Средневековые фрески читать ~13 мин.
Средневековая фресковая живопись представляет одну из наиболее значимых форм монументального искусства, которая достигла особого расцвета в период с X по XV век. Эта техника росписи по сырой известковой штукатурке позволяла создавать долговечные произведения искусства, которые становились неотъемлемой частью архитектурного пространства храмов, монастырей и светских зданий.
Средневековые мастера разработали сложную систему художественных приёмов и тематических программ, объединявших религиозные догматы с художественным выражением. Фресковая живопись служила не только декоративным целям, но и выполняла важную образовательную и духовную функцию, передавая библейские сюжеты и христианские идеи неграмотному населению через визуальные образы.
2 Техники исполнения фресок
3 Материалы и пигменты
4 Тематика и иконография
5 Иконографические программы различных регионов
6 Стилистические особенности и художественные приёмы
7 Консервация и реставрация
История развития фресковой техники
Фресковая живопись имеет древние корни, восходящие к античности, однако именно в средневековый период она приобрела характерные черты и достигла технического совершенства. Слово «фреска» происходит от итальянского «affresco», что означает «свежий», указывая на основную особенность техники — нанесение красок на влажную штукатурку.

В ранний средневековый период фресковая живопись развивалась преимущественно в рамках византийской художественной традиции. Византийские мастера создали стандартизированную систему церковной росписи, где каждый элемент храмового пространства имел строго определённое иконографическое содержание. Купола, стены и своды византийских церквей покрывались фресками с библейскими и христианскими сюжетами, выполненными в характерной статичной манере.
Развитие западноевропейской фресковой традиции началось в романский период (X-XII века). Романские фрески отличались яркими, преимущественно первичными цветами и энергичным стилем как в скульптуре, так и в живописи. Художники этого периода следовали византийским иконографическим моделям для наиболее распространённых церковных сюжетов, включая изображения Христа во славе, Страшного суда и сцен из жизни Христа.
![]()
Фреска
Что такое фресковая живопись? Характеристики Художественный термин Fresco (по-итальянски «свежий») описывает метод окраски, при котором цветные пигменты смешиваются только с водой (без связующего вещества), а затем наносятся непосредственно на свежеуложенную известковую штукатурку (грунтованную штукатуркой поверхность).
Готический период принёс значительные изменения в фресковую живопись. Мастера начали экспериментировать с пространственными решениями и более реалистичным изображением человеческих фигур. Особенно важным стал XIV век, когда в Падуе сформировалась выдающаяся школа фресковой живописи. Художники, начиная с Джотто, внесли важные стилистические новшества в историю искусства, разработав новые способы изображения аллегорических повествований в пространственной перспективе.
Региональные школы и традиции
Каждый регион средневековой Европы развивал собственные традиции фресковой живописи. Армянское монументальное искусство стало бесспорным лидером раннесредневекового и средневекового художественного творчества. Армянские фрески, как и монументальная живопись в целом, основывались главным образом на христианских темах, что повышало их художественную ценность.
Русская фресковая традиция развивалась под значительным византийским влиянием, но со временем приобрела характерные местные черты. Новгородские монастырские церкви второй половины XIV века демонстрируют уникальные программы фресковых украшений, отражавшие как литургические традиции, так и влияние западнобалканской художественной культуры. Иконографические программы нартексов служили своеобразной прелюдией к украшению основного пространства храма.
Сербская фресковая традиция представлена выдающимися памятниками, такими как росписи монастыря Дечани. Фрески Дечани представляют собой не просто собрание иконографических тем, найденных в старом сербском искусстве, но и собрание художественных схем. Намерение представить верующим художественное воплощение всей истории спасения было предприятием беспрецедентным, которое никогда не повторялось ни в византийском, ни в сербском искусстве.
Техники исполнения фресок
![]()
Фреска: история и техника живописи
Фреска — древнейший вид монументальной живописи, выполняемой водными красками по свежей, сырой штукатурке. Название происходит от итальянского «fresco» — «свежий».
Буон фреско и фреско секко
Средневековые мастера использовали две основные техники фресковой живописи: буон фреско (истинная фреска) и фреско секко (сухая фреска). Буон фреско – метод живописи на штукатурке, при котором краски наносятся на влажную поверхность. Пигменты, смешанные с водой, химически связываются с известковой штукатуркой, создавая чрезвычайно долговечную роспись.
