Тоновый рисунок натюрморта: Завершение и Обобщение читать ~14 мин.
Завершение и Обобщение
…Подошли к завершению, но не завершили. Посмотрите на выполненный рисунок натюрморта в целом и проанализируйте его. Соответствует ли рисунок вашему первоначальному замыслу, представленному в форэскизе? Наверное, «соответствует, но как-то все дробно» ? Просто, рисуя натюрморт, вы потеряли ощущение его композиционной целостности.
Сколько бы ни было предметов в натюрморте —это все же единый организм, погруженный в среду. Вспомним, с чего начиналась композиция листа: с нахождения в его пространстве единой массы предметов натюрморта. Увлекаясь проработкой предметов и их деталей, вы забыли, что они являются частями целого, так как смотрели на натюрморт широко открытыми глазами и видели все подряд.
А теперь прищурьте (в прямом смысле!) глаза и посмотрите, что вы должны были нарисовать. Падающие, собственные тени предметов стремятся объединиться в причудливое темное пятно; освещенные части предметов стремятся организовать свое пятно; дальний план темнеет; первый план становится контрастным. Немного усильте тон в углах композиции, чтобы, читая рисунок, скажем, по кругу, ваш взгляд не задерживался на них.
Вы прошли путь от общего к частному, а теперь проделайте путь обратный —к общему, то есть произведите обобщение тонового рисунка натюрморта.
Не забывайте о возможностях воздушной перспективы. Темная драпировка, уходящая в пространстве натюрморта от передней части стола в глубину, конечно, теряет тоновую интенсивность по мере удаления (и не только она!). На переднем плане драпировка будет иметь более темный тон тени и светотени по сравнению с дальним планом, что вызовет эффект ярко освещенной поверхности драпировки.
Следите за тем, чтобы тоновые пятна находились в равновесии. В противном случае, «тоновое опрокидывание» композиции в какую-либо сторону вызовет неприятное впечатление от вашего рисунка.
Теперь, когда вы понимаете, что композиция натюрморта может строиться на тоновых пятнах, рассмотрим второй способ (метод) тонового решения натюрморта. Вернемся к разделу «Композиционноерешение листа» и еще раз с ним ознакомимся. Именно с этого раздела начинается другой подход к тоновому рисунку натюрморта.
Задача: привести натюрморт к обобщенному состоянию тоновых пятен. Увидеть композицию натюрморта через крайние, противоположные тоновые отношения, то есть темное и светлое.
Цель: найти равновесие, баланс двух тоновых пятен в пространстве листа. Создать тоновую конструкцию листа.
Далее выполняем конструктивное построение натюрморта согласно форэскизу и вводим освещение, что позволит построить границы света и тени, а также границы падающих теней. Обратим внимание на тоновое состояние освещенных и теневых частей натюрморта. Освещенные части натюрморта различны по тону, в зависимости от окраса предметов, фактуры, материала. Теневые части, напротив, очень близки по тону и объединены в локальное единое пятно. Даже самый светлый предмет в тени имеет небольшие отличия в тоне от более темных предметов.
Сделаем вывод. Теневая часть натюрморта является связующим пятном для всех предметов натюрморта.
Предлагается приступить к тоновому решению натюрморта с организации теневых частей натюрморта в единое пятно. Это позволит активно лепить форму предмета светом и тенью, следить за развитием тонового пятна и сохранять композицию в равновесии, а также продолжать работу над совершенствованием линейного рисунка.
По окончании работы над темным пятном мы получим как бы крайние границы тоновой шкалы (скажем, границу темного и границу светлого) в пределах, в которых мы и будем строить отношения полутонов. Но эти отношения будут нами полностью управляемы. Они будут смещаться или в сторону темного, или в сторону светлого, в зависимости от необходимого тонового баланса, окраса предметов, воздушной перспективы, освещения.
Итак, работа над рисунком идет быстро и осознанно. На протяжении всей работы над рисунком не теряется ощущение целого. Рисунок в завершенном виде выглядит контрастным, не «замученным», но все это требует определенного опыта.