Всё, что нужно знать о романтизме читать ~9 мин.
В конце XVIII века художники начали отвергать идеи Просвещения, которые ставили разум превыше всего. Они хотели учитывать эмоции и индивидуальность, а также художественную свободу. Так в мире искусства появился романтизм. Сегодня мы напомним вам имена Эжена Делакруа, Дж. М. Тёрнера и Франсиско де Гойи. Но что делает их художниками-романтиками? Эта статья объясняет основные аспекты этого движения, рассматривая его величайших представителей и произведения искусства.

Отказ от Просвещения и неоклассицизма
1789 год стал поворотным в европейской истории: французский народ совершил революцию, чтобы свергнуть древний режим, принимая во внимание идеи Просвещения. В то время разум, порядок и критическое мышление казались идеальным способом самореализации. По иронии судьбы, насилие, учинённое революционерами, встревожило многих их сторонников – очевидно, что разум не возобладал во время этих массовых убийств. В то же время художники начали отвергать установленный неоклассический канон, навязанный художественными академиями. Тоска по классическому миру не вписывалась в эту новую эпоху, художники стремились к собственным стилям и темам. Они делали акцент на эмоциях, индивидуальности, иррациональности и воображении.

Романтизм во всех видах искусства
Романтизм зародился в литературе в Германии. Наиболее показательным произведением является «Печали юного Вертера» Гёте, написанное в 1774 году. Эта история о художнике, столкнувшемся с безответной любовью, который в конце концов умирает от самоубийства, настолько захватила публику, что появились подражатели самоубийств. Хотя роман подвергся резкой критике, идея художника как многострадального гения и чрезмерного выражения эмоций стала невероятно популярной. В изобразительном искусстве мы можем начать с творчества Уильяма Блейка (1757-1827). Для него науки было недостаточно, чтобы увидеть истину, потому что она была «бездушной».
Свои идеи поэт и художник выразил в картине «Ньютон», где учёный сидит, сосредоточившись на свитке и компасе, совершенно не замечая окружающего его мира. Блейка часто считают отцом романтизма.

Идеи индивидуальности и художественной свободы привели к разнообразию стилей в романтизме. По этой причине сложно выделить конкретные формальные качества. Однако мы можем выделить конкретные темы, которые привлекали этих художников.
Это случилось во сне
В целом картина Генриха Фюзели (1741-1825) «Кошмар» считается первой романтической картиной. Ее тема – сны – шла вразрез с рациональным мышлением эпохи Просвещения. Естественно, что эротический и мрачный сюжет вызвал резкую критику.

В Испании Франсиско де Гойя (1746-1828) создал серию гравюр о снах. В 1799 году он создал картину «Сон разума порождает чудовищ». Это также изображение измученного художественного гения, к которому обращался романтизм.

Возвышенная природа
На протяжении веков пейзажи оставались лишь частью картины: фоном для исторической битвы или декорацией для мифа. Но романтизм поднял его на новый уровень. Отчасти это было восстанием против правил, диктуемых художественными академиями, которые считали этот жанр менее значительным, не заслуживающим похвалы.
Романтизм принёс идею возвышенного. Об этом много писали такие философы, как Эдмунд Бёрк и Иммануил Кант. Возвышенное относится к чему-то, что больше самого себя, к чему-то неконтролируемому, что делает существование человека незначительным. Это то, что можно наблюдать только в благоговении и ужасе. Такова природа. Возможно, ярким примером этого являются работы Дж. М. У. Тёрнера. Возьмём эту картину. Мы едва видим корабль, который окружает сильный шторм. Эта идея дико отличалась от прежней веры в то, что человек может управлять природой. Более того, в этой части своей карьеры Тёрнер идёт к полной абстракции.

Каспар Давид Фридрих (1774-1840) также изображал возвышенность природы, хотя и не в такой жестокой манере. На картине «Странник над морем тумана» изображён человек, созерцающий пейзаж перед собой. Несмотря на своё положение, он не демонстрирует какого-либо превосходства или доминирования над природой, а испытывает чувство благоговения перед ней.

Дикая природа
Ещё одним аспектом природы, который интересовал художников в эпоху романтизма, были животные; чем более дикие, тем лучше. Лошади, тигры и леопарды были одними из самых любимых тем за их взрыв необузданных инстинктов и отсутствие рациональности.

Мирная природа
Джон Констебл (1776-1837) посвятил свою карьеру тому, чтобы показать другую сторону природы – мирную и спокойную. Он практиковал живопись en plein air (на открытом воздухе) в своей любимой британской сельской местности. Если посмотреть на картину ниже, то эта природа не идеализирована. На ней также нет классических фигур, как в работах Клода Лоррена или Николы Пуссена. На картинах Констебла изображены обычные люди в их повседневной деятельности. К сожалению, его картины не были признаны критиками. Ему разрешили стать членом Королевской академии только в 1829 году, когда ему было 52 года. Тем не менее французы высоко оценили его работы, разрешив ему выставляться в Парижском салоне.

