Величайший Микеланджело, зародивший целую эпоху в мире искусства читать ~11 мин.
Микеланджело родился на свет 6 марта 1475 года в Итальянском городе Капрезе в районе земли Тасканы, в семье разорившегося флорентийского боярина Лодовико Буонарроти.
Семья будущего творца едва сводила концы с концами, и дохода которую получал его отец от крошечного владения в пригороде с трудом хватало, чтобы прокормить многодетную семью. В сложившейся ситуации у него не оставалось выбора, и он был вынужден отдать Микеланджело матери кормилице, супруге Скарпелино которая жила по соседству. Там и вырос маленький Буонарроти взращённый в семье Тополино.
Будучи ещё очень маленьким, парень познал искусство разминать глину и научился владеть резцом за долго до умения читать и писать. Со временем новый отец Микеланджело поддержал увлечения сына и отправил его учиться в мастерскую. Такими были первые шаги в Мир искусства будущего мирового гения, итальянского скульптора, художника и законодателя целой эпохи в мировом искусстве и живописи, одним из основных мастеров времён Возрождения — Микеланджело Буонарроти.
После смерти Микеланджело открылись удивительные факты, ведь при жизни этот невероятно талантливый художник и скульптор постоянно твердил о том, что его преследуют одни убытки. Он даже умудрился убедить всех окружающих в этом до такой степени, что ему сочувствовали, помогали и старались поддержать, говоря о нём как об очень скудно живущем человеке.
В наши дни New York Times опубликовал статью, что в активах Микеланджело было найдено баснословное состояние, насчитывающее несколько десятков миллионов долларов США. Вопрос заключается в том, почему Буонарроти скрывал своё состояние? Остаётся загадкой по сей день, считал ли он жизнь по средствам признаком плохого тона или не хотел выделяться в своём окружении, а может он просто боялся сглазить или накликать беду на успех и признание своих талантов. При этом так же не известен факт востребованности полотен мастера при жизни, купить картину художника наверняка было не сложно в те годы, но тем не менее таких фактов нет.
Великий творец при жизни был весьма мистичен и с ним связанно большое количество невероятно мистифицированных историй. Микеланджело даже познал основы анатомии для того, чтобы максимально доподлинно воссоздавать все изгибы, черты и линии человеческого тела. Он так увлёкся изучением человеческого тела посвящая этому по 10-15 часов в сутки проходя обучение в монастырском морге, что спустя короткое время на свет начали появляться скульптуры такого качества и уровня, что до наших дней мало появилось скульпторов, которые смогли бы быть равными его таланту. Мастер знал о своём таланте и неоднократно позволял себе выражаться очень резко и критично в отношении других художников.
До нас дошло немало язвительных суждений о работах других мастеров, которые отпускал художник в их адрес. Как-то он выразился об одной из работ, на которой была изображена скорбь, посвящённая Христу: «Поистине скорбь смотреть и видеть её». А другой художник, нарисовавший картину, на которой хорошо получился только бык, был прокомментирован Микеланджело такой репликой: “Лучше всего художник пишет самого себя”.
А величайшую статую Давида мастер сотворил из части белого мрамора, которую большое количество времени мучал, высекая не опытной рукою другой скульптор бездарно старавшийся придать ему очертания статуи, но вскоре отчаялся и отправил её в мусор.
В 15 веке Юлий II решил построить для себя неповторимую усыпальницу. Он пригласил Микеланджело обязав его приступить к выполнению проекта. Микеланджело очень вдохновился идеей и на тот момент обладал уже огромным опытом создания таких шедевров как «Пьета» и «Давид». Почти 9 месяцев Микеланджело находился в Карраре, в поисках необходимых для работы мраморных блоков. На момент доставки мрамора в Рим которые осуществлял его недруг и коллега Донато Браманте, убедил папу остановить работы над усыпальницей.
Юлий II был очень суеверен, и Браманте намеренно использовал его слабость испугав понтифика, тем что создавать себе гробницу при жизни – является плохой приметой.
За что же Браманте так не переносил Микеланджело?
