Часть 4 Национальная галерея – Умбрийская школа, ок 1260 - Умбрийский диптих
На эту операцию может потребоваться несколько секунд.
Информация появится в новом окне,
если открытие новых окон не запрещено в настройках вашего браузера.
Для работы с коллекциями – пожалуйста, войдите в аккаунт (откроется в новом окне).
Поделиться ссылкой в соцсетях:
Комментирование недоступно Почему?
Левая панель посвящена Богоматери с Младенцем. Фигура Девы Мария представлена в строгом, фронтальном позе, что характерно для византийского искусства, оказавшего значительное влияние на живопись Умбрии. Её взгляд направлен вперёд, выражая одновременно созерцательность и некую отрешённость от земных забот. Младенец Христос, сидящий у неё на руках, тянется к зрителю, что придаёт композиции элемент человечности и доступности. Одежда Девы Мария темно-синего цвета, традиционного для изображения Богоматери, подчёркивает ее духовную значимость.
Правая панель изображает распятого Христа. Фигура Христа лишена драматизма, свойственного более поздним произведениям. Он представлен в спокойной позе, с опущенной головой и закрытыми глазами, что создаёт ощущение смирения и принятия своей участи. Цвет кожи Христа имеет зеленоватый оттенок, что было характерно для живописи того времени и могло быть связано с использованием определённых пигментов или символическим значением (например, символом воскресения). Над головой Христа видна надпись на латыни IECUARENVS. REX IVDGEOV, обозначающая Иисус Назарянин, Царь Иудейский.
Общий колорит диптиха выдержан в тёплых тонах – золотой фон создаёт ощущение божественного сияния, а коричневые и охристые оттенки придают картине теплоту и близость. Золото не только служит декоративным элементом, но и символизирует небесное царство и связывает две панели диптиха в единое целое.
На мой взгляд, диптих создаёт впечатление глубокой религиозности и созерцательности. Он отражает византийское влияние на искусство Умбрии, а также демонстрирует стремление художников к передаче духовных ценностей через простые и понятные образы. Композиция диптиха предполагает сопоставление материнства и жертвенной смерти, человеческой слабости и божественной силы, что позволяет зрителю задуматься о вечных вопросах веры и спасения.