Британская Национальная галерея National Gallery (London)
Полная коллекция картин из Британской Национальной галереи, две с половиной тысячи изображений.
Официальный сайт Национальной галереи: http://nationalgallery.org.uk/
Адрес: Трафальгарская площадь, Лондон.
График работы галереи: 10:00-18:00 (в пятницу 10:00-21:00 )
Из истории Британской национальной галереи
Британская Национальная галерея обладает одним из лучших собраний западноевропейской живописи, где содержатся полотна практически всех великих художников, а также представлены все школы европейской живописи. На сегодняшний день в галерее хранится около двух с половиной тысяч картин, которые относятся к периоду 13-20 века. Все работы в галерее экспонируются в хронологическом порядке.
Британская Национальная галерея основана в 1824 году. Именно в этот период была куплена первая коллекция, которая состояла из 38 картин и принадлежала известному банкиру Ангерштейну. Эти 38 картин стали ядром будущей галереи (деньги на столь ценное приобретение выделила Палата общин).
Первое время картины Национальной галереи выставлялись в особняке Ангерштейна. Существование музея поддерживал британский парламент, который выделял на нужды галереи значительные суммы денег. Во все времена находились меценаты, которые преподносили галерее щедрые презенты. Например, Джордж Бомонт к существующей коллекции из 38 картин пожертвовал свои произведения, которые увеличили численность экспонатов до 54. А в 1831 году полотен стало значительно больше (105), поскольку в собственность галереи (согласно завещанию) отошла коллекция Холуэлла-Карра. Собрание картин музея регулярно пополнялось. Главными источниками этих пополнений были пожертвования и завещания частных лиц, а также помощь различных организаций, иногда государства.
В 1831 году вышел указ о переносе Британской Национальной галереи. Музей требовал отдельного здания, поскольку существующая коллекция уже не умещалась в особняке банкира. Разработкой проекта нового сооружения занимался архитектор Уилкинс. Здание музея построили на Трафальгарской площади, в 1838 году состоялось торжественное открытие галереи.
Во время Второй мировой войны в здание попало десять авиабомб, что привело к его значительным повреждениям, но ни одна картина не пострадала, все экспонаты были заранее эвакуированы. Музей заново отстроили, и с января 46-го года он снова принимает гостей.
История
Открытие Национальной галереи в Лондоне состоялось 11 мая 1824 г., о чем в газете «Тайм» была напечатана короткая заметка. Жителей города оповещали об открытии для публичных посещений Национальной галереи живописи в доме № 100 по улице Пэлл-Мэлл. Основой первой коллекции живописных полотен стали картины из собрания мистера Ангерстейна. Картин было всего 38, а открытию музея живописи предшествовали 50 лет борьбы за воплощение этого в жизнь.
К концу XVIII в. публичные музеи были уже во всех европейских странах. Удивительно, что в богатой и процветающей Англии такого музея не было. Долгое время не было и королевских собраний. Карл I Стюарт был страстным коллекционером, ему удалось собрать в Уайт-холле великолепную картинную галерею. В ней были представлены уникальные произведения художников эпохи Ренессанса, работы знаменитых мастеров XVII в. После казни короля его коллекция была распродана правительством Оливера Кромвеля. В результате этого картины Рафаэля, Тициана, Рубенса, Ван Дейка, Джорджоне перекочевали в прославленные музеи Европы. О великолепии этого собрания живописи можно судить сейчас только по частично сохранившемуся каталогу, составленному хранителем коллекции.
Монархи династии Ганноверов, воцарившейся на английском троне в начале XVIII в., не интересовались искусством. Но ко второй половине столетия Лондон стал стремительно развиваться и превратился в крупнейший культурный центр Англии. В столице возникли научные и художественные общества, появились первые художественные школы. Заметно вырос круг ценителей искусства. Живописцам нужны были помещения, где они могли бы демонстрировать свои произведения.
За необходимость создания художественной галереи в Лондоне высказался первый президент Королевской академии художеств Рей-нолдс. Его идея нашла своих сторонников, но сам Рейнолдс не дожил до момента открытия галереи.
