уравненья тех печатей: вскрыты —
Что ж…иди, смотри…Сгущён во тьму
Косной матерьяльности и быта
Жизни сок. Не много я пойму.
Лагеря и тюрьмы, войны, казни,
Чёрная, убитая земля.
В свет пути забиты хламом — разве
Этого мы появились для?
За другой — печать иная вскрыта,
И под пятой каменеет кровь —
Праведники, за Христа убиты,
В белое оденет их любовь.
За какой печатью осветленье?
…звери танков, самолётов лёт,
Капли бомб, правителя сверженье.
Горькая вода. И горький мёд.
Всадники — столь страшные — промчали,
Жили мы, не замечая их.
Снятие печати к вертикали
Подведёт. Понятен этот стих?
Светозарность вертикали — света
В низовой прибавит мир. Терпи.
Может быть, постигнешь знаки. Это
Станет нужной ясностью тропы.
Главное лицо в страшном суде безусловно сам судья. Главное в образе судьи это то как он действует, в данном случае главным является жест рукой. Фреска написана Микельанджело только ради жеста судьи. Без этого жеста сама фреска была бы только художественным произведением без масштабного содержания, т. е. простым изведением красок без смысла, коих так много изведено всякими художниками.
Жест этот совсем не прост. Народу хочется толковать его как команду начала действия по совершению этого суда. Народ видит в этом жесте мощь, мол одно движение и грандиозное действие по разделению всех миллиардов сделано. Т. е. Христос вроде прораба на стройке, не хватает только устной команды :"Начали".
Это толкование ошибочно. Не будет Бог махать рукой кому-то другому, чтобы дать этому другому команду начать страшный суд. Не будет он махать рукой и самому себе – уж это совсем бессмысленно. Не станет такой масштабный человек как Микельанджело делать сцену, где Бог сам себе командует "поехали". Машет рукой он совсем по иной причине. И эта причина есть единственное, что оправдывает наличие такого жеста в принципе. Этот жест означает: "Я оставляю человечество с самим собой наедине. Я отказываюсь его судить. Я машу на него рукой. Живите как хотите. " Примерно так.
Сейчас перечитываю "Божественную комедию"великого Данте А. (самое любимое произведение М. Буонаротти которое он мог цитировать наизусть). Несомненно в этой фреске чувствуется влияние этого гениального сочинения, как говорится гений видит гения издалека, кстати есть ещё фильм А. Кончаловского "Грех"про жизнь этого гения.
Гениальный роман И. Стоун"Муки и радости" который я перечитывал раз пять, шесть.
Комментирование недоступно Почему?
На картине есть что-то из этого: церковь, архитектура, святой, символ, культура, древний, духовность, стена, образ, украшение, здание, дизайн, природа, святой, храм.
Возможно, это картина на боку здания, на которой изображена куча людей, а в центре - куча животных.