Духовная природа
Каспар Давид Фридрих был преданным протестантом, который привнёс в свои романтические пейзажи духовный и религиозный элемент. Только взгляните на его «Крест в горах» 1808 года. Первоначально это произведение было выставлено в часовне Тетшен в современной Чехии. Это не типичный алтарный образ, поскольку пейзаж занимает большую часть пространства, а крест виден издалека. Это может показаться необычным, но Бог все равно здесь, в природе. Неудивительно, что картина подверглась негативной критике за нарушение традиций.

Ностальгия
Ностальгия присутствовала во многих произведениях эпохи романтизма. Художники и архитекторы проявляли особый интерес к Средневековью. Собственно, название движения происходит от средневековых романсов. Благодаря этому новому увлечению в архитектуре произошло возрождение готического стиля в таких зданиях, как Вестминстерский дворец в Лондоне.
В то время в Европе в самом разгаре была промышленная революция, и все вокруг менялось. На основе этих перемен Тёрнер написал свою знаменитую картину «Боевой корабль Темер», причаленный к последнему причалу, чтобы быть разбитым», 1838 год.

Ориентализм
Ещё одним способом, с помощью которого романтики демонстрировали свою тоску по прошлому, были произведения ориенталистов. По мере того как европейцы колонизировали остальной мир, художники и писатели давали волю своему воображению и создавали нереалистичные изображения африканского и ближневосточного образа жизни. Например, работа Эжена Делакруа «Смерть Сарданапала» была вдохновлена пьесой лорда Байрона «Сарданапал».

Важно знать, что эти работы помогли оправдать колонизацию этих регионов. Они должны были показать этих людей как будто застрявшими в прошлом; они также должны были представить их общества в руинах, как в переносном, так и в буквальном смысле. Многие из этих работ изображают здания в упадке. Даже на картине выше мы видим руины на заднем плане. А теперь посмотрите на следующую картину. Вроде бы все в порядке, но на стене есть трещины, а часть краски отвалилась, из-за чего картина выглядит старой и неухоженной.

Национализм
Но романтизм смотрел не только вовне. XIX век был временем национализма, и романтическое искусство идеально подходило для этого. Чтобы подчеркнуть историю своей страны, художники обращались к историческим моментам. Например, Гойя создал свою картину «Третье мая» в 1808 году в память о сопротивлении Испании наполеоновскому вторжению. Эту картину уже давно обсуждают и отмечают, что центральная фигура напоминает Распятие. Это был именно тот тип символизма, который вдохновлял на патриотизм.

Американские художники-романтики из Гудзонской школы использовали пейзажи, чтобы показать природную красоту своей страны. Они создавали поразительные композиции с ностальгическим и живописным настроением. Только взгляните на картину Альберта Бирштадта. То, как свет освещает сцену, кажется почти религиозным. Природа представляется спокойной и величественной.

Романтический портрет
Поиск индивидуальности не ограничивался только стилем живописи художника. Портрет стал средством выражения психологического состояния портретируемого. Примером тому может служить серия портретов Теодора Жерико (1791-1824), посвящённых обитателям приютов.

Социальная справедливость
Французские художники развивали историческую живопись в новых направлениях. Помимо обычных мифологических и библейских сюжетов, они хотели изобразить недавние события, особенно те, которые раскрывали акты несправедливости. В 1819 году Жерико потряс Парижский салон своим «Плотом Медузы». Группа выживших после крушения корабля, по халатности капитана, держится за жизнь, а капитан и высшие офицеры бросили на плоту 147 человек низшего ранга. Жерико решил изобразить момент, когда они видят лодку, которая может их спасти. К тому моменту в живых оставалась лишь горстка людей. Большинство из них умерли от голода, некоторые были выброшены за борт, чтобы сбросить вес. Чтобы выжить, им даже приходилось заниматься каннибализмом. Трагедия стала скандалом во Франции, поэтому люди узнали сюжет на картине Жерико.

Революция
Ещё одним французским художником, использовавшим свои полотна в социально-политических целях, был Делакруа. Конечно, мы поговорим о его знаменитой «Свободе, ведущей народ» 1830 года. Здесь мы видим женскую фигуру как аллегорию свободы, отсылающую к традиционной исторической живописи. Картина напоминала о недавнем восстании против короля Карла X.

Другие картины Делакруа иллюстрируют войну Греции за независимость от Османской империи. Слева – «Резня на Хиосе», свидетельствующая об османском гнёте. Справа – аллегория Греции, стоящей в руинах Миссолонги после османской осады.

Наследие романтизма
Идеи художественной свободы не означали полного отказа от институтов искусства. Примеры, приведённые в этой статье, показывают, что художники сохраняли представления о пропорциях, перспективе, академическом рисунке и анатомии. Более того, многие из них по-прежнему искали институционального одобрения. Тёрнер преподавал в Королевской академии в начале своей карьеры, а Констебл годами боролся за членство в ней. Делакруа и Жерико выставляли свои картины в Салоне. Однако в итоге романтизм вдохновил более позднее поколение, порвавшее с Академией, – импрессионистов. Обращение Тёрнера со светом – лишь один из примеров этого. Другим примером может быть его интерес к современному изобретению – поезду.