В 1777 г. проходила распродажа великолепного собрания живописи из замка Хоутон-холл, принадлежавшего Роберту Уолпулу. Он был одним из самых богатых людей Англии и оставил после своей смерти огромный замок с картинной галереей, которую оценили в 100 тыс. фунтов стерлингов. Кроме того, наследникам остались долги Уолпула в сумме 40 тыс. фунтов стерлингов. Чтобы покрыть их, им пришлось начать распродажу коллекции картин. Слух о предстоящем аукционе распространился по всей стране и даже за её пределами. В парламент был сделан запрос по этому поводу и некоторые парламентарии предложили государству купить все собрание Уолпула. Но в министерстве прохладно отнеслись к этому предложению и великолепные полотна Рембрандта, Ван Дейка, Рубенса, Му-рильо и других именитых художников попали в Россию. Их купил русский посланник граф Мусин-Пушкин по просьбе императрицы Екатерины II, страстной собирательницы живописных полотен. В 1779 г. в Петербург было доставлено 198 полотен, а идея Рейнолдса пока оставалась неосуществленной.
В 1780-х гг. известный издатель и меценат Бойделл основал Шекспировскую галерею, где были собраны полотна, написанные исключительно на темы произведений Шекспира. Они были выполнены известными художниками по заказу Бойделла. Граверам также был дан заказ — выполнить с этих картин гравюры, которые должны были стать иллюстрациями в новом роскошном издании собрания сочинений Шекспира. Но Бойделл недооценил размах своей затеи и не расчитал свои финансовые возможности. Денег на проект не хватило. Готовые картины пришлось разыграть в лотерею, вся коллекция оказалась разрозненной. До наших дней дошло лишь около 90 гравюр с утраченных полотен. Тем не менее затею Бойделла можно расценивать как оригинальное начинание, даже новаторство в организации музейного дела.
На улице Пэлл-Мэлл, в том самом помещении, где когда-то предполагалось выставлять Шекспировскую галерею, в 1806 г. открылось специальное учреждение — Британский институт — для устройства всевозможных выставок с целью приобретения картин живописцев для будущей публичной галереи. В то время значительно возрос интерес к работам старых мастеров. Появились и настоящие знатоки, разбиравшиеся в искусстве разных стран и направлений. Выставки в Британском институте подготовили почву для создания Национальной галереи. Общественное мнение по этому вопросу уже сложилось, оставалось сделать последний, решающий шаг.
В 1823 г. умер один из самых богатых людей в Англии — банкир Ангерстейн. Его коллекция была хорошо известна в стране. На момент смерти Ангерстейна в ней насчитывалось 38 первоклассных полотен, об уровне которых можно судить по именам живописцев: Лоррен, Тициан, Рубенс, Рейнолдс, Уилки. Картины из собрания Ангерстейна были предназначены для аукциона и могли быть проданы иностранцам. Художественная общественность не могла допустить, чтобы коллекция ушла из страны. Самыми активными сторонниками создания Национальной галереи были президент Академии художеств Лоуренс и художник-пейзажист Джордж Бомонт. Они обратились к премьер-министру лорду Ливерпулу с просьбой рассмотреть возможность приобретения коллекции для государства. Лоуренс также написал письмо сыну Ангерстейна с просьбой не допустить продажи полотен за границу. Все их старания оказались не напрасными. 23 марта 1824 г. правительство приняло решение о приобретении коллекции Ангерстейна для государства. Парламент выделил для этой цели 57 тыс. фунтов стерлингов, ещё 3 тыс. фунтов предполагалось передать Национальной галерее на организационные вопросы.
Жизнь галереи началась в особняке Ангерстейна. Ее хранителем был назначен реставратор Сегье, работавший в Британском институте. Под первым номером в инвентарной книге записано огромное полотно «Воскрешение Лазаря» работы Себастьяно дель Пьомбо, которое особенно ценилось знатоками той эпохи. Современные критики, несмотря на искусный рисунок, называют его театральным и застывшим.