Однажды скульптор уличил архитектора в расточительстве и многочисленных кражах во время строительства в Риме. И это было истиной правдой, которую он не мог простить. Оглашение приказа о прекращении работ над усыпальницей оскорбило Микеланджело, который в свою очередь пытался попасть на приём к Юлию для выявления причины своей отставки, а тот в свою очередь разъярённый и подавленный доводами Браманте попросту отказался выслушать и принять Микиланджело к тому же приказал выставить скульптора за дверь.
Это было невыносимо для Буонарроти, дважды униженный и оскорблённый он бросил все свои дела и покинул Рим в направлении Флоренции. Ко всему прочему у него были опасения о тайном сговоре Браменте и Рафаэля которые по мнению Микеланджело, замышляли убить его.
Когда папа узнал о том, что скульптор покинул Рим он был в ярости и отправил вслед за Микеланджело гонца с приказом о немедленном возвращении его, однако скульптор демонстративно проигнорировал этот приказ и не стал даже разговаривать с посланником. Браманте воспользовавшись ситуацией выкрал мрамор, привезённый Микеланджело для усыпальницы Юлия II.
Папа Юлий II и Микеланджело смогли найти применение лишь в 1506 году, в момент случайной встречи в Болонье, где Юлий, понимая свою роль как необходимо творчество Микеланджело для Рима и Ватикана, проявил милость и сделал все возможное дабы вернуть талантливого скульптора и художника обратно.
В 1508 году Юлий вновь отправляет предложение о возражении Буонарроти в Рим. И вместо того, чтобы просить скульптора создать статую он поручает ему приступить к созданию фресок, украшающих потолок «Сикстинской капеллы». На это решение его накрутил Браманте, который в свою очередь восхищался и поддерживал молодого и не менее талантливого Рафаэля Санти и никак не мог избавиться от навязчивой идеи убрать Микеланджело с дороги.
Заговор врагов заключался в том, чтобы отвлечь Микеланджело от основного, по их мнению, задания – создания скульптуры. К тому же накликать на него гнев Папы Римского, который обрушился бы на Буонарроти в результате отказа от приказа. А в том случае, коль Микеланджело все же примет предложение он вернее не справится с поставленной задачей. В этом случае на коне окажется Рафаэль и он сможет приступить к выполнению скульптуры.
Принимая во внимание тот факт, что Микеланджело имел очень малый опыт связанный с фресковой живописью кроме обучения у флорентийского живописца Доменико Гирландайо в конце 14 века.
Можно понять по какой причине Буонарроти поначалу упрашивал папу передать это поручение Рафаэлю. Однако решение Папы было непоколебимым и Микеланджело пришлось принять предложение. Папа возложил на Микеланджело написание двенадцати апостолов и свободную площадь вокруг фрески, чтобы расписать пространство.
В добавок к хорошего гонорару, художнику папа предложил доплатить за труды ещё пятёрке подмастерья, и позволил Буонарроти самому подобрать подходящие кадры. Микеланджело приступив к труду, выбрал со своей командой картоны и успел написать фрагмент свода. И тут у художника происходит совершенно алогичное поведение, в одночасье он отвергает помощь увольняя всю команду помощников и продолжает выполнение работы в одиночку. К тому же на Буонарроти нахлынула такая волна эмоций, что он разрушил все до того момента выполненные над капеллой свои труды. Микеланджело тем самым загоняет себя в жесточайшие рамки и увеличивает себе сложность и объём работы в десятки раз.
Ему в одиночку необходимо расписать орнаментом полностью весь плафон, площадь которого равна шестистам квадратным метрам иллюстраций о Ветхом завете. Поступок Микеланджело был приравнен к подвигу. 26 месяцев ему понадобилось для завершения работы и это с учётом перерыва с 10 мая 1508 года по 31 октября 1512 года, но он справился с нелёгкой задачей.
Художник писал в положении лёжа на спине и изредка сидя, при этом ему было необходимо запрокинуть назад голову. В этом положении краска затмевала ему зрение попадая огромными каплями прямо в глаза, стекая с кисточки во время работы, а его стан от жутко не комфортной позы резала на части и выламывала кости адская невыносимая боль, по этой причине он жутко и нецензурно ругался при этом стонал, что часто происходило во время службы. За это Микеланджело получал постоянные выговоры.
