Живопись и графика в Нидерландах XV века читать ~3 мин.
Изучение нидерландской живописи всегда было связано с большими трудностями. Художники очень редко подписывали и датировали свои произведения. В XV веке только самый крупный из них — Ян ван Эйк — позволял себе это. Мы совсем не знаем подписей таких видных мастеров, как Рогир ван дер Вейден или Гуго ван дер Гус. Поэтому современная наука, располагающая очень скудными документами, строит свои выводы почти исключительно на данных стилистического анализа. До нашего времени дошло значительное количество картин, авторы которых не известны; в то же время в сохранившихся документах, например, в списках гильдий художников различных городов, имеются имена живописцев, чьих работ мы не знаем. Иногда исследователи условно соединяют несколько близких по стилю произведений в одну группу под именем какого-нибудь мастера или условным обозначением (например, Мастер женских полуфигур, Мастер видения св. Гудулы или Мастер легенды о св. Марии Магдалине), но всегда в той или иной степени гипотетически.
Положение затрудняется наличием многочисленных вариантов, копий или повторений, изготовленных со знаменитых картин учениками и последователями великих художников и даже ими самими. Часто эти повторения по качеству почти не уступают оригиналу, и поэтому разобраться в них чрезвычайно сложно. До того, как в XIX веке были заложены основы научного исследования нидерландского искусства, существовала тенденция приписывать неизвестные картины великим мастерам — Эйку, Мемлингу, Рогиру и другим. Поэтому круг их работ долгое время неоправданно расширяли. В последние десятилетия был проведён критический пересмотр творческого наследия основных мастеров, опии и подражания отделены от оригиналов. Однако осталось ещё очень много неразрешенных вопросов. Особенно плохо обстоит дело с классификацией, определением авторства и датировкой картин среднего качества, каких немало и в эрмитажном собрании.
Тематика картин XV столетия по-прежнему оставалась религиозной, но художники отказались от абстрактных формул средневекового искусства и сущность их творчества коренным образом изменилась. Пантеистические идеи о божественном характере всех явлений и вещей в мире, о равенстве всех созданий перед богом, распространявшиеся в XV веке, способствовали обновлению искусства. Они давали художникам возможность прославлять многообразие и красоту земной жизни, утверждать совершенство и гармонию мироздания. Реальная действительность стала объектом их изучения, конкретные наблюдения натуры обогатили творчество многих мастеров. Появилась и приобрела широкое развитие так называемая станковая живопись — самостоятельные картины или алтари, написанные на дереве, а позднее — на холсте.
Монументальная фресковая живопись, в отличие от Италии, не получила в Нидерландах широкого распространения.
Главной особенностью творчества нидерландских художников стало стремление к правдивому изображению человека и природы. Тем самым нидерландское искусство было вовлечено в сферу вопросов, стоявших в эпоху Возрождения перед художниками ряда стран Европы. Нидерландские живописцы решали эти задачи по-своему. Не пытаясь, подобно итальянским собратьям, уловить закономерности в изображении действительности, не стремясь к обобщениям и не задумываясь над проблемами перспективы, они умели с удивительной свежестью, богатством и непосредственностью ощущения передать тысячи вещей и явлений природы, неповторимость индивидуального облика людей. Чисто практическим путем овладели они приемами построения пространства, научились понимать роль света и цвета, что помогло им воспроизводить тончайшие свойства и особенности предметов, а также насыщенную солнечным светом атмосферу.
Зинаида Гаврилова