Картины кисти Клода Лоррена «Отплытие св. Урсулы» и «Отплытие царицы Савской» из собрания Ангерстейна считаются одними из лучших произведений художника. На обоих полотнах видна спокойная водная гладь, золотящаяся в солнечных лучах и слегка подернутая рябью. Далекий горизонт в сияющем мареве, стройные мачты кораблей на его фоне, величественные здания на берегу — от этого невозможно отвести взгляд.
Картина «Венера и Адонис» стала достойным началом коллекции полотен Тициана в Национальной галерее. В Англии всегда высоко ценили работы Рубенса и Ван Дейка. Английский портретист Рейнолдс был одним из немногих, кого в XVIII в. восхищал гений Рембрандта.
В собрании Ангерстейна была картина «Христос и грешница», которую Рембрандт написал в 1611 г. и подарил своему другу Яну Сиксу. В помещении величественного храма царит таинственный полумрак. Храм заполнен людьми. В центре сноп света выхватил из толпы две фигуры — Христа и склонившейся перед ним грешницы. Художник сумел создать волнующее ощущение ожидания чуда.
Шумной и яркой кажется картина Рубенса «Похищение сабинянок». На этом полотне изображен сюжет древнеримской легенды. Она касается времени основания Рима. По преданию, первым обитателям города не хватало женщин для продолжения рода. Ромул пригласил на праздник соседнее племя сабинян. Во время пиршества римляне захватили всех женщин этого племени и оставили их у себя. Сабиняне объявили Риму войну, но женщинам удалось остановить сражение и помирить племена. Рубенс весьма вольно подошел к древнему сюжету. Персонажи его картины одеты не в римские тоги, а в костюмы XVII в. Можно подумать, что богатых горожанок волокут по улицам совсем не древние римляне, а какие-то средневековые корсары. Тем не менее полотно даёт представление о характере художника, его приверженности сюжетам, наполненным движениям и страстью.
Рассказывая о главных полотнах коллекции Ангерстейна, необходимо отметить и работы английских мастеров, которые сыграли свою роль в формировании будущего облика Национальной галереи. Основателем английской национальной художественной школы по праву считают Хогарта, крупнейшего мастера первой половины XVIII в. В коллекции Ангерстейна представлена модная в то время сатирическая серия этого художника «Модный брак». Хогарту удалось создать целую галерею образов из высшего общества, сочетая в их изображении реализм и едкую сатиру.
В «Портрете адмирала Хитфилда» знаменитый портретист Рейнолдс проявил свой талант во всем блеске, умело воплотив на полотне образ старого морского волка. Это одна из лучших работ мастера портрета.
Вскоре после открытия Национальной галереи её фонд пополнился ещё одной коллекцией. Ее передал в дар галерее Джордж Бомонт, который ратовал за её открытие. Главным сокровищем его большой коллекции была картина кисти Рубенса «Пейзаж с замком Стен». На картине изображено поместье художника, которое он приобрёл после свадьбы с Еленой Фоурмен. Пейзаж был написан Рубенсом в 1636 г. Он представляет собой грандиозную панораму, которая словно охватывает всю земную жизнь. Здесь и бесконечные луга, частые перелески, средневековый замок, деревенская дорога. Среди персонажей картины охотник, выслеживающий добычу, крестьянин с груженой телегой и, конечно, семья владельца замка, прогуливающаяся по дорожкам парка. И все это освещено золотистыми лучами солнца, уже склонившегося к закату. Пейзаж полон лирического восприятия природы, представляя Рубенса совсем другим по сравнению с его «Похищением сабинянок».
Вместе с коллекцией Бомонта, число полотен в Национальной галерее составляло уже 54 картины. Период образования первоначального собрания галереи был завершен в 1831 г., после того, как в нее попали картины, которые завещал после своей смерти крупнейший английский коллекционер Холуэлл-Карр. Он собирал свою коллекцию с помощью агентов, занимавшихся покупкой картин по всей Европе. Ему удалось приобрести 34 полотна, среди которых были действительно настоящие шедевры. Достаточно назвать «Святое семейство» Тициана и восхитительную «Купающуюся в ручье женщину» Рембрандта, чтобы понять, какими сокровищами пополнилось собрание Национальной галереи.