Фреско секко, напротив, выполняется на сухой штукатурке. Эта техника позволяла художникам работать медленнее и вносить исправления, но краски не становились частью стены, а располагались на её поверхности. Многие средневековые фрески представляют собой комбинацию обеих техник, где основная роспись выполнялась буон фреско, а детали и поправки добавлялись секко.
Подготовительные работы
Процесс создания фрески начинался с тщательной подготовки стены. Первый слой штукатурки, называемый «арриччо», наносился на очищенную стену. Этот грубый слой толщиной около одного сантиметра состоял из смеси гашёной извести с крупнозернистым речным песком. Шероховатость этой поверхности способствовала лучшему сцеплению последующих слоёв.
На арриччо художник наносил подготовительный рисунок — синопию. Сначала древесным углём, который легко стирался, намечались основные контуры композиции. После утверждения рисунка мастер использовал охру для нанесения второго набора линий рядом с угольными. Затем перьями удалялись угольные линии, а красной землёй прорисовывались детали изображения — складки драпировок, лица, светотеневые переходы.
Система джорната
Ключевым элементом техники буон фреско была система джорната — дневных участков работы. Джорната означает количество живописи, которое можно выполнить за один рабочий день на основе опыта художника. Это количество зависело от способности мастера расписать определённую площадь за время, пока штукатурка остаётся влажной и пигмент может сцепиться со стеной.
Свежая штукатурка — интонако — наносилась ежедневно только на тот участок, который художник планировал расписать. Обычно площадь одного дневного участка составляла от 6 до 9 квадратных метров. Интонако – тонкий прозрачный слой, состоящий из одной части гашёной извести и двух частей мелкозернистого песка. Этот финишный слой должен был оставаться влажным во время росписи.
Когда художник заканчивал работу на день, избыточная штукатурка соскабливалась, чтобы предотвратить её высыхание. На следующее утро мастер мог начать с новой, влажной штукатурки, готовой для росписи. Границы джорната обычно планировались таким образом, чтобы соответствовать контурам фигур или объектов, делая дневные сегменты менее заметными.
Техника нанесения красок
Роспись фрески требовала высокого творческого напряжения, мастерства, скорости и точности работы. Наиболее подходящим сезоном для фресковой живописи был тёплый летний период с мая по сентябрь. Работа начиналась с верхней части храма и алтарей.
После нанесения интонако поверхность выравнивалась, на стене размечались вертикальные и горизонтальные линии. Затем делался подмалёвок всей композиции жёлтыми, красными, коричневыми или чёрными пигментами, смешанными с водой, а основные линии эскиза процарапывались острым инструментом.
Мастера покрывали нимб и голову святого охрой и серовато-зелёным тоном. Светлые выступающие части писались светло-жёлтым, затем пробеливались белилами в два приёма. Лица (контуры глаз, носа и бровей) сначала прорисовывались красно-коричневым, затем темно-зелёным, почти чёрным цветом. Одежды писались сходным образом: на первичный тон (зелёный, розовый, синий) накладывались широкие полосы размывок.
Материалы и пигменты
Основа и связующие
Основой для средневековых фресок служила известковая штукатурка, изготовленная из гашёной извести и песка различной зернистости. Для арриччо использовался более крупный песок, для интонако — мелкозернистый. Качество извести имело решающее значение для долговечности фрески.
Химические процессы, происходящие при создании фрески, обеспечивали прочное связывание пигментов со стеной. Известь проходила через несколько стадий: обжиг известняка в печи (CaCO₃ CaO + CO₂), гашение негашёной извести (CaO + H₂O Ca(OH)₂), и схватывание известковой штукатурки (Ca(OH)₂ + CO₂ CaCO₃ + H₂O).
Пигменты и красители
Средневековые художники использовали разнообразные пигменты как местного, так и импортного происхождения. Исследования пигментов в работах Джотто показывают использование жёлтой железной земли и свинцово-оловянного жёлтого. Для синих тонов применялся азурит, а не ультрамарин. В синей краске также обнаружены малахит и редкий зелено-синий минерал миксит.
В Рижском замке фрески создавались преимущественно из местных материалов для штукатурки и импортных пигментов, в частности азурита, малахита и киновари. Португальские фрески в Монсараше содержали сульфид ртути (HgS), красную и жёлтую охры (Fe₂O₃ и FeO(OH)), углерод чёрный и азурит.