Художник сильно испортил зрение по причине того, что весь период рабочего дня ему проходилось направлять зрение исключительно вверх и он потерял возможность видеть что-либо в то время, когда его зрение было направлено прямо.
Во время творения своей самой величайшей работы «Сикстинской капеллы», за которую кстати он не получил не копейки, а лишь заработал больную спину, художник страшно ругался по этому поводу. Закончив половину работы Микеланджело учинил страшный конфликт с папой и отказался продолжать свою работу. Несмотря на затраченные огромные усилия, которые в течении 4 лет в одиночку и в невыносимых условиях, на огромной высоте под куполом в ужасно не удобной позе скульптор преодолел создавая свой шедевр. Микеланджело не переносил критику и не позволял никому смотреть на свою не законченную работу жёстко реагируя на любые предложения о помощи.
В отместку Бьяджо да Чезена неугомонному критику, который не мог справедливо оценить каторжную работу, проделанную над созданием фресок, обвиняя Микиланджело в излишней наготе персонажей, художник изобразил его на фреске «Страшный суд» в образе Миноса царя подземного царства. Полностью закончил свою работу Микеланджело лишь спустя 25 лет уже при правлении Папы Павла III Фарнезе.
Чтобы создать громадную фреску «Страшный суд», которая расположилась на всей алтарной стене, из-за необходимости в пространстве для его работы, были вынуждены удалить две фрески, выполненные Перуджино, и заделать два больших окна.
Буонарроти смущался и избегал общения с женщинами, в этом была основная причина его плохого знания женского тела. Их образу он придавал сильно выраженные атлетические черты. Свою первую женщину и музу Микеланджело удалось встреть после 60 лет, она была младше его почти на 20 лет.
Буонарроти не знал равных себе и своему таланту. В 24 года закончив первую «Пьету» которая была выставлена в стенах Собора Святого Петра Микеланджело вдруг услышал, что люди часто присуждают эту работу Кристофоро Солари. разгневанный Скульптор высек в районе поясе у девы Марии горделивую надпись «Это творение принадлежит Микеланджело Буонаротти из Флоренции».
Со временем он смущался своего поступка и старался не повторять столь резких шагов пообещав себе контролировать порывы гнева, которые часто вызывали ужас даже пап. Не редко в его адрес поступали высказывания подобные этому: “Микеланджело не управляем и страшен в гневе, от него лучше держаться подальше”. И ему удалось исполнить обещание больше не одна его работа не имела подписи автора.
Всю свою жизнь Буонарроти вёл аскетический образ жизни и не смотря на крепкое здоровье данное от природы сильно болел, сказывались последствия работы над «Капеллой». И когда вспышки недуга начали учащаться, вся Италия, считавшая себя его наследницей в первых рядах с герцогом Тосканским и папой, в страхе за эскизы и планы строительства церкви Сан-Лоренцо и собора Св. Петра в Риме которые могли исчезнуть, за спиной Микеланджело позаботились о хранении всего перечня чертёжей, картин, рисунков, картонов, и других реликвий, в случае если он уйдёт в Мир иной. Также был установлен полный контроль за всем ближайшим окружением Микеланджело, в том числе и за персоналом, который прислуживал в доме Буонарроти.
Великого художника и вместе с ним целой эпохи которая прекратила своё существование не стало 18 февраля 1564 г. Он прожил 89 лет и ушёл в разгар своей работы. К великому сожалению множество его творений остались не законченными. Многие коллекционеры всего мира по сей день устраивают охоту на эти эскизы, рисунки желая купить картины особенно начатые на кануне смерти так как они обладают баснословной ценностью.
Гробница Микеланджело Буонарроти в Санта-Кроче расположена во Флоренции, куда он всю жизнь мечтал вернуться даже бездыханным. За такую Любовь и невероятный талант Флоренция чтила его и отвечала взаимностью.
Предчувствуя скорую кончину Микеланджело уничтожил бесследно гигантское количество эскизов и набросков, отдавая себе отчёт в том, что у него не будет технических средств, чтобы им подарить жизнь. Вот такие небольшие, но слишком значимые факты из жизни великого мастера!
Купить картины этого и других авторов можно в интернет магазине копий картин Art-Holster, который на наш взгляд наиболее точно выполнят музейные копии.