В доме Ангерстейна картинам уже стало тесно. В залах было душно, жарко и грязно от непрерывного потока посетителей. Эта атмосфера пагубно влияла на состояние живописных полотен. Поэтому в 1831 г. было решено построить для галереи специальное здание. Место для него определили на Трафальгарской площади.
Строительство галереи было завершено к 1838 г. Состоялось её торжественное открытие. Так начался новый этап в жизни художественного музея. Через пять лет фонд галереи составлял уже 187 картин. Музей был открыт для публики четыре дня в неделю. По субботам и пятницам в залах галереи работали художники, изучавшие живопись и создававшие копии со знаменитых полотен.
За долгие годы существования Национальная галерея стала обладательницей многих замечательных шедевров крупнейших живописцев западноевропейских школ. Широким разнообразием отличаются собранные в галерее коллекции итальянского искусства. В них представлены работы таких мастеров раннего Возрождения, как Мазаччо, Дуччо, Пьеро делла Франческа, а также картины художников Высокого Возрождения — Рафаэля, Микеланджело, Леонардо да Винчи. В 1962 г. Национальной галерее удалось приобрести знаменитый картон Леонардо да Винчи «Мадонна с младенцем и св. Анной». Коллекции картин немецкой, голландской, испанской и фламандской школ XVII в. радуют посетителей великолепными полотнами Гойи и Веласкеса, Рубенса и Ван Дейка, Вермеера Дельфтского и Рембрандта. Значительно выросла коллекция картин французской школы. Английское искусство XV1II-XIX вв. представлено правдивыми и вечно свежими пейзажами Констебля, полотнами остроумного Хогарта, поэтичными портретами Гейнсборо, романтическими работами Тернера.
На протяжении многих лет Национальная галерея продолжает удерживать за собой одно из ведущих мест среди крупнейших художественных музеев мира.
Текст: Милена Душева (midu1971)
Полная коллекция картин из Британской Национальной галереи, две с половиной тысячи изображений.
Официальный сайт Национальной галереи: http://nationalgallery.org.uk/
Адрес: Трафальгарская площадь, Лондон.
График работы галереи: 10:00-18:00 (в пятницу 10:00-21:00 )
Из истории Британской национальной галереи
Британская Национальная галерея обладает одним из лучших собраний западноевропейской живописи, где содержатся полотна практически всех великих художников, а также представлены все школы европейской живописи. На сегодняшний день в галерее хранится около двух с половиной тысяч картин, которые относятся к периоду 13-20 века. Все работы в галерее экспонируются в хронологическом порядке.
Британская Национальная галерея основана в 1824 году. Именно в этот период была куплена первая коллекция, которая состояла из 38 картин и принадлежала известному банкиру Ангерштейну. Эти 38 картин стали ядром будущей галереи (деньги на столь ценное приобретение выделила Палата общин).
Первое время картины Национальной галереи выставлялись в особняке Ангерштейна. Существование музея поддерживал британский парламент, который выделял на нужды галереи значительные суммы денег. Во все времена находились меценаты, которые преподносили галерее щедрые презенты. Например, Джордж Бомонт к существующей коллекции из 38 картин пожертвовал свои произведения, которые увеличили численность экспонатов до 54. А в 1831 году полотен стало значительно больше (105), поскольку в собственность галереи (согласно завещанию) отошла коллекция Холуэлла-Карра. Собрание картин музея регулярно пополнялось. Главными источниками этих пополнений были пожертвования и завещания частных лиц, а также помощь различных организаций, иногда государства.
В 1831 году вышел указ о переносе Британской Национальной галереи. Музей требовал отдельного здания, поскольку существующая коллекция уже не умещалась в особняке банкира. Разработкой проекта нового сооружения занимался архитектор Уилкинс. Здание музея построили на Трафальгарской площади, в 1838 году состоялось торжественное открытие галереи.