Некоторые пигменты, такие как красная охра, шунгит и гематит, не изменяли свой цвет при высыхании штукатурки, в то время как другие, включая охру, лазурит и глауконит, становились значительно светлее. Мастер должен был учитывать характеристики каждого пигмента и предвидеть окончательный результат.
Тематика и иконография
Религиозные сюжеты
Основную часть средневековых фресковых циклов составляли религиозные сюжеты, прежде всего библейские и христианские темы. Византийская традиция установила строгую иерархию размещения различных сюжетов в храмовом пространстве. Купола украшались изображениями Христа Пантократора, в апсидах располагались сцены, связанные с литургией, стены нефа покрывались циклами из жизни Христа и Богородицы.
Армянское монументальное искусство также базировалось главным образом на христианских темах. Современные армянские монументальные работы вдохновлялись национальными традициями и обычаями средневекового искусства, часто обращаясь к тем же тематическим мотивам. Эти произведения отличались глубиной философских размышлений о мире, возвышенностью человека и первенством принципа образности.
Фрески Дечани представляют художественное воплощение всей истории спасения. Тщательно организованные росписи, собранные в связную программу с чёткой иконографией, не оставляли места для неопределённости или неправильной интерпретации передаваемых сообщений. Изображения открывали верующим долгую историю спасения во время их пребывания в церкви.
Апокалиптические и эсхатологические темы
Особое место в средневековой иконографии занимали сцены Страшного суда и падения демонов. Русская иконография Страшного суда, окончательно сформировавшаяся ко второй половине XV века, стала визуальной компиляцией различных мотивов. В сценах Суда демоны играли широкий спектр ролей: проигрывали битву на небесах и падали на землю, сражались за человеческие души, мучили грешников в различных сегментах ада.
Наиболее важные визуальные темы, отражавшие превращение ангелов в демонов как результат битвы на небесах, включали поражение от небесного воинства или архангела Михаила, падение в огненную реку, падение на землю. В XVII веке все эти мотивы, включая падение ангелов с неба, получили дальнейшее развитие в иллюминированных сборниках.
Светские сюжеты
Хотя религиозная тематика доминировала в средневековой фресковой живописи, встречались и светские сюжеты. Фрески в спальне Палаццо Давицци-Давандзати во Флоренции конца XIV века изображают темы из рыцарского романса XIII века. Тайна, соблазн, предательство, шантаж, самоубийство и месть — темы, разыгранные в повествовательном фризе на фоне зелёного пейзажа с замковыми строениями, размещёнными в непрерывной аркадной лоджии.
В португальском селении Монсараш сохранилась уникальная фреска «Хорошего и плохого судьи», редкая в контексте европейского ренессансного искусства. Эта роспись с двумя различными повествованиями тематически уникальна для Португалии.
Иконографические программы различных регионов
Византийская традиция
Византийская фресковая живопись развивалась в рамках строго канонизированной иконографической системы. Ранние византийские фрески использовали статичные элементы, в то время как росписи XIII-XIV веков демонстрируют стиль с более динамичными элементами, такими как сложные пространственные перспективы. Поздние византийские фрески находились под более прямым влиянием техник живописи из Западной Европы.
Ключевые темы, написанные в большинстве византийских фресок, имели библейский или христианский характер. Фрески чаще всего использовались для украшения интерьеров церковных куполов, стен и сводов. Большой корпус византийских фресок сохранился до наших дней в современной Восточной Европе и Малой Азии.
Итальянская ренессансная традиция
Итальянский Ренессанс поднял фресковое искусство на новые высоты. В XV веке итальянские художники широко украшали интерьеры церквей и других зданий сложными фресковыми циклами, обогащая их новыми техниками, элементами и стилистическими особенностями.
Падуанские фресковые циклы XIV века иллюстрируют важный обмен идеями между ведущими деятелями науки, литературы и изобразительного искусства в предгуманистическом климате раннего XIV века. Новые обмены идеями также происходили между заказчиками произведений и художниками из других итальянских городов, приглашёнными в Падую для сотрудничества в различных фресковых циклах.
Инновации в изображении живописного пространства включали исследование возможностей перспективы и эффектов тромплёй. Новшества в изображении состояний чувств основывались на повышенном интересе к реалистичному изображению человеческих эмоций и интеграции новой роли заказчика-покровителя.
