Менины Диего Родригес де Сильва и Веласкес (1599-1660)
Диего Родригес де Сильва и Веласкес – Менины
1656. 318x276
Редактирование атрибуции
Скачать: 10730×12350 px (12,8 Mb)
Художник: Диего Родригес де Сильва и Веласкес
Где находится оригинал: Прадо, Мадрид (Prado, Madrid).
Вот уже более 350 лет любители искусства восхищаются «Менинами». Эта сложная картина маслом, написанная Диего Веласкесом, представляет собой невероятно тонкое изображение жизни при дворе испанского короля Филиппа IV. Возможно, одна из самых важных картин во всей истории западного искусства, этот шедевр 1656 года продолжает оказывать влияние на художников и сегодня. Название картины, которое переводится как «Дамы в ожидании», стало поворотным пунктом в истории искусства благодаря тому, что Веласкес отошел от строгих формальных портретов, которые обычно определяли королевскую власть.
Вот уже более 350 лет любители искусства восхищаются «Менинами». Эта сложная картина маслом, написанная Диего Веласкесом, представляет собой невероятно тонкое изображение жизни при дворе испанского короля Филиппа IV. Возможно, одна из самых важных картин во всей истории западного искусства, этот шедевр 1656 года продолжает оказывать влияние на художников и сегодня.
Название картины, которое переводится как «Дамы в ожидании», стало поворотным пунктом в истории искусства благодаря тому, что Веласкес отошел от строгих формальных портретов, которые обычно определяли королевскую власть. На большом полотне изображена инфанта Маргарита Тереза, дочь короля, в окружении свиты, а Веласкес стоит за мольбертом и пишет её портрет.
Сейчас «Менины» находится в мадридском музее Прадо и является одним из самых ярких произведений Веласкеса. Но что же такого в этом шедевре, что интригует публику на протяжении веков? Что делает его таким новаторским и что пытался передать Веласкес с помощью этой картины? Давайте рассмотрим, что делает «Лас Менинас» такой культовой и какое наследие она оставила после себя.
К тому времени, когда Веласкес написал картину «Менины», он уже более 30 лет работал при дворе короля Филиппа IV. За это время он стал незаменимым и был рядом с королем, когда умерли его первая жена и их единственный сын. На момент написания картины король Филипп снова женился на Мариане Австрийской, и Маргарет Тереза (молодая девушка в центре картины) была их первой и единственной дочерью.
По заказу Филиппа картина была повешена в его личном кабинете в летнем дворце. До 1819 года она оставалась в королевском дворце, после чего перешла в коллекцию музея Прадо. Многое из того, что мы знаем об этой картине, принадлежит испанскому писателю Антонио Паломино, который посвятил «Лас Менинас» целый раздел своей книги об испанских художниках. Он не только указал год создания картины, но и идентифицировал большинство людей, изображенных на полотне. Благодаря Паломино мы также знаем, что на картине изображена комната, расположенная в королевском Алькасаре. Эта крепость, ставшая дворцом, была резиденцией правителей Габсбургов.
Главные фигуры в «Менинах»
Поскольку на одном полотне изображено так много людей, очень важно понять, кто каждый из них и какова была его роль при дворе Габсбургов.
Инфанта Маргарита Тереза
На момент написания картины «Лас Менинас» юной принцессе было около 5 лет. Хотя у Филиппа было 12 детей от двух жен, Маргарет Тереза была лишь одной из двух, доживших до зрелого возраста. Позже она стала императрицей Священной Римской империи, выйдя замуж за Леопольда I. Здесь её сопровождают две фрейлины, одетые со всей пышностью, которую можно было бы ожидать от молодой Габсбург. Интересно, что её взгляд обращен не на одну из фрейлин, а прямо на того, кто стоит за мольбертом Веласкеса.
Мария Агустина Сармьенто и Исабель де Веласко
По обе стороны от Маргариты Терезы стоят её фрейлины (meninas). Исабель стоит слева от молодой принцессы, готовая сделать реверанс. Мария Агустина вместо этого опускается перед ней на колени и предлагает ей что-нибудь выпить на подносе.