Во время Второй мировой войны в здание попало десять авиабомб, что привело к его значительным повреждениям, но ни одна картина не пострадала, все экспонаты были заранее эвакуированы. Музей заново отстроили, и с января 46-го года он снова принимает гостей.
История
Открытие Национальной галереи в Лондоне состоялось 11 мая 1824 г., о чем в газете «Тайм» была напечатана короткая заметка. Жителей города оповещали об открытии для публичных посещений Национальной галереи живописи в доме № 100 по улице Пэлл-Мэлл. Основой первой коллекции живописных полотен стали картины из собрания мистера Ангерстейна. Картин было всего 38, а открытию музея живописи предшествовали 50 лет борьбы за воплощение этого в жизнь.
К концу XVIII в. публичные музеи были уже во всех европейских странах. Удивительно, что в богатой и процветающей Англии такого музея не было. Долгое время не было и королевских собраний. Карл I Стюарт был страстным коллекционером, ему удалось собрать в Уайт-холле великолепную картинную галерею. В ней были представлены уникальные произведения художников эпохи Ренессанса, работы знаменитых мастеров XVII в. После казни короля его коллекция была распродана правительством Оливера Кромвеля. В результате этого картины Рафаэля, Тициана, Рубенса, Ван Дейка, Джорджоне перекочевали в прославленные музеи Европы. О великолепии этого собрания живописи можно судить сейчас только по частично сохранившемуся каталогу, составленному хранителем коллекции.
Монархи династии Ганноверов, воцарившейся на английском троне в начале XVIII в., не интересовались искусством. Но ко второй половине столетия Лондон стал стремительно развиваться и превратился в крупнейший культурный центр Англии. В столице возникли научные и художественные общества, появились первые художественные школы. Заметно вырос круг ценителей искусства. Живописцам нужны были помещения, где они могли бы демонстрировать свои произведения.
За необходимость создания художественной галереи в Лондоне высказался первый президент Королевской академии художеств Рей-нолдс. Его идея нашла своих сторонников, но сам Рейнолдс не дожил до момента открытия галереи.
В 1777 г. проходила распродажа великолепного собрания живописи из замка Хоутон-холл, принадлежавшего Роберту Уолпулу. Он был одним из самых богатых людей Англии и оставил после своей смерти огромный замок с картинной галереей, которую оценили в 100 тыс. фунтов стерлингов. Кроме того, наследникам остались долги Уолпула в сумме 40 тыс. фунтов стерлингов. Чтобы покрыть их, им пришлось начать распродажу коллекции картин. Слух о предстоящем аукционе распространился по всей стране и даже за её пределами. В парламент был сделан запрос по этому поводу и некоторые парламентарии предложили государству купить все собрание Уолпула. Но в министерстве прохладно отнеслись к этому предложению и великолепные полотна Рембрандта, Ван Дейка, Рубенса, Му-рильо и других именитых художников попали в Россию. Их купил русский посланник граф Мусин-Пушкин по просьбе императрицы Екатерины II, страстной собирательницы живописных полотен. В 1779 г. в Петербург было доставлено 198 полотен, а идея Рейнолдса пока оставалась неосуществленной.
В 1780-х гг. известный издатель и меценат Бойделл основал Шекспировскую галерею, где были собраны полотна, написанные исключительно на темы произведений Шекспира. Они были выполнены известными художниками по заказу Бойделла. Граверам также был дан заказ — выполнить с этих картин гравюры, которые должны были стать иллюстрациями в новом роскошном издании собрания сочинений Шекспира. Но Бойделл недооценил размах своей затеи и не расчитал свои финансовые возможности. Денег на проект не хватило. Готовые картины пришлось разыграть в лотерею, вся коллекция оказалась разрозненной. До наших дней дошло лишь около 90 гравюр с утраченных полотен. Тем не менее затею Бойделла можно расценивать как оригинальное начинание, даже новаторство в организации музейного дела.
