Илья Ефимович Репин – Не ждали
1884-1888. 161×168. Возвращение политзаключенного из ссылки
Где находится оригинал: Государственная Третьяковская галерея, Москва.
На эту операцию может потребоваться несколько секунд.
Информация появится в новом окне,
если открытие новых окон не запрещено в настройках вашего браузера.
Для работы с коллекциями – пожалуйста, войдите в аккаунт (откроется в новом окне).
Поделиться ссылкой в соцсетях:
КОММЕНТАРИИ: 1 Ответы
Картина Репина «Не ждали» соединяет в себе черты бытового жанра с историческим. Проблема общественного и личного долга находит здесь сложное психологическое решение. Типичная интеллигентная семья показана в привычной для неё будничной обстановке. Неожиданное возвращение ссыльного революционера приводит в минутное замешательство всех присутствующих.
С большим психологическим мастерством передана вся сложность чувств и переживаний. Здесь и порыв матери, и затаённая радость жены, и ликование сына, и испуг девочки, и выжидание прислуги. Выразительная характеристика каждого персонажа создаёт образы выпуклые и ярко индивидуальные. Избирая для своей картины такой момент развития действия, когда кульминация должна наступить через несколько мгновений, Репин держит зрителя в напряжённом ожидании, предоставляя ему возможность самому домыслить завершение ситуации.
Подчёркивая неожиданность событий, художник отдельными деталями (сдвинутое на переднем плане кресло, срезанные краем картины кресло и стул) создаёт впечатление жизненной случайности и естественности положений. Однако вся композиция картины даёт чёткую логическую конструкцию, в которой расположение фигур и предметов строго уравновешено.
Мастерски решена цветовая гамма полотна. Общая просветлённая тональность придаёт драматической сцене лирическую окраску. Колорит становится ключом к оптимистическому решению темы. Так бытовая картина, воплощающая революционную тему, в трактовке Репина перерастает рамки обычного жанра, превращаясь в картину историческую.
Комментирование недоступно Почему?
Картина Не ждали художника Ильи Репина изображает сцену неожиданного возвращения в семью. Главный герой, мужчина в длинном пальто и с шапкой в руке, входит в комнату, где собралась семья, явно не ожидающая его. Его вид и поза выражают усталость и, возможно, пережитые тяготы.
Лица членов семьи, застигнутых врасплох, выдают смесь удивления, радости и некоторого напряжения. Женщина в чёрном платье, стоящая ближе к зрителю, с наклонённой головой и напряжённо смотрит на входящего, словно оценивая его состояние или обстоятельства возвращения. Дети, сидящие за столом, тоже обращают на него внимание: мальчик смотрит с широкими глазами, девочка — с более настороженным выражением.
Обстановка комнаты, судя по обоям с узором, мебели и книгам на столе, указывает на интеллигентную семью. Однако, несмотря на кажущееся спокойствие (мирно сидящие дети, книги), атмосфера в доме, очевидно, напряжена из-за внезапного появления отсутствующего.
Подтектст картины заключается в изображении момента, когда человек, долго отсутствовавший (возможно, по политическим или личным причинам, связанным с общественными потрясениями того времени), возвращается домой. Неожиданность его появления нарушает привычный уклад жизни семьи, вызывая целый спектр эмоций, от облегчения и радости до тревоги и неизвестности. Картина тонко передаёт психологическое состояние каждого персонажа, оставляя зрителю простор для размышлений о причинах отсутствия и о будущем семьи.