Мария Барбола и Николасито Пертусато
Два карлика – немка Барбола и итальянец Пертусато – стоят на правой стороне полотна. Нога Пертусато поставлена на спину собаки, как будто он пытается пробудить её ото сна. Собака – прекрасный пример испанского мастифа, которых разводили как сторожевых собак, охранявших отары овец. Карлики играли важную роль при дворе Филиппа, и их выдающееся положение подчеркивают многочисленные портреты придворных карликов, созданные Веласкесом.
Марсела де Ульоа
Сразу за Исабель де Веласко стоит сопровождающая Маргариты Терезы Марсела де Ульоа. Она одета в траур и беседует с неизвестным человеком, который, вероятно, является телохранителем.
Хосе Ньето
Камердинер королевы Хосе Ньето занимает видное место на портрете благодаря тому, что он стоит в дверном проеме. Ньето также был руководителем гобеленовых работ при дворе и, возможно, являлся родственником Веласкеса. Кажется, что он отодвигает занавеску в дверном проеме, возможно, чтобы впустить больше естественного света, пока художник работает.
Король Испании Филипп IV и Мариана Австрийская
Хотя не сразу можно понять, на кого смотрит юная Маргарита Тереза, внимательные наблюдатели заметят пару, отраженную в зеркале в задней части комнаты. Здесь мы видим фигуры короля Филиппа IV и его королевы, Марианы Австрийской. А если учесть, что мы также видим Веласкеса, пишущего картину за мольбертом, то все становится ещё яснее – она смотрит на своих родителей. Использование зеркал и отражений в картине, скорее всего, связано с влиянием «Портрета Арнольфини» Яна ван Эйка. Этот шедевр Северного Возрождения, написанный в 1434 году, висел во дворце Филиппа, так что Веласкес наверняка видел его.
Диего Веласкес
Хотя художники нередко включают себя в картины – Рафаэль изобразил себя в «Афинской школе» - Веласкес отводит своему автопортрету видное место в картине. Действие «Лас Менинас» происходит не только в его живописной мастерской в Алькасаре, но и все в произведении вращается вокруг действий художника. Работая не только как придворный художник, но и как хранитель обширной художественной коллекции Филиппа, Веласкес играл важную роль в культурной жизни двора. Здесь испанский художник изображен перед холстом, работающим над портретом королевской четы.
Что означает «Лас Менинас»?
Захватывающая картина ставит зрителей в положение короля и королевы. Этот интересный поворот делает того, кто смотрит на картину, одновременно и зрителем, и участником. Конечно, первоначально зрителем должен был быть Филипп, поскольку картина висела в его кабинете. Учитывая это, «Лас Менинас» показывает зверинец персонажей, которые были бы важны для самого короля.
Некоторые искусствоведы рассматривают эту работу как способ Веласкеса продемонстрировать собственную значимость при дворе. Возвышаясь над «механическим» искусством живописи, он демонстрировал свою значимость. Это было важно, если обратить внимание на небольшую деталь в том, как художник изображает себя.
Красный крест на его груди – символ ордена Сантьяго, престижного религиозного и военного ордена. В орден было очень трудно вступить, но он был принят в него в 1659 году по указу короля. Хотя раньше считалось, что он добавил крест на грудь позднее, новые исследования по сохранности показывают, что это не так. Может быть, художник преследовал свои собственные цели до получения рыцарского звания?
Искусствовед Джонатан Браун, ведущий эксперт по Веласкесу, выдвинул другую теорию. Он утверждает, что картина была написана в период между посвящением художника в рыцари в 1659 году и оказанием помощи Филиппу в важной политической поездке во Францию в 1660 году. Браун предположил, что «Менины» была своего рода благодарностью королю Филиппу за посвящение Веласкеса в рыцари.
Как бы то ни было, «Менины» остается интригующей сложной игрой между художником, моделью и зрителем. Кто на кого смотрит? И почему? Это неразгаданная тайна, которая восхищает любителей искусства.