На улице Пэлл-Мэлл, в том самом помещении, где когда-то предполагалось выставлять Шекспировскую галерею, в 1806 г. открылось специальное учреждение — Британский институт — для устройства всевозможных выставок с целью приобретения картин живописцев для будущей публичной галереи. В то время значительно возрос интерес к работам старых мастеров. Появились и настоящие знатоки, разбиравшиеся в искусстве разных стран и направлений. Выставки в Британском институте подготовили почву для создания Национальной галереи. Общественное мнение по этому вопросу уже сложилось, оставалось сделать последний, решающий шаг.
В 1823 г. умер один из самых богатых людей в Англии — банкир Ангерстейн. Его коллекция была хорошо известна в стране. На момент смерти Ангерстейна в ней насчитывалось 38 первоклассных полотен, об уровне которых можно судить по именам живописцев: Лоррен, Тициан, Рубенс, Рейнолдс, Уилки. Картины из собрания Ангерстейна были предназначены для аукциона и могли быть проданы иностранцам. Художественная общественность не могла допустить, чтобы коллекция ушла из страны. Самыми активными сторонниками создания Национальной галереи были президент Академии художеств Лоуренс и художник-пейзажист Джордж Бомонт. Они обратились к премьер-министру лорду Ливерпулу с просьбой рассмотреть возможность приобретения коллекции для государства. Лоуренс также написал письмо сыну Ангерстейна с просьбой не допустить продажи полотен за границу. Все их старания оказались не напрасными. 23 марта 1824 г. правительство приняло решение о приобретении коллекции Ангерстейна для государства. Парламент выделил для этой цели 57 тыс. фунтов стерлингов, ещё 3 тыс. фунтов предполагалось передать Национальной галерее на организационные вопросы.
Жизнь галереи началась в особняке Ангерстейна. Ее хранителем был назначен реставратор Сегье, работавший в Британском институте. Под первым номером в инвентарной книге записано огромное полотно «Воскрешение Лазаря» работы Себастьяно дель Пьомбо, которое особенно ценилось знатоками той эпохи. Современные критики, несмотря на искусный рисунок, называют его театральным и застывшим.
Картины кисти Клода Лоррена «Отплытие св. Урсулы» и «Отплытие царицы Савской» из собрания Ангерстейна считаются одними из лучших произведений художника. На обоих полотнах видна спокойная водная гладь, золотящаяся в солнечных лучах и слегка подернутая рябью. Далекий горизонт в сияющем мареве, стройные мачты кораблей на его фоне, величественные здания на берегу — от этого невозможно отвести взгляд.
Картина «Венера и Адонис» стала достойным началом коллекции полотен Тициана в Национальной галерее. В Англии всегда высоко ценили работы Рубенса и Ван Дейка. Английский портретист Рейнолдс был одним из немногих, кого в XVIII в. восхищал гений Рембрандта.
В собрании Ангерстейна была картина «Христос и грешница», которую Рембрандт написал в 1611 г. и подарил своему другу Яну Сиксу. В помещении величественного храма царит таинственный полумрак. Храм заполнен людьми. В центре сноп света выхватил из толпы две фигуры — Христа и склонившейся перед ним грешницы. Художник сумел создать волнующее ощущение ожидания чуда.
Шумной и яркой кажется картина Рубенса «Похищение сабинянок». На этом полотне изображен сюжет древнеримской легенды. Она касается времени основания Рима. По преданию, первым обитателям города не хватало женщин для продолжения рода. Ромул пригласил на праздник соседнее племя сабинян. Во время пиршества римляне захватили всех женщин этого племени и оставили их у себя. Сабиняне объявили Риму войну, но женщинам удалось остановить сражение и помирить племена. Рубенс весьма вольно подошел к древнему сюжету. Персонажи его картины одеты не в римские тоги, а в костюмы XVII в. Можно подумать, что богатых горожанок волокут по улицам совсем не древние римляне, а какие-то средневековые корсары. Тем не менее полотно даёт представление о характере художника, его приверженности сюжетам, наполненным движениям и страстью.
Рассказывая о главных полотнах коллекции Ангерстейна, необходимо отметить и работы английских мастеров, которые сыграли свою роль в формировании будущего облика Национальной галереи. Основателем английской национальной художественной школы по праву считают Хогарта, крупнейшего мастера первой половины XVIII в. В коллекции Ангерстейна представлена модная в то время сатирическая серия этого художника «Модный брак». Хогарту удалось создать целую галерею образов из высшего общества, сочетая в их изображении реализм и едкую сатиру.
