Тоновый рисунок натюрморта:
Освещение, Объем, Частичное введение тона читать ~14 мин.
Освещение, Объем, Частичное введение тона
После завершения работы над конструктивным построением предметов натюрморта, их пропорциональными отношениями приступайте к определению источника освещения. Источник освещения должен находиться слева и сверху или справа и сверху. Цель освещения — помочь дальнейшему выявлению объема самого пространства и предметов в этом пространстве.
До этого вы максимально использовали возможности линии. На первом плане линии построения активные и более темные. Самая темная линия — та, которая находится ближе всех линий к вам в вашей композиции, например, линия окончания стола. Это может быть и участок линии на эллипсах, когда вы передаете окружность в пространстве. Линия, удаляющаяся от вас к горизонту, по мере удаления теряет свою активность.
Не стесняйтесь в активности линейного рисунка. Он не должен быть «вялым», иначе (при введении тона) линейный рисунок пропадет, сольется с тоновым пятном и вам периодически придется его восстанавливать. Работа над линией, а значит, и над точностью рисунка, продолжается в течение всего рисунка натюрморта. Не убирайте намеренно линии построения из рисунка после завершения работы над конструктивной частью предметов натюрморта.
Передачу реального объема предметов натюрморта и пространства одним линейным рисунком не выразить, поэтому далее вам необходимо воспользоваться возможностями реального освещения.
Свет, распространяющийся от источника, падает на предметы натюрморта и имеет свойство отражаться от их формы. Сила отраженного света зависит от положения участка формы относительно источника освещения и вас (то есть угол падения равен углу отражения), а также от способности предмета принимать и отражать свет.
Способность принимать и отражать свет у предметов разная, это зависит от фактуры предмета, его материальности и окраса по светлоте. Предмет может иметь матовую или полированную поверхность, быть, например, из стекла; может быть светлым или темным. Все это сильно влияет на силу отраженного света. Так, самыми светлыми будут являться участки формы, к которым лучи света, направленные от источника, подходят перпендикулярно. Эти лучи света упираются в поверхность формы. Там, где лучи света от источника скользят по поверхности формы, она менее освещена.
Освещение в рисунке передается при помощи тона. Определите собственные, падающие тени и светотени в зависимости от источника освещения. На телах вращения светотень мягкая и размытая, она совпадает с границей света и тени и напоминает вам светотень на таких геометрических предметах, как цилиндр, конус, шар. На корпусных предметах светотень жесткая, она совпадает с гранью.
Не забудьте определить и самое светлое место на предметах, имеющих форму вращения. Моделировка предметов натюрморта светом начинается с введения легкого тона в тени собственные и падающие.
Создание тонового пятна графитовым карандашом потребует от вас определенного опыта. Штрих (линия) - одно из двух выразительных средств рисунка. Множество штрихов, созданных рядом друг с другом, образуют тоновое пятно. Плотность штрихов влияет на глубину тона. Тон наносится карандашом по форме предмета - так пишут почти все учебные издания о рисунке. Это не совсем верно, потому что шарообразные предметы натюрморта вам придется моделировать коническими кругами. Штрих - это не цель, а средство.
Цель - объем предмета, и при хорошей моделировке формы предмета натюрморта штрих в глаза не бросается. Наносите штрих, как вам удобно; обычно он наносится справа налево и сверху вниз под углом примерно в сорок пять градусов (для человека, рисующего правой рукой). Исходя из собственного опыта, в дальнейшем вы будете чувствовать, когда вы «гладите собаку по шерсти», а когда «против нее».
Если одновременно наносить тон по теневой и светотеневой частям предмета, соблюдая при этом законы воздушной перспективы, то получится теневая часть, состоящая из светотени, рефлекса и контурной линии. Со вниманием отнеситесь к падающим теням. Граница света и тени у них жесткая (при одном источнике освещения), и существует область светотени, отчего тень внутри кажется прозрачной.
Изображение падающей тени - дело хитрое. Проще говоря, если падающая тень подчеркивает плоскость стола, на которую она падает, и выявляет объем драпировки, то ее показывают в полном объеме. Но если эта тень разрушает объем, на который падает, с ней обходятся деликатно. В архитектурном, дизайнерском рисунках тень от предмета, если она разрушает форму самого предмета, на который падает, по мере удаления от предмета растворяют или вовсе не показывают.
Проделав эти операции (применив методы), вы выполнили рисунок с частичным введением тона, произвели анализ пространства, формы предметов натюрморта и освещения. Для архитектора или дизайнера, интерес которых направлен на формообразование объекта, задача выполнена; для рисовальщика же, преследуемая цель которого - передать реальный трехмерный мир предметов и сами предметы в двухмерном пространстве листа, рисунок продолжается.
Переходим ко второй части академического рисунка.
Далее Тоновое решение композиции натюрморта