Влияние картины
Влияние только возросло, когда работы Веласкеса начали приобретать международную известность в 19 веке. Пабло Пикассо был особенно очарован «Менинами». Гений кубизма написал 58 вариантов этой работы в 1957 году. В 1958 году Сальвадор Дали написал свою собственную картину, посвященную этому произведению, под названием «Веласкес, рисующий инфанту Маргариту светом и тенью собственной славы». Он продолжал возвращаться к этой теме, создавая работы, вдохновленные «Лас Менинас», на протяжении всей своей карьеры.
В то время как работы Пикассо и Дали служили прямой данью уважения своему коллеге-испанцу, другие художники брали уроки с этой картины и использовали их для улучшения своих портретов. Самый известный пример – картина Джона Сингера Сарджента «Дочери Эдварда Дарли Бойта», написанная маслом в 1882 году. Использование Сарджентом пространства, переход от темного фона к светлому переднему плану, а также его свободные мазки кистью и композиция фигур, несомненно, находились под влиянием Лас Менинас.
Кому понравилось
Пожалуйста, подождите
На эту операцию может потребоваться несколько секунд.
Информация появится в новом окне,
если открытие новых окон не запрещено в настройках вашего браузера.
Нужно авторизоваться на сайте
Для работы с коллекциями – пожалуйста, войдите в аккаунт (откроется в новом окне).
КОММЕНТАРИИ: 6 Ответы
Подробнее об этой картине:
Удивительная картина Веласкеса - «Менины»
не чего интересного
Веласкез, Матисс, Гойя... это миры, о которых мы только догадываемся...
видео
http://rutube.ru/video/ac6ed120f2f6ecab1b30dd9a7d342289/
Очень трудно передать словами впечатление от работ Веласкеса
Когда-то, впервые увидев «Менины» Теофиль Готье воскликнул: «Где же картина?»
Высшим комплиментом художнику являются слова «как живое». Так выражали свое восприятие еще древние греки. Так говорили о великих художниках Возрождения, Рубенсе, Гольбейне.
Видимо, впечатление «как живое» достигается художниками разными способами
В чем же главная особенность картин Веласкеса? В гениальном изображении световоздушного объема пространства.
Исторически в живописи раньше стало развиваться выражение объемов и линий. И уже значительно позднее стали развиваться приемы световоздушной живописи.
На гениальном полотне Веласкеса «Менины» мы как раз очень явственно ощущаем особенное свечение пространства около фигурки маленькой инфанты Маргариты. Мы не видим источника света, но создается ощущение, что свет возникает как-будто сам по себе именно в этом уголке пространства. А может быть свет исходит от этого ребенка? И только внимательно рассмотрев все детали картины, замечаешь справа раму окна, через которое очевидно и проникает мягкий дневной свет.
Веласкес стал одним из первых реформировать живопись от объемно-линейной к свето-живописной.
Наше зрение различает темные и светлые пятна, ощущает легкую воздушную дымку, размывающую очертания предметов. «Линии» больше воображаются, чем реально видятся.
Но весь предшествующий опыт так влияет на зрение, что на самом деле мы более «зрим» разумом, чем глазами.
Именно поэтому, даже сейчас, когда световоздушная живопись прошла долгий путь развития и уже приучила наш глаз воспринимать предметы и тела растаявшими в воздухе, для многих изображение с четко прорисованным объемом иногда выглядит более натуральным, чем световоздушное.
Здесь для сравнения я приведу одну репродукцию картины Гольбейна, гениального живописца своего времени, чтобы была виднее разница между двумя направлениями живописи.
Однако, не отрицая достоинств линейно-объемного изображения, можно сказать, что все-таки оно уступает живописному световоздушному изображению в настоящей живости и реалистичности.
"Что нового? Веласкес-и ныне и присно" С. Дали. Непревзойдённый шедевр на века. Эта картина-тайна за семью печатями, которая будет всегда будоражить умы людей.
Комментирование недоступно Почему?