В «Портрете адмирала Хитфилда» знаменитый портретист Рейнолдс проявил свой талант во всем блеске, умело воплотив на полотне образ старого морского волка. Это одна из лучших работ мастера портрета.
Вскоре после открытия Национальной галереи её фонд пополнился ещё одной коллекцией. Ее передал в дар галерее Джордж Бомонт, который ратовал за её открытие. Главным сокровищем его большой коллекции была картина кисти Рубенса «Пейзаж с замком Стен». На картине изображено поместье художника, которое он приобрёл после свадьбы с Еленой Фоурмен. Пейзаж был написан Рубенсом в 1636 г. Он представляет собой грандиозную панораму, которая словно охватывает всю земную жизнь. Здесь и бесконечные луга, частые перелески, средневековый замок, деревенская дорога. Среди персонажей картины охотник, выслеживающий добычу, крестьянин с груженой телегой и, конечно, семья владельца замка, прогуливающаяся по дорожкам парка. И все это освещено золотистыми лучами солнца, уже склонившегося к закату. Пейзаж полон лирического восприятия природы, представляя Рубенса совсем другим по сравнению с его «Похищением сабинянок».
Вместе с коллекцией Бомонта, число полотен в Национальной галерее составляло уже 54 картины. Период образования первоначального собрания галереи был завершен в 1831 г., после того, как в нее попали картины, которые завещал после своей смерти крупнейший английский коллекционер Холуэлл-Карр. Он собирал свою коллекцию с помощью агентов, занимавшихся покупкой картин по всей Европе. Ему удалось приобрести 34 полотна, среди которых были действительно настоящие шедевры. Достаточно назвать «Святое семейство» Тициана и восхитительную «Купающуюся в ручье женщину» Рембрандта, чтобы понять, какими сокровищами пополнилось собрание Национальной галереи.
В доме Ангерстейна картинам уже стало тесно. В залах было душно, жарко и грязно от непрерывного потока посетителей. Эта атмосфера пагубно влияла на состояние живописных полотен. Поэтому в 1831 г. было решено построить для галереи специальное здание. Место для него определили на Трафальгарской площади.
Строительство галереи было завершено к 1838 г. Состоялось её торжественное открытие. Так начался новый этап в жизни художественного музея. Через пять лет фонд галереи составлял уже 187 картин. Музей был открыт для публики четыре дня в неделю. По субботам и пятницам в залах галереи работали художники, изучавшие живопись и создававшие копии со знаменитых полотен.
За долгие годы существования Национальная галерея стала обладательницей многих замечательных шедевров крупнейших живописцев западноевропейских школ. Широким разнообразием отличаются собранные в галерее коллекции итальянского искусства. В них представлены работы таких мастеров раннего Возрождения, как Мазаччо, Дуччо, Пьеро делла Франческа, а также картины художников Высокого Возрождения — Рафаэля, Микеланджело, Леонардо да Винчи. В 1962 г. Национальной галерее удалось приобрести знаменитый картон Леонардо да Винчи «Мадонна с младенцем и св. Анной». Коллекции картин немецкой, голландской, испанской и фламандской школ XVII в. радуют посетителей великолепными полотнами Гойи и Веласкеса, Рубенса и Ван Дейка, Вермеера Дельфтского и Рембрандта. Значительно выросла коллекция картин французской школы. Английское искусство XV1II-XIX вв. представлено правдивыми и вечно свежими пейзажами Констебля, полотнами остроумного Хогарта, поэтичными портретами Гейнсборо, романтическими работами Тернера.
На протяжении многих лет Национальная галерея продолжает удерживать за собой одно из ведущих мест среди крупнейших художественных музеев мира.
Текст: Милена Душева (midu1971)
КОММЕНТАРИИ: 219 Ответы
Опубликовано небольшое дополнение, 30 картин.
Комментирование недоступно Почему?