Русская монастырская традиция
Новгородские монастырские церкви второй половины XIV века демонстрируют тенденцию к постепенному отказу от внешних пристроек при увеличении разделения западной части нефа. Иконографическая программа нартекса в Успенской церкви архиепископского Волотовского монастыря служила своеобразной прелюдией к украшению основного пространства и соответствовала началу вечерни Успения согласно традициям палеологовского возрождения.
Менее «богословская» программа нартекса церкви Спаса в Ковалевском монастыре, ктиторами которого были новгородские бояре, подчёркивала связь между исцелением тела и души со спасением во Христе. Это указывало на приверженность местным литургическим традициям, а также влияние художественной культуры Западных Балкан.
Характер женских образов в этих монастырях соотносился с типом монастыря: Волотово был мужским монастырём, в то время как Ковалево, вероятно, было смешанного типа. Необычное расположение монастырской темы в росписи хор другой загородной монастырской церкви — Рождества на Красном поле — связано с назначением связанного с ней монастыря, который обслуживал большое кладбище.
Стилистические особенности и художественные приёмы
Колористические решения
Научные исследования средневековых фресок выявили интересные закономерности в использовании цвета. Обнаружена разница в использовании цвета между классическими картинами и фотографиями, а также значительно низкое цветовое разнообразие средневекового периода. Фрактальная размерность средневекового периода оказалась ниже, чем у других периодов.
Романские фрески отличались очень яркими, преимущественно первичными цветами. В настоящее время эти цвета обычно можно увидеть в их первоначальной яркости только в образцах витражного стекла и хорошо сохранившихся рукописях. Витражное стекло получило широкое распространение именно в романский период.
Пространственные решения и композиция
Увеличение показателя шероховатости по мере развития техник живописи, таких как кьяроскуро и сфумато, соответствует историческим обстоятельствам. Художники показали большое мастерство в придании визуальной формы новым идеям, а их технические способности позволили падуанским фресковым циклам не только стать образцом для других, но и проявить замечательную устойчивость к течению времени.
Фрески Дечани не могли избежать различий, и необходимо более внимательно изучить личное воздействие, которое оказали работавшие здесь художники и художественные цеха. За период лет большое количество художников запечатлели свои личные убеждения и навыки в Дечани, стремясь сблизить и гармонизировать их.
Консервация и реставрация
Проблемы сохранности
Средневековые фрески подвергаются воздействию различных разрушающих факторов на протяжении веков. Экзонартекс Грачаницы неоднократно повреждался в течение бурных и разрушительных столетий (XIV, XV, XVI века). Вероятно, он был расписан фресками после строительства (около 1330 года), но физических остатков или письменных источников, свидетельствующих об этом, не сохранилось.
Обширные области хроматических потерь указывают на то, что художник использовал смешанную живописную технику (фреско и секко). Это создаёт дополнительные сложности для реставраторов, поскольку различные техники требуют разных подходов к консервации.
Современные методы исследования
Современные научные методы позволяют глубоко изучить материалы и технику средневековых фресок. Элементный и химический анализ проводится с помощью сканирующей электронной микроскопии с энергодисперсионным рентгеновским спектрометром, оптической микроскопии, микро-рамановской спектроскопии и инфракрасной микроспектроскопии с преобразованием Фурье.
Исследования фресок в Рижском замке показали, что изученная фреска была создана в основном из местных материалов для штукатурки и импортных пигментов. Реставраторы получили комбинированные знания о материалах во время предреставрационных исследований, а также в процессе реставрации.
Методы реставрации
Восстановление и роспись сербских монастырей во время османского правления имеет важное значение, поскольку эти темы недостаточно представлены в сербской истории искусства. Иконографический анализ сцен, посвящённых прославлению Богородицы в экзонартексе Грачаницы, а также их богословская основа требуют специального внимания.
Реставрационные работы и возможное иконографическое значение сохранившихся фрагментов средневековой живописи также обсуждаются в современных исследованиях. Управление памятниками, содержащими фресковые циклы, требует тесной координации между различными организациями, владеющими комплексами зданий.
Современная система управления установила тесную координацию между различными органами, владеющими комплексами зданий, в которых размещаются фресковые циклы. От независимого управления четырьмя различными органами была создана модель совместного управления, в которой городской совет председательствует в комитете.