Мауриц Эшер: искусство по формуле? читать ~4 мин.
Все люди привыкли восхищаться произведениями искусства. Многие из них можно увидеть в выставочных залах, на полках специализированных магазинов, услышать, прочитать, увидеть. Доставка из Китая картин и других произведений искусства делает их всё более доступными. Но, по мнению многих людей, искусство содержится во всём, что окружает нас самих. Ежедневно мы можем наблюдать рассветы и закаты, звёздное небо, переливы солнечного света, обилие облаков, перекатывающихся из одного конца небесной сферы к другой. В зимнюю пору мы можем рассматривать виртуозные рисунки на окнах, любоваться блестящими сугробами, ветвями деревьев, которые окутаны пушистым инеем. Всё это завораживает нас. И всё это – искусство природы. Не просто человек делает мир красивее и лучше, это делает сама природа.
Но подвержены ли этому закону те вещи, которые, казалось бы, сами из себя не представляют ничего красивого? Имеется в виду – как подвержены природе пространство и плоскости?
Голландский художник Мауриц Эшер однажды решил доказать, что даже математика может быть подвластна искусству и сама быть искусством. Не имея специального математического образования, сам Эшер создавал такие работы, которые заставляли ломать головы даже великих математиков. В его картинах они могли найти и воспроизведения сложных математических законов, и просто увидеть привычное в другом свете. Так, Эшер мог расположить плоскость так, что приходилось долго думать, совмещать одну часть картины с другой, рассматривать их всё больше и больше. Наконец, у зрителя начинало рябить в глазах, он бросал это занятие и отходил к следующей картине. И там повторялось в точности то же самое.
Часто Эшер в своих картинах использовал такие явления в математике, как разбиение плоскости, словно мозаики, о расположении трёхмерных объектов, так называемыми «невозможными фигурами». Все эти знания он черпал из математических статей. По состоянию здоровья мечта Эшера о том, чтобы стать архитектором, была невозможной, поэтому он начал рисовать. После нескольких выставок и репортажах в журналах, его имя приобрело всемирное известность.
Как известно, плоскость может разбиваться на регулярные и нерегулярные мозаики. Относящиеся к первой группе мозаики с использованием простых многоугольников разбиваются на набор замкнутых фигур. Но Эшера это интересовало мало. Более он увлекался нерегулярной мозаикой, в которой с помощью разных фигур можно создать совершенно разную интерпретацию плоскости. Но и на этом он не остановился. В такую отрасль математики он ввёл собственное изобретение – мозаику, которая состояла из фигур, которые могут изменяться и изменять пространство вокруг себя. Поразительно, что человек, не имеющий математического образования, мог выполнять такие работы. Скорее всего – он был гением в этом, и ему способствовал талант.
Эшер в своих работах не использовал всем известные правильные фигуры. Используя такие свойства геометрических фигур, как симметрия, смещение и прочие, он искажал их, превращая в птиц, животных и прочее. Он крутил ими, как хотел, чтобы добиться желаемого результата.
Особую прелесть составляли для Эшера многогранники и объёмные тела. Если посмотреть на его работы, кажется, что он не рисует их, а воссоздаёт на бумаге из воздуха. Изображение получается таким, что хочется взять и потрогать тот или иной многогранник. Но это только рисунок. Практически во всех работах Эшера можно встретить ту или иную математическую фигуру, имеющую особую красоту и шарм. Художник явно не жалел сил и времени на свои работы. Попутно изучая, дополняя свои знания всё новыми и новыми примерами, Эшер в своих картинах создавал собственную математическую Вселенную, искажая и пространство, и время, и вещи, и даже геометрические фигуры.
Он создавал работы, которые завораживали, которые заставляли задуматься. На них смотришь и думаешь – как же это так? Но всё это он создавал с помощью обычного карандаша, пользуясь умением рисовать и любительскими математическими знаниями. Знаменитые работы Эшера видели все: это и «Рисующие руки», которые рисуют самих себя – получается цикл, и изображение ленты Мёбиуса, и многие-многие другие работы, которые можно сразу же узнать из толпы – по тому, сколько в них содержится геометрии.