Конструктивный рисунок черепа головы человека: Композиция листа читать ~15 мин.
Композиция листа
Чтобы успешно справиться с учебным заданием, необходимо выполнить, как минимум, три рисунка черепа головы человека в разных поворотах. Рисунок в фас, рисунок в три четверти и в профиль. Не понимайте в буквальном смысле слова «рисунок в фас», «рисунок в профиль» и так далее! Мы должны нарисовать череп как сложную форму в пространстве, при этом размышляя простыми категориями объема.
Вы можете себе представить куб, нарисованный в профиль или в фас? Можно, но только не в форме куба, а в форме квадрата. Чтобы избежать в этом задании подобных просчетов, смотрите на череп, как на куб в ракурсе. То есть нужно обязательно увидеть толщину формы, а для этого необходимо немного сместиться относительно нее в какую-либо сторону.
Когда вы выбрали нужное положение для рисунка, приступайте к организации пространства графического листа. В некоторых изданиях по рисунку (с которыми вы уже отчасти знакомы) написано, что размер рисунка черепа или головы человека в листе не должен превышать натуральной величины; что перед лицевой частью нужно оставлять немного больше пространства, чем у затылочной части головы. Это не совсем верно.
Выбирая формат А2 для рисунка черепа головы человека, вы, в первую очередь, преследуете цель композиции рисунка и листа. И если в этом формате будет один рисунок черепа, пропорционально связанный с пространством листа, вы будете правы, несмотря на крупный рисунок. Но с другой стороны, зачем заниматься гигантоманией, когда можно поместить в этот формат два рисунка, приближенных к натуральной величине, или выбрать формат A3 для каждого рисунка?
Другими словами, если вы рисуете яблоко в формате листа А2, найдите пропорциональные отношения изображения (отношение размеров яблока к пространству выбранного листа). Изображение яблока будет крупным, но композиция листа будет верной. Вас волнует крупное изображение яблока? Возьмите для рисунка фрукта формат бумаги А4, и проблемы будут решены.
Что касается увеличенного пространства листа перед лицевой частью черепа (а по сути, элементарного смещения массы рисунка в какую-либо сторону), то это, если не имеется в виду намеренный композиционный прием, недопустимо. Соразмерная масса рисунка черепа должна находиться в состоянии покоя на листе и не вызывать желания переместить ее в пространстве листа вверх, вниз или в сторону; а тем более, что самое недопустимое, обрезать лист. Выше сказанное касается всего раздела «Рисунок головы».
Рисунок черепа головы человека можно поместить в центр листа. Но им является не физический центр, а оптический. Если мы массу рисунка поместим в физический центр, то нам будет казаться, что она « тяжелая» и «проваливается» вниз. Лучше будет, если всю массу рисунка приподнять вверх на полтора сантиметра. Правильный квадрат нам кажется приплюснутым, и мы намеренно вытягиваем его слегка вверх. Возможно, по этой причине мы не всегда производим перспективные сокращения, когда смотрим на предмет немного сверху.
Итак, мы наметили, или «набрали», массу черепа в листе. Все это может представлять собой подобие эллипса или наброска. Если почувствовали, что рисунок соразмерен пространству листа и находится в «состоянии покоя», то можно приступать к конструктивному построению черепа. При этом применяя в рисунке методы конструктивного анализа, пропорциональных отношений, а также методы линейной и воздушной перспективы (ил. 57).
Далее Конструктивное